Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия):
в отсутствие представителя ООО "Перспектива", в присутствии представителей ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае", рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту" (извещение N 0318100056717000021) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон N44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе. В своей жалобе ООО "Перспектива" указывает, что в составе аукционной документации отсутствует проект работ. Требование о наличии у юридических лиц или индивидуальных предпринимателей свидетельства о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, установленное в п. 20 Информационной карты электронного аукциона с 01.07.2017 не применяется, в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ.
Представители Заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились. Документация электронного аукциона соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по капитальному ремонту" (извещение N 0318100056717000021).
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 271 903,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
В Информационной карте аукционной документации установлено:
20. Требования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки |
Установлены. Участник должен соответствовать требованиям, установленным п. 1 ст. 31 Закона, а именно иметь свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (в приложении к свидетельству должны быть указаны виды работ, являющиеся предметом аукциона в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624) на следующие виды работ: Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (Генеральным подрядчиком): 33.3. Жилищно-гражданское строительство |
01.07.2017 вступили в силу новые положения ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, согласно которым, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, действующая редакция Градостроительного кодекса РФ не содержит конкретных видов работ, на которые необходимо свидетельство СРО, в связи с чем, установленное Заказчиком требование противоречит законодательству РФ.
По результатам проведения внеплановой проверки Комиссией установлено:
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п.3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный довод подтвержден Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287).
В "Требованиях к используемым товарам (материалам)" аукционной документации установлено:
Позиция 2 "Блок дверной наружный входной": диапазон приведенного сопротивления теплопередачи не шире от 0,40 до 0,99 м2·°С/Вт; Усилие, необходимое для открывания и закрывания полотен дверных блоков при ручном приведении в действие полотен, не более 75 Н.
Согласно п. 7.4.8 ГОСТ 475-2016 приведенное сопротивление теплопередаче определяются результатам испытаний по ГОСТ 26602.1.
В соответствии с п.п. Е.7, Е.8 ГОСТ 475-2016 для определения усилия закрывания прикрепляют шнур к ручке. Шнур пропускают через блок и прикрепляют другой конец к грузу. Груз должен свободно свисать при закрытом положении подвижных частей испытуемого образца (см. рисунки Е.1, Е.2).
Полотно распашного дверного блока открывают на расстояние, при котором происходит подъем груза на 200 мм. Полотно раздвижного или складного дверного блока открывают на расстояние 100 мм без учета расстояния. необходимого для защелкивания индивидуального замкового устройства, при котором происходит подъем груза. Освобождают полотно из данного положения и определяют минимальное усилие, необходимое для защелкивания защелки или индивидуального замкового устройства.
Испытание проводят три раза. За окончательный результат принимают среднее значение полученных результатов.
При определении усилия открывания полотна присоединяют силовой привод или систему блока с грузом к испытуемому образцу и измеряют усилие, необходимое для начала движения. Испытание проводят три раза, за окончательный результат принимают среднее значение полученных результатов.
Таким образом, установленные Заказчиком показатели возможно определить только по результатам испытаний, что носит необъективный характер.
Аналогичные требования установлены по позициям 25, 26, 27.
П. 6.1 проекта контракта установлено: Гарантийный срок на выполняемые работы составляет 3 (три) года с даты приемки работ в полном объеме.
При этом, в "Сведениях о используемом товаре (материале)" установлено следующее: Гарантийные обязательства Исполнителя на выполненные работы и товар не менее 12 месяцев после подписания акта выполненных работ.
Таким образом, проект контракта и "Сведения о используемом товаре (материале)" содержат разночтения.
Частью 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи.
Заявитель также указывает, что Заказчиком в ссотаве аукционной документации не размещен проект работ, что является нарушением ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании п.п .6.1, 6.2 постановления Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 "Об утверждении положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений" производство капитального ремонта производственных зданий и сооружений с объемом затрат более 10 тыс. руб. на один объект должно осуществляться по утвержденным сметам.
Финансирование капитального ремонта стоимостью до 10 тыс. руб. на один объект может производиться по расцененным описям работ. Советы Министров союзных республик, министерства и ведомства СССР могут установить меньшую предельную стоимость капитального ремонта одного объекта, производимого без составления смет.
Сметы на капитальный ремонт составляются без проектов на основании описей работ в том случае, когда конструкции или оборудование зданий в процессе ремонта не заменяются и не усиливаются. Описи работ составляются отдельно по каждому зданию и сооружению с производством обмеров в натуре и с приведением формул подсчета по каждому виду работ с указанием помещения (этажа, пролета, цеха и др.). К описи работ должна быть приложена краткая пояснительная записка.
Локальным сметным расчетом и ведомостью объемов работ, размещенным в составе аукционной документации не предусмотрены работы, которые относятся к замене и (или) усилению конструкции здания, в связи с чем, отсутствие в составе аукционной документации проекта работ, не противоречит законодательству о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" обоснованной в части установления требования к участникам закупки о наличии свидетельства СРО.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях Заказчика - ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (единой комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. 4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ПРЕДПИСАНИЕ N 730
по делу NЭА-1967/2017 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
18 августа 2017 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на основании решения N ЭА-1967/2017 от 18.08.2017, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "Перспектива" на действия ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по капитальному ремонту" (извещение N 0318100056717000021) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Заказчику - ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае" (единой комиссии) устранить нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) и внесения изменений в аукционную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и решения по делу N ЭА-1967/2017 от 18.08.2017.
2. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе; назначить новую дату окончания срока подачи заявок; назначить новую дату окончания срока рассмотрения заявок, дату проведения электронного аукциона.
3. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения предписания. Уведомить участников закупки, подавших заявки о внесении изменений в документацию электронного аукциона N 0318100056717000021. Разблокировать денежные средства, внесенные участниками закупки в качестве обеспечения заявок. Назначить новое время проведения электронного аукциона.
4. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 5 дней с момента его получения.
5. В срок до 15.09.2017 представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
Настоящее предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч.25 ст.99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 18 августа 2017 г. N ЭА-1967/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2017