Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
<___> - должностное лицо;
Членов Комиссии:
<___>,
в присутствии:
<___> - представителя заказчика ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго", действующей на основании доверенности N 55-Д от 14.04.2016 года;
<___> - представителя заказчика ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго", действующей на основании доверенности N 87-Д от 15.08.2017 года;
в отсутствии надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы заявителя ООО "ПРОТОН" (поступило ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя ООО "ПРОТОН, вх. N 6165 от 11.08.2017 года),
рассмотрев жалобу ООО "ПРОТОН" на действия заказчика ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку транспортных средств за N 0527500000417000093 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установила:
В адрес Брянского УФАС России 10.08.2017 года поступила жалоба участника закупки ООО "ПРОТОН" на действия заказчика ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку транспортных средств за N 0527500000417000093. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
31.07.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и документация об аукционе в электронной форме на поставку транспортных средств за N 0527500000417000093 (далее - документация об электронном аукционе).
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0527500000417000093 на момент рассмотрения жалобы не заключены.
Заявитель ООО "ПРОТОН" считает, что при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона за N 0527500000417000093 заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе, поскольку документация об электронном аукционе не содержит ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 года N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ N 656).
Изучив представленные документы, заслушав представителей заказчика, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" нарушены положения части 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, согласно которым в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок и положения под. а) п.1 Постановления Правительства РФ N 656, в соответствии с которыми в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд устанавливается запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары, указанные в пунктах 1 - 13, 17 - 32 и 34 - 55 перечня, предусмотренного приложением к настоящему постановлению (далее - перечень):
производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. При этом для целей настоящего постановления продукция машиностроения приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на срок не более 5 лет с момента заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет с момента начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;
соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта);
страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта, и отсутствия наименований товаров в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), поскольку заказчиком ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" в документации о закупке за N 0527500000417000093 не установлен предусмотренный указанным Постановлением запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств с учетом вышеуказанных исключительных случаев.
При этом, подтверждением соответствия вышеуказанным критериям являются документы, определенные в п. 2 указанного Постановления и предоставляемые участником закупки во второй части заявки на участие в аукционе:
Подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление копии этого контракта, заверенной руководителем организации, являющейся стороной указанного контракта.
Подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, и положениям абзацев четвертого - шестого подпункта "б" пункта 1 настоящего постановления является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, установленном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Подтверждением страны происхождения товаров является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
При обозрении извещения о проведении закупки за N 0527500000417000093 установлено, что потребностью заказчика является приобретение автомобиля грузопассажирского, которому соответствует код ОКПД 2 - 29.10.24.000, который в свою очередь включен в п.17 перечня, предусмотренного приложением к Постановления Правительства РФ N 656, следовательно, заказчику надлежало установить запрет на допуск товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню, в том числе транспортных средств (автомобиль грузопассажирский) по ОКПД29.10.24.000 в соответствии с под. а) п. 1 Постановления Правительства РФ N 656.
2. ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" нарушены положения п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым при описании объекта закупки заказчику надлежит использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии, поскольку заказчиком в п. 2.4 проекта контракта установлено условие о соответствии товара действующим на территории РФ нормативно-техническим документам, однако не указаны реквизиты таких документов, которым должен соответствовать поставляемый товар (автомобиль).
Также в рамках рассмотрения жалобы заказчиком не обозначено наличие в законодательстве РФ таких нормативно-технических документов на приобретаемый товар.
3. ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" нарушены положения части 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, согласно которым в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, поскольку заказчиком в проекте контракта условие о порядке и сроках оформления результатов такой приемки товара не установлено.
4. ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" при осуществлении рассматриваемой закупки нарушены требования ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), поскольку заказчиком в проекте контракта условие возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, поставлено в зависимость от письменного требования самого поставщика.
Так, в пункте 7.1.2 проекта контракта заказчиком предусмотрен срок возврата обеспечения исполнения контракта - в течение 10 дней с даты получения письменного заявления о возврате обеспечения.
