Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: "Труба водопропускная на км 76+581 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия" (извещение N 0318100051217000096) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки установлены избыточные и нестандартные требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту искусственных сооружений на действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: "Труба водопропускная на км 76+581 автомобильной дороги А-147 Джубга - Сочи - граница с Республикой Абхазия" (извещение N 0318100051217000096).
Начальная (максимальная) цена контракта - 30 040 744,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В разделе "Требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ" установлены следующие требования:
- п.8 "Бетон тяжелый": Класс прочности на сжатие В20. В качестве вяжущего материала должен быть применен сульфатостойкий цемент по ГОСТ 22266-2015 или цемент по ГОСТ Р 55224-2012. Крупный заполнитель - щебень из плотных горных пород (изверженных) по ГОСТ 8267-93. В качестве мелких заполнителей для бетона применить природный песок или песок из отсевов дробления горных пород, соответствующие требованиям ГОСТ 8736-2014 или ГОСТ 31424-2010. Вода для затворения бетонной смеси и приготовления растворов химических добавок должна соответствовать требованиям ГОСТ 23732-2011. Морозостойкость бетона F 100. Водонепроницаемость бетона W 6.Бетон тяжелый должен соответствовать ГОСТ 26633-2015.
Заявитель указывает, что заказчиком установлены требования к указанию в составе заявки точных характеристик сырья, из которого сделан товар.
Однако, исходя из описания п.8 "Бетон тяжелый" Заказчиком не установлены требования к указанию в составе значений показателей компонентов, входящих в состав товара.
Также заявитель указывает, что заказчиком установлена марка по морозостойкости бетона (F 100), не соответствующая требованиям ГОСТ 26633-2015.
В соответствии с п.4.3.1 ГОСТ 26633-2015 по показателям качества бетоны подразделяют:
- по морозостойкости:
- на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000;
- на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500;
Заказчиком установлены требования к марке по морозостойкости бетона, не соответствующие требованиям ГОСТ 26633-2015. Кроме того, заказчиком использовано наименование показателя "Морозостойкость бетона", не соответствующее требованиями ГОСТ 26633-2015 (марка по морозостойкости по первому базовому методу, марка по морозостойкости по второму базовому методу).
Аналогичные требования к морозостойкости бетона, не соответствующие ГОСТ 26633-2015 установлены заказчиком также по п.8, п.23, п.29, п.43 раздела "Требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ".
- по п.35 "Грунтовка": Грунтовка "ВИНИКОР-ЭКОПРАЙМ" - 1должны соответствовать требованиям производителя. Толщина сухой пленки- 60-70 мкм.
"ВИНИКОР" является зарегистрированным товарным знаком (правообладатель ООО "ЭКОР-плюс").
В свою очередь, заказчик указывает товарный знак, не сопровождая словами "или эквивалент".
При этом, в соответствии с Инструкцией по заполнению заявки аукционной документации "В случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на товарные знаки, технические условия конкретных производителей, наименования фирм-производителей товаров, участникам закупки следует читать их в сопровождении словами "или эквивалент" и принимать во внимание, что заказчик допускает использование в процессе производства работ товаров иных производителей, удовлетворяющих требованиям, установленным в документации об аукционе".
Однако, заказчиком не установлены параметры эквивалентности описываемых товаров (материалов).
Аналогичные нарушения допущены заказчиком также по ряду позиций раздела "Требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ" (например, п.11, п.36, п.37, п.41, п.42, п. 43 и т.д.).
Кроме того, заказчиком по ряду позиций установлено требование "должны соответствовать требованиям производителя", что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
- по п.50 "Краска" заказчиком установлено требование к эмали: Эмаль ПФ 133 должна соответствовать требованиям ГОСТ 926-82.
Данные противоречия вводят участников закупки в заблуждение, не позволяют корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Таким образом, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что заказчиком по п.21 "Щебень" установлено требование к марке по дробимости щебня, которую, по мнению заявителя, невозможно указать, не имея товар в наличии.
В п.21 "Щебень" раздела "Требования к отдельным товарам (материалам), используемым для выполнения работ" аукционной документации установлены следующие требования: Марка по дробимости 800. Из природного камня плотных горных пород: изверженных или осадочных. Щебень должен соответствовать ГОСТ 8267-93.
Заказчик не требует указания конкретного или неконкретного значения результатов испытаний щебня, выраженных в потерях массы при испытании щебня, % в сухом или насыщенном водой состоянии.
В соответствии с ГОСТ 8267-93 марки по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, а марки по дробимости щебня из изверженных пород - в таблице 4.
|
|
|
Марка по дробимости щебня из осадочных и метаморфических пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
|
в сухом состоянии |
в насыщенном водой состоянии |
1200 |
До 11 включ. |
До 11 включ. |
1000 |
Св. 11 до 13 |
Св. 11 до 13 |
800 |
" 13 " 15 |
" 13 " 15 |
600 |
" 15 " 19 |
" 15 " 20 |
400 |
" 19 " 24 |
" 20 " 28 |
300 |
" 24 " 28 |
" 28 " 38 |
200 |
" 28 " 35 |
" 38 " 54 |
Таблица 4
|
|
|
|
|
|
|
Марка по дробимости щебня из изверженных пород |
Потеря массы при испытании щебня, % |
|
||
|
|
из интрузивных пород |
из эффузивных пород |
|
|
|
1400 |
До 12 включ. |
До 9 включ. |
|
|
|
1200 |
Св. 12 до 16 |
Св. 9 до 11 |
|
|
|
1000 |
" 16 " 20 |
" 11 " 13 |
|
|
|
800 |
" 20 " 25 |
" 13 " 15 |
|
|
|
600 |
" 25 " 34 |
" 15 " 20 |
|
При этом марка по дробимости щебня может и должна быть указана участником в составе первой части заявки без ограничения доступа к участию в аукционе.
Марка по дробимости щебня является доступной информацией для участников закупки.
Таким образом, данный довод заявителя необоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ "Управления Федеральных автомобильных дорог "Черноморье" Федерального дорожного агентства" (Единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 11 августа 2017 г. N ЭА-1897/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2017