Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2016 г. N П-144/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-144/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
23.08.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Главного контрольного Управления делами Президента Российской Федерации (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ "Объединенный санаторий Сочи" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта по закупке бензина автомобильного АИ-92 "Фора", АИ-95 "Фора" и сжиженного газа марки ПБТ или эквивалент (номер извещения 0318100043215000026) (далее - Аукцион) с начальной (максимальной) ценой контракта 2 296 240 рублей, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что:
1. Заказчиком неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, в связи с тем, что в протоколе рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 11.12.2015 N 0318100043215000026-4 срок подачи заявки на участие в Аукционе окончен 08.12.2015 в 10:00;
2. В один объект закупки неправомерно объединено осуществление на поставки товара, технологически и функционально не связанного друг с другом;
3. Заказчик неправомерно установил в документации об Аукционе обязательное требование о соответствии поставляемого топлива стандарту СТО 00044428-006-2013.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.11.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 296 240 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
6) Заказчиком 24.12.2015 заключен контракт 0318100043215000026_150428 с ООО "Кубань-Сервис" по цене 2 296 240 рублей.
1. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
- решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям Закона о контрактной системе и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений Закона о контрактной системе и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
- решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям Закона о контрактной системе и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям Закона о контрактной системе и (или) документации о таком аукционе.
Согласно письменным пояснениям Заявителя срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе установлен 08.12.2015 на 10:00, вместе с тем, в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в Аукционе от 11.12.2015 N0318100043215000026-4 Заказчиком закончен прием заявок 08.12.2015 в 09:00.
Изучив на заседании Комиссия протокол рассмотрения единственной заявки на участия в Аукционе от 11.12.2015 N0318100043215000026-4, Комиссия приходит к выводу, что информация указанная в протоколе не нарушают требования, установленные Законом о контрактной системе к содержанию такого протокола.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 71 Закона о контрактной системе указания сведений о времени окончания подачи заявок на участие в Аукционе в протоколе не требуется.
Иных доказательств, подтверждающих, что Заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в Аукционе, на заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно сокращен срок окончания подачи заявок на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из обращения Заявителя следует, что согласно требованиям документации об Аукционе, поставка должна осуществляться посредством заправки автомобилей на заправочных станциях поставщика. Процессы заправки автомобиля бензином и сжиженным газом технологически и функционально друг с другом не связаны и требуют применения различного оборудования и технологий.
При этом, согласно письменным пояснения Заказчика, закупка бензина и сжиженного газа осуществлена в целях рационального использования денежных средств и исключения необходимости отклонения транспорта для заправки от маршрутов, что повлекло бы дополнительные временные и материальные затраты.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что процессы закупки бензина и сжиженного газа требует применения различного оборудования и технологий.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено осуществление закупки на поставку товара, технологически и функционально не связанных друг с другом, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно Техническому заданию документации об Аукционе Заказчиком установлено требование, согласно которому бензин должен соответствовать стандарту СТО 00044428-006-2013.
При этом, данный стандарт принадлежит компании "Роснефть", в соответствии с которым производится фирменный бензин с торговым знаком "Фора".
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) установлено, что стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в статье 11 Закона о техническом регулировании, для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В соответствии с пунктом 4.17 ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" требования стандарта организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчинённости) с момента (даты) введения стандарта в действие.
Согласно пункту 4.18 ГОСТ Р 1.4-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения" стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений.
Таким образом, для использования Стандарта организации в своих интересах участнику закупки следует заключить контракт с утвердившей его организацией, что ограничивает количество участников закупки.
Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826, утвержден Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС 013/2011) "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", согласно которому установлены требования, в том числе: к автомобильному бензину, кроме того, данный регламент действует на всей территории Таможенного союза.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе обязательное требование о соответствии поставляемого топлива стандарту СТО 00044428-006-2013, нарушает пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 23 Информационной карты документации об Аукционе Заказчиком установлены обязательные требования к участникам закупки, в том числе: правомочность участника закупки заключать контракт.
При этом, в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" требование "правомочность участника закупки заключать контракт" утратило силу.
Таким образом, действия Заказчика неправомерно установившего излишнее требование к составу заявки участника Аукциона в части "правомочность участника закупки заключать контракт" нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно пункту 3.1 государственного контракта от 24.12.2015 N 0318100043215000026_150428 срок поставки товара определен до 30.06.2015.
Вместе с тем, согласно информации опубликованной в ЕИС, на момент проведения внеплановой проверки отчет об исполнении контракта не размещен.
При этом, на заседании Комиссии, представлены письменные пояснения Заказчика, согласно