Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 августа 2017 г. N 1224-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения -
- в отсутствии заявителя в лице Кушнарёва П.А., уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу Кушнарёва П.А. (660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Апексеева, д. 51, кв. 49) о нарушении заказчиком в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения (660077, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Апексеева, д. 51, кв. 49), его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: "Газоснабжение жилых домов от ГРПШ-3 г.Нижние Серги" (извещение N 0162300054617000022) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба Кушнарёва П.А. (вх. N 01-13714 от 28.07.2017 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на строительство объекта: "Газоснабжение жилых домов от ГРПШ-3 г.Нижние Серги" (извещение N 0162300054617000022) Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель Кушнарёва П.А. указал на нарушения в части размещения информации в Единой информационной сети и на описание объекта закупки. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
14 июля 2017 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0162300054617000022 и аукционная документация на строительство объекта: "Газоснабжение жилых домов от ГРПШ-3 г.Нижние Серги".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 16 001 340,00 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией.
Комиссией Свердловского УФАС России установлено, что заказчиком информация, необходимая для заполнения первой части заявки содержащаяся в Приложение N 2 к Техническому заданию "Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (материалов)", и размещена в формате ".pdf". При конвертации файла Приложение N 2 к Техническому заданию "Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (материалов)".pdf в формат, позволяющий осуществить копирование текста, все Приложение N 2 поддается форматированию, таким образом, данный файл не обладает специальными защитными свойствами, и позволяет участнику заполнить заявку.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего на Официальном сайте документацию электронного аукциона, а именно Приложение N 2 к Техническому заданию "Требования к качеству, техническим характеристикам товаров (материалов)", не содержит ограничение поиска и копирования фрагментов текста, соответствуют требованиям ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе, подпункту "л" пункта 14 Правил.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе указано, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
В Приложении к "Техническому заданию" (Часть II аукционной документации) заказчиком установлены требования к качественным и техническим характеристикам товара, используемого при выполнении работ, в том числе по поз.:
поз. 1 "Труба стальная 57", поз. 4 "Труба стальная 108", поз. 8 "Труба стальная 159", поз. 10 "Труба стальная 219", поз. 10 "Труба стальная 108" заказчиком установлены характеристики (совпадает по всем позициям) "временное сопротивление разрыву должно быть от 26 до 50 кгс/мм2 в зависимости от марки стали; предел текучести должен быть от 18 до 35 кгс/мм2 в зависимости от марки стали".
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что по данным характеристикам ("временное сопротивление разрыву должно быть от 26 до 50 кгс/мм2 в зависимости от марки стали; предел текучести должен быть от 18 до 35 кгс/мм2 в зависимости от марки стали") необходимо указать значения в соответствии с ГОСТ, ТУ, паспорту на изделие (если он есть у участника закупки), никаких испытаний товара проводить не нужно.
Комиссия Свердловского УФАС России, рассмотрев позиции N 1,4,8,10 Приложения к "Техническому заданию" к аукционной документации, не выявила требований к указанию точных значений по характеристикам. Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
поз. 1 "Труба стальная 57", поз. 4 "Труба стальная 108", поз. 8 "Труба стальная 159", поз. 10 "Труба стальная 219", поз. 10 "Труба стальная 108" заказчиком установлена характеристика (совпадает по всем позициям) "углерода не менее 0,07 не более 0,14; марганца не менее 0,25 не более 0,65; кремния не менее 0,07 не более 0,37".
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что по данной характеристике ("углерода не менее 0,07 не более 0,14; марганца не менее 0,25 не более 0,65; кремния не менее 0,07 не более 0,37") необходимо указать значения в соответствии с ГОСТ, ТУ, паспорту на изделие (если он есть у участника закупки), никаких испытаний товара проводить не нужно.
Комиссия Свердловского УФАС России, рассмотрев позиции N 1,4,8,10 Приложения к "Техническому заданию" к аукционной документации, не выявила требований к химическому составу и компонентам товара. Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
поз. 1 "Труба стальная 57", поз. 4 "Труба стальная 108", поз. 8 "Труба стальная 159", поз. 10 "Труба стальная 219", поз. 10 "Труба стальная 108" заказчиком установлена характеристика (совпадает по всем позициям) "относительное сужение проката в нормализованном состоянии должно быть не менее 20%".
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что по данной характеристике ("относительное сужение проката в нормализованном состоянии должно быть не менее 20%") необходимо указать значения в соответствии с ГОСТ, ТУ, паспорту на изделие (если он есть у участника закупки).