Однако, законодательством РФ о контрактной системе не предоставлено право заказчику при определении срока и порядка предоставления обеспечения исполнения контракта, возлагать на участника закупки обязанность по направлению в адрес заказчика письменного уведомления о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Напротив, у заказчика возникает обязанность вернуть денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после исполнения поставщиком всех обязательств, указанных в контракте.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "ПРОТОН" на действия ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку транспортных средств за N 0527500000417000093 обоснованной.
2. По итогам рассмотрения жалобы признать в действиях ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" нарушения требований ч.3 ст. 14, п.2 ч.1 ст. 33, ч.ч. 13, 27 Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ N 656.
3. Выдать ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
Предписание
об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе
"17" августа 2017 года г. Брянск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю закупок в составе:
Председателя комиссии:
<___> - должностное лицо;
Членов Комиссии:
<___>,
на основании своего решения от "17" августа 2017 г. по итогам рассмотрения жалобы участника закупки ООО "ПРОТОН" на действия заказчика ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку транспортных средств за N 0527500000417000093, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), предписывает заказчику ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго", оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений требований ч. 3 ст. 14, п.2 ч.1 ст. 33, ч.ч. 13, 27 Закона о контрактной системе, а также пп. а п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2014 года N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление Правительства РФ N 656).
Выявленные нарушения устранить путем внесения изменений в документацию об аукционе.
1. Заказчику ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго" предписывается совершить следующие действия:
2. Отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.08.2017 за N 0527500000417000093-1
3. Внести изменения в содержание документации об электронном аукционе за N 0527500000417000093:
3.1. установить запрет на допуск товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню, в том числе транспортных средств (автомобиль грузопассажирский) по ОКПД 29.10.24.000 в соответствии с под. а) п. 1 Постановления Правительства РФ N 656.
3.2. исключить из п. 7.1.2 проекта контракта требование, о направлении поставщиком письменного требования заказчику о возврате денежных средств внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта;
3.3. включить в п. 6 проекта контракта срок оформления результатов приемки поставленного товара;
3.4. исключить из п. 2.4 проекта контракта требование о соответствии товара требованиям действующих на территории Российской Федерации нормативно-технических документов.
4. Продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в порядке и сроки предусмотренные с ч. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе.
5. Назначить:
5.1 новую дату окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе;
5.2 новую дату рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе;
5.3 новую дату проведения электронного аукциона.
6. Разместить в единой информационной системе информацию об отмене протокола, о внесенных изменениях в документацию об электронном аукционе.
7. Направить в адрес оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" информацию об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.08.2017 за N 0527500000417000093-1, о внесенных изменениях в содержание документации об электронном аукционе, а также о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, о новой дате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и о новой дате проведения электронного аукциона.
8. Оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" предписывается совершить следующие действия:
8.1. Обеспечить техническую возможность исполнения указанного предписания, в том числе возвратить участникам закупки поданные заявки на участие в электронном аукционе с уведомлением их об отмене вышеуказанного протокола, а также о внесенных изменениях в содержание документации об электронном аукционе, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе, о новой дате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и о новой дате проведения электронного аукциона.
8.2. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
8.3. Уведомить участников закупки о возможности вновь подать заявку в предусмотренные документацией об электронном аукционе сроки.
9. Заказчику ГУП Брянской области "Брянсккоммунэнерго", а также оператору электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе и с учетом решения Брянского УФАС России от 17.08.2017 года.
Предписание должно быть исполнено в срок до "11" сентября 2017 года. Об исполнении настоящего предписания необходимо сообщить в адрес Брянского УФАС России в срок до "11" сентября 2017 года.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За уклонение от исполнения настоящего Предписания в соответствии с действующим законодательством должностные лица несут административную ответственность.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <___>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 17 августа 2017 г. N 149
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2017