Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 августа 2017 г. N 11-197/17
В связи с поступившей от АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" информацией (вх. 17006-ЭП/17 от 11.07.2017) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
с участием представителей:
СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт-Петербурга" (далее - заказчик),
АНО Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р" (далее - заявитель),
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению заказчиком законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на выполнение работ по размещению велосипедных дорожек (контракт N 26/17-ВД от 07.07.2017, реестровый номер контракта 2784201904417000023) (далее - закупка, контракт).
Адрес проверяемой организации: Дегтярный пер., д. 11, лит. Б, пом. 1-Н, Санкт-Петербург, 191144.
Место проведения Инспекции УФАС: В.О., 4-я линия, д. 13, Санкт-Петербург, 199004.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Контракт N 26/17-ВД на выполнение работ по размещению велосипедных дорожек заключен 07.07.2017 на основании с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
Цена контракта - 110 059 000,00 руб.
Сведения о контракте размещены на Официальном сайте Единой Информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 07.07.2017.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
Согласно обоснованию способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенному на Официальном сайте, а также пояснениям представителей заказчика, "при выборе способа размещения закупки Заказчик руководствуется статьей 48 Закона о контрактной системе. На основании пункта 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
При выборе способа размещения закупки Заказчик исходил из следующих временных факторов и поручений:
- необходимость размещения велодорожек до 15.07.17 согласно протоколу, совещания у Губернатора от 18.02.17,
- необходимость исполнения Закона Санкт-Петербурга от 07.12.2016 N 699-113 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в редакции от 30.05.2017,
- полномочия по размещению велодорожек были переданы Учреждению (Заказчику) Постановлением Правительства С-Петербурга N 352 от 15.05.17,
- бюджетные средства на данную закупку были доведены в Учреждение (Заказчику) только распоряжением N187-р от 09.06.17 июня,
- проекты на размещение велодорожек были переданы в Учреждение (Заказчику) 16.06.17,
- окончание Агростроительного периода Санкт-Петербурге 15.09.2017.
На основании изложенного, заказчик осуществил закупку у единственного подрядчика в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Также, определение аварии дано в Федеральном законе от 21.07.1997 N "116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
Факт аварии, либо наличие иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчиком при заключении контракта с единственным поставщиком не установлено, на заседание Инспекции УФАС документы, подтверждающие наличие таких обстоятельств, не представлены.
Как следует из содержания Контракта, его заключение связано с необходимостью установки дорожных знаков и нанесении дорожной разметки. Однако потребность в данных работах не является основанием для осуществления закупки у единственного подрядчика по смыслу и содержанию п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. Документы, подтверждающие наличие чрезвычайных обстоятельств, обстоятельств непреодолимой силы, Заказчиком не представлены. Условий о порядке ликвидации последствий действия непреодолимой силы или чрезвычайной ситуации Контракт не содержит.
В свою очередь контрактом не предусмотрены работы по устранению следствия аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы.
Вместе с тем, необходимо отметить, что согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 15.07.2015 N Д-28и-2188 в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости. При этом суд исходил из того, что наличие возможности у заказчика прогнозировать и контролировать сложившуюся ситуацию в течение определенного периода времени является основанием признать контракт, заключенный с единственным исполнителем в указанном случае, недействительным.
В соответствии с п. 2.2 контракта окончание выполнения работ -30.10.2017.
Следовательно, заказчик в любом случае не исполнил поручение Губернатора Санкт-Петербурга о размещении велодорожек до 15.07.17.
В связи с тем, что заказчику переданы полномочия по размещению велодорожек 15.05.2017, бюджетные средства переведены заказчику 09.06.2017, а проекты на размещение велодорожек были у заказчика 16.06.2017, то у Заказчика имелась возможность заблаговременно внести соответствующие изменения в план закупок и план-график закупок, подготовить общую и специальную части документации о закупке, и, следовательно, в середине июня заказчик смог бы разместить извещение о закупке и провести ее конкурентным способом.
Кроме того, положения контракта о сроках окончания работ (30.10.2017) противоречат доводам заказчика о невозможности исполнения работ в связи с окончанием агростроительного периода 15.09.2017.
Таким образом, фактические сроки заключения контракта (контракт заключен спустя 20 дней после получения всех необходимых заказчику средств и информации (проекты) для осуществления закупки) и выполнения работ указывают на отсутствие срочности в проведении работ и указывают на возможность проведения конкурентных процедур.
Данные сроки указывают на имевшуюся у заказчика возможность контролировать ситуацию в течение определенного времени, что, в свою очередь позволяло провести конкурентные процедуры.
Учитывая изложенное, заказчик неправомерно выбрал способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, т.к. виды и объемы работ по контракту не направлены на ликвидацию аварии, которой не было, а также у заказчика была возможность применить иные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании ч. 1, ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе Инспекция УФАС
решила:
1. Признать в действиях заказчика нарушения ч. 1, 5 ст. 24, п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что контракт заключен.
3. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 августа 2017 г. N 11-197/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017