поз. 2 "Манжета термоусаживающаяся 108", поз. 3 "Манжета термоусаживающаяся 87", поз. 12 "Манжета термоусаживающаяся 219" заказчиком установлены характеристики (совпадает по всем позициям) "относительное удлинение при разрыве ленты-основы в продольном направлении при температуре 23 0С, %, не менее 200; степень полной усадки в продольном направлении, %: от 20 до 30".
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что по данным характеристикам ("относительное удлинение при разрыве ленты-основы в продольном направлении при температуре 23 0С, %, не менее 200; степень полной усадки в продольном направлении, %: от 20 до 30") необходимо указать значения в соответствии с ГОСТ, ТУ, паспорту на изделие (если он есть у участника закупки).
Комиссия Свердловского УФАС России, рассмотрев позиции N 2,3,12 Приложения к "Техническому заданию" к аукционной документации, не выявила характеристик, значения которых становятся известными после испытаний конкретной партии товара. Таким образом довод заявителя не нашел своего подтверждения.
поз. 19 "Щебень фракции свыше 40 до 70 мм по ГОСТ 8267-93" заказчиком установлены характеристики "содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе, средняя плотность зерен менее 14 г/см3. Содержание зерен слабых пород по массе должно быть не более 14%. Содержание пылевидных и глинистых частиц по массе должно быть не более 2. Содержание глины в комках по массе не должно превышать 0,5 %".
На заседании Комиссии Свердловского УФАС России представители заказчика пояснили, что по данным характеристикам ("содержать дробленые зерна в количестве не менее 80% по массе, средняя плотность зерен менее 14 г/см3. Содержание зерен слабых пород по массе должно быть не более 14%. Содержание пылевидных и глинистых частиц по массе должно быть не более 2. Содержание глины в комках по массе не должно превышать 0,5 %.") необходимо указать значения в соответствии с ГОСТ, ТУ, паспорту на изделие (если он есть у участника закупки).
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России установила, что требования к характеристикам товара по позициям N 1,2,3,4,8,10,12,19, Приложения к "Техническому заданию" к аукционной документации, на которые указывает заявитель, установлены в соответствии с ГОСТ и не нарушают права и законные интересы участников закупки.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
В жалобе заявителя Кушнарёва П.А. содержится указание на характеристики товара, используемого при выполнении работ на строительство объекта: "Газоснабжение жилых домов от ГРПШ-3 г.Нижние Серги", которые по мнению заявителя, не соответствуют положениям Закон о контрактной системе, однако жалоба не содержит в себе документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией Свердловского УФАС установлено, что:
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе в п. 12.1.2 информационной карты документации электронного аукциона установлены дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N 99) (редакция от 20.10.2016 г).
В соответствии постановлением Правительства РФ N 99(редакция от 20.10.2016 г), предъявляется дополнительное требование к участникам закупки:
наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
Заказчиком в п. 12.1.2.1 информационной карты документации электронного аукциона установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в п. 12.1.2. настоящей документации, установленный Правительством Российской Федерации N 99 (редакция от 20.10.2016 г), а именно: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе информацию о требованиях к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе в п. 13.2 информационной карты установлены требования к составу второй части заявки. Вторая часть заявки на участие в настоящем аукционе в том числе должна содержать копии документов, подтверждающие соответствие Участника закупки требованиям, установленным в п. 12.1.2 настоящей документации: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Комиссией Свердловского УФАС России при анализе п. 12.1.2.1, п. 13.2 информационной карты документации электронного аукциона установлено следующие:
- к участникам закупки (п. 12.1.2.1 информационной карты) установлены дополнительные требования в нарушение ч. 2 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 99 (редакция от 20.10.2016 г);
- в состав второй части заявки (п. 13.2 информационной карты) включены документы в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 99 (редакция от 20.10.2016 г).
Заказчиком в документации об электронном аукционе не учтены изменения, внесенные в Постановление Правительства N 99 (редакция от 14.11.2016 г).
В соответствии с Приложением N 1 к постановлению Правительства N 99 (редакция от 14.11.2016 г) заказчик может установить следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; а так же требования к составу второй части заявки: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Таким образом, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки в нарушение ч. 2 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 99 редакция от 14.11.2016 г). Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заказчику в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения, его комиссией предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Кушнарёва П.А. признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения, его комиссией признать нарушение ч. 2 ст. 31, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Администрации Нижнесергинского городского поселения, его комиссией предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному на принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица заказчика, включившего в документацию (закупка, N 0162300054617000022) при ее разработке вышеописанные ненадлежащие требования к участнику, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий с документами, удостоверяющими личность, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта,5/Химиков,3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения ______________ 2017 г. в __:__.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 3 августа 2017 г. N 1224-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017