Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ТАНДЕМ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - администрации Мингрельского сельского поселения Абинского района при проведении электронного аукциона: "Распределительные газопроводы низкого давления для ТСЖ N 7 в ст. Мингрельской Абинского района. 2-я очередь строительства" (извещение N0318300388217000003) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе. При описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные требования к товарам, а также требования, противоречащие ГОСТ. Размеры штрафов, установленные в проекте контракта, противоречат нормам постановления Правительства РФ от 25.11.2013 г. N1063. Извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация содержат противоречивые требования. Извещение о проведении электронного аукциона размещено в день внесения изменений в план-график, что нарушает положения ст.21 Закона о контрактной системе. Инструкция по заполнению заявки также содержит противоречивую информацию.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласился. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - администрацией Мингрельского сельского поселения Абинского района проводился электронный аукцион: "Распределительные газопроводы низкого давления для ТСЖ N 7 в ст. Мингрельской Абинского района. 2-я очередь строительства" (извещение N0318300388217000003).
Начальная (максимальная) цена контракта - 9 029 000,00 рублей.
В соответствии с п.1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Из письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
- в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В приложении к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" установлены следующие требования к товарам (материалам):
В соответствии с ГОСТ 17378-2001 Конструкция и размеры переходов должны соответствовать указанным на рисунке 1 и в таблицах 1 и 2.
Таблица 2 - Переходы исполнения 2
Размеры в миллиметрах
|
|
|
|
|
|
|
DN |
D |
T |
D1 |
T1 |
L |
Масса, кг |
80 |
89 |
3,5 |
45 |
2,5 |
75 |
0,6 |
|
|
6,0 |
|
4,0 |
|
0,9 |
|
|
8,0 |
|
5,0 |
|
1,2 |
|
|
3,5 |
57 |
3,0 |
|
0,6 |
|
|
6,0 |
|
4,0 |
|
0,9 |
|
|
8,0 |
|
5,0 |
|
1,2 |
|
|
3,5 |
76 |
3,0 |
55 |
0,5 |
|
|
4,0 |
|
3,5 |
|
0,5 |
|
|
6,0 |
|
5,0 |
|
0,7 |
|
|
8,0 |
|
6,0 |
|
0,9 |
|
|
3,5 |
|
3,5 |
75 |
0,6 |
|
|
6,0 |
|
5,0 |
|
0,9 |
|
|
8,0 |
|
6,0 |
|
1,2 |
Согласно ГОСТ 17378-2001 термины, их определения, обозначения и сокращения - по ГОСТ 17380.
В соответствии с ГОСТ 17380-2001 в настоящем стандарте применяют следующие обозначения:
DN - условный проход (номинальный размер) по ГОСТ 28338;
D - наружный диаметр торцов отводов, заглушек и равнопроходных тройников; больший наружный диаметр торцов переходов и переходных тройников;
D1 - меньший наружный диаметр торцов переходов и переходных тройников;
T - толщина стенки деталей на торцах диаметра D;
T1 - толщина стенки деталей на торцах диаметра D1;
L - размер между центрами торцов переходов.
Заказчику требуется концентрический переход исполнения 2.
Таким образом, требования, установленные заказчиком по поз. 21 "Переход", соответствуют ГОСТ и позволяют участникам корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком по позициям 17, 18, 19, 20, 22 приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ.
Заявитель указывает, что заказчиком установлено требование к указанию конкретной марки стали по п.13, п.14.
Марка стали является основной качественной характеристикой стали, регламентированной к использованию для конкретного вида работ.
При этом, требования Заказчика, установленные к марке стали, не являются требованиями к результатам испытаний. Заказчик не требует от участников закупки предоставления конкретного либо неконкретного значения результата испытаний. Участник закупки имеет возможность и обязан указать, какой марки сталь в соответствии с требованиями заказчика будет им использоваться в процессе производства работ и обеспечить соответствие данной марки предложенной им в заявке.
В п.12 "Фланец стальной" приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" установлены требования к диаметру болтов "Номинальный диаметр болтов: М16", которые будут использоваться при установке фланцев, что противоречит нормам ст.33 Закона о контрактной системе.
По п.14 "Сталь полосовая" приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ" заказчиком некорректно установлены требования к массе 1 м длины проката, габаритным размерам.
Согласно ГОСТ 103-2006 масса 1 м длины проката вычислена по номинальным размерам и является справочной величиной.
Заказчиком при описании габаритных размеров не установлено соответствие указанных размеров требуемым параметрам (ширина, толщина).
Кроме того, заказчиком установлено требование к массе 1 м длины проката, кг в виде 5, 024. При этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки "Использование знака препинания "," при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
Таким образом, требования, установленные заказчиком к габаритным размерам и массе 1 м длины проката, не позволяют определить потребности заказчика и корректно заполнить заявку на участие в электронном аукционе.
Аналогичные требования установлены заказчиком также по ряду позиций приложения к разделу 2 "Сведения о товарах (материалах, оборудовании), используемых при выполнении работ".
Согласно ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.5 ст.34 Закона о контрактной службе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом:
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В разделе 7 проекта контракта предусмотрены размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, которые не соответствуют положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063: "7.3. За ненадлежащее исполнение обязательств Поставщиком, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 года N 1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063) - 10 процентов цены контракта, что составляет ________ рублей.
7.4. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1063 - 2,5 процента цены контракта, что составляет _________ рублей.
7.5. За ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 5 процентов цены контракта, что составляет __________ рублей".
Кроме того, заказчиком дважды установлены размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом: 10% и 5% цены контракта.
Извещение о проведении электронного аукциона и информационная карта аукционной документации содержат противоречивую информацию.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено:
1. Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Дополнительная информация к требованию отсутствует.
2. Требование к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта (в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Дополнительная информация к требованию отсутствует.
3. Требование к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): Дополнительная информация к требованию отсутствует
При этом, в информационной карте аукционной документации дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе не установлены.
Кроме того, в п.58-59 Информационной карты аукционной документации установлены требования к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе: Декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или о принадлежности участника закупки к социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления в позициях 23, 24 преимуществ субъектам малого предпринимательства и преимуществ социально ориентированным некоммерческим организациям.
В соответствии с п.7) ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.
Таким образом, требования, установленные заказчиком, противоречат нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.14 ст.21 Закона о контрактной внесение в соответствии с частью 13 настоящей статьи изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
Заказчиком 05.06.2017 г. были внесены изменения в план-график. Извещение о проведении электронного аукциона, в нарушение ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе размещено 05.06.2017 г.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1,3,4 ст.105 и на основании ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТАНДЕМ" обоснованной в части наличия нарушений п.1), п.2) ч.1 ст.33, ч.3 ст.7, п.7) ч.5 ст.66, ч.5, ч.8 ст.34, ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Мингрельского сельского поселения Абинского района нарушение п.1), п.2) ч.1 ст.33, п.1), п.2) ч.1 ст.64, ч.3 ст.7, п.7) ч.5 ст.66, ч.5, ч.8 ст.34 ч.14 ст.21 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - администрации Мингрельского сельского поселения Абинского района (аукционной комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 августа 2017 г. N ЭА-1987/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2017