Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБУ "Санкт-Петербургский многопрофильный центр" (далее - Заказчик):
ООО "ФармПрофиль" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19058-ЭП/17 от 04.08.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на медикаменты (Поставка лекарственных препаратов для отделения анестезиологии и реанимации (2)) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 27.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0345100017317000146. Начальная (максимальная) цена контракта - 999 686,26 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
Согласно доводам Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены требования к лекарственному средству, которые соответствуют товару единственного производителя.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2013 N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" установлено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка лекарственного средства с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства.
В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" подтверждение государственной регистрации лекарственного препарата осуществляется при выдаче бессрочного регистрационного удостоверения лекарственного препарата в случае, указанном в ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ, в срок, не превышающий шестидесяти рабочих дней со дня получения соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти заявления о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата.
Например, согласно п. 4 Приложения N 1 к Техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к лекарственному средству с МНН Жировые эмульсии для парентерального питания: "Эмульсия для инфузий 200 мг/мл, 500 мл - бутылки (10) - коробки картонные. Состав: Состав: 1000 мл эмульсии содержат в качестве активных веществ: соевых бобов масла не более 100,0 г; триглицериды средней цепи не менее 100,0 г, линолевая кислота 48,0-58,0 г/л, -линолевая кислота 5,0-11,0 г/л, энергетическая ценность не менее 7990 кДж/л, теоретическая осмолярность не более 308 мОсм/л. Показания к применению: источник энергии, включающий легко утилизируемый липидный компонент (среднецепочечные триглицериды); обеспечение организма незаменимыми жирными кислотами в составе парентерального питания. Условия хранения: при температуре не выше 25°С. Не замораживать.".
В соответствии с п. 2 Приложения к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 февраля 2016 года N 80н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения" государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения (далее - Реестр) является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации.
Согласно доводам Заявителя требованиям Заказчика соответствует лекарственное средство единственного производителя - "Липофундин МСТ/ЛСТ 20%", производства "Б.Браун Мельзунген АГ", Германия.
В соответствии с ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос о даче разъяснений положений документации о закупке. Предметом запроса являются доводы, изложенные в жалобе.
Согласно официальному сайту единой информационной системы Заказчиком опубликованы следующие разъяснения положений документации о закупке:
Изложенное в запросе предположение о том, что совокупность установленных характеристик лекарственного препарата указывает на товар единственного производителя, не соответствует действительности.
Позиция N4
Согласно данным Государственного реестра лекарственных средств (http://grls.rosminzdrav.ru/), зарегистрировано не менее 3 лекарственных препаратов с МНН "Жировые эмульсии для парентерального питания" и лекарственной формой "Эмульсия для инфузий". Кроме того, совокупность установленных характеристик соответствует не менее 2-м производителям. Дополнительно необходимо заметить, что "совокупность характеристик", а также форма выпуска и описание первичной упаковки не относятся к понятиям "лекарственная форма" и "дозировка", тогда как, согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2013 г. N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями", в отдельный лот должны выноситься только лекарственные средства "лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства_", что не препятствует нахождению в совместном лоте других лекарственных препаратов, и таким образом, позволяет потенциальному участнику аукциона предложить эквивалентные совокупные характеристики, форму выпуска или первичную упаковку.
Таким образом, согласно разъяснениям Заказчика требованиям, установленным в документации о закупке, соответствуют несколько лекарственных средств.
Анализ инструкций по применению лекарственных средств, указанных в разъяснениях, показал следующее.
Лекарственное средство "Липоплюс 20" производства "Б.Браун Мельзунген АГ" (Германия) и лекарственное средство "Липофундин МСТ/ЛСТ 10%" не соответствуют требованиям Заказчика, например, по показателю содержания линолевой кислоты. Требование Заказчика: "линолевая кислота 48,0-58,0 г/л". Лекарственное средство "Липоплюс 20" в составе содержит линолевой кислоты 38,4-46,4 г/л. Лекарственное средство "Липофундин МСТ/ЛСТ 10%" в составе содержит линолевой кислоты 24,0-29,0 г/л.
Лекарственные средства с торговым наименованием "СМОФлипид" также не соответствуют требованиям Заказчика к составу лекарственного средства. Требование Заказчика: "соевых бобов масла не более 100,0 г; триглицериды средней цепи не менее 100,0 г". Лекарственные средства "СМОФлипид" содержат среднецепочные триглицериды - 60 г.
Таким образом, Заказчиком установлены требования к лекарственному средству, которые в совокупности соответствуют лекарственному средству единственного производителя.
Вывод Комиссии УФАС также подтверждается тем, что согласно протоколу рассмотрения первых частей на участие в аукционе поступила одна заявка, вторая часть которой содержит регистрационное удостоверение на лекарственное средство Липофундин МСТ/ЛСТ 20%", производства "Б.Браун Мельзунген АГ" (Германия).
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в части установления требований к лекарственному средству, которые соответствуют товару единственного производителя.
Следовательно, жалоба признана обоснованной.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ФармПрофиль" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 августа 2017 г. N 44-3192/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017