Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 мая 2020 г. N 03-11-11/44836
См. справку "Коронавирус COVID-19"
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение с предложениями, связанными с порядком применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов предпринимательской деятельности (далее - ЕНВД) и патентной системы налогообложения (далее - ПСН), и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В отношении предложения о возможности сохранения ЕНВД для самого малого бизнеса - для микропредприятий, чей ежемесячный доход составляет не более 1 миллиона рублей, а численность наемных работников - не более 5 человек, как переходного режима для предпринимателей, занимающих промежуточное положение между самозанятыми и непосредственно малым бизнесом, считаем необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 года N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" положения главы 26 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не применяются с 1 января 2021 года.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов продление действия ЕНВД не предусмотрено.
Вместе с тем сообщаем, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Правительстве Российской Федерации обсуждалось предложение о продлении действия ЕНВД после 1 января 2021 года, которое не было поддержано.
В части предложения о распространении возможности применения ПСН, помимо индивидуальных предпринимателей, как действует в настоящее время, на юридических лиц - представителей малого и среднего бизнеса, считаем необходимым отметить следующее.
Кодексом предусмотрена возможность добровольного выбора наиболее оптимального налогового режима в отношении осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности (общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы).
Помимо общего режима налогообложения и ЕНВД, индивидуальным предпринимателям предоставлена возможность применять в отношении осуществляемой предпринимательской деятельности ПСН, или же зарегистрироваться в налоговых органах в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, а организации, в свою очередь, в качестве альтернативного специальному налоговому режиму в виде ЕНВД могут применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
При этом отмечаем, что Кодексом субъектам Российской Федерации предоставлены полномочия по установлению дифференцированных налоговых ставок по УСН.
Так, на основании пункта 1 статьи 346 20 Кодекса для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, установлена налоговая ставка в размере 6 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категории налогоплательщиков.
Для налогоплательщиков, перешедших на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков (пункт 2 статьи 34620 Кодекса).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 2 статьи 346.20"
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 346 11 Кодекса применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 16, 3 и 4 статьи 284 Кодекса), налога на имущество организаций (за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом). Организации, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 1741 Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктами 16" имеется в виду "пунктами 1.6", вместо "1741" имеется в виду "174.1"
Налогоплательщики, применяющие УСН, налоговый учет доходов и расходов осуществляют по упрощенной форме в книге учета доходов и расходов.
Одновременно сообщаем, что в рамках совершенствования УСН, в целях создания комфортных условий перехода на данный специальный налоговый режим, разработан и находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий предоставление возможности продолжать применять УСН в случае частичного превышения налогоплательщиками установленных Кодексом ограничений по доходам и (или) средней численности работников.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 года N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" статья 346 25 Кодекса дополнена пунктом 2 2, исходя из которого, налогоплательщики, применявшие ЕНВД или ПСН до перехода на УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, вправе учесть произведенные до перехода на УСН расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, которые будут учитываться по мере реализации указанных товаров в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 346 17 Кодекса.
Также отмечаем, что в Правительство Российской Федерации 31 марта 2020 года внесен проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 346 43 и 346 51 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", разработанный во исполнение пункта 5 раздела XI плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 года N 20-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 года N 19-р) (далее - План мероприятий), которым предусматривается расширение области применения ПСН, в частности:
- расширение перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ПСН, за счет включения в него ряда видов предпринимательской деятельности, в отношении которых в настоящее время может применяться ЕНВД, в том числе, услуг по мойке автомототранспортных средств, услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств, услуг по распространению рекламы;
- приведение ограничений по размерам площадей торгового зала стационарной торговой сети и зала обслуживания посетителей объекта организации общественного питания, используемых в целях применения ПСН, в соответствие с действующими ограничениями для налогоплательщиков, применяющих ЕНВД (до 150 квадратных метров), с одновременным предоставлением субъектам Российской Федерации права на снижение размера таких ограничений;
предоставление налогоплательщикам, применяющим ПСН, права уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением ПСН, на страховые платежи (взносы) и пособия по аналогии с имеющимся в настоящее время правом у налогоплательщиков, применяющих ЕНВД.
При этом вышеуказанным Планом мероприятий, а также упомянутыми Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, возможность распространения действия ПСН в отношении предпринимательской деятельности юридических лиц не предусмотрена.
Также полагаем, что предоставление возможности применения ПСН юридическим лицам на практике может привести к тому, что данный специальный налоговый режим смогут применять не только представители малого и среднего бизнеса. При этом налоговая нагрузка при применении УСН и ПСН по сравнению с другими режимами налогообложения достаточно низкая.
Учитывая изложенное, предложение о распространении возможности применения ПСН, помимо индивидуальных предпринимателей, на юридических лиц - представителей малого и среднего бизнеса, считаем нецелесообразным и не поддерживаем.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 27 мая 2020 г. N 03-11-11/44836
Текст письма опубликован не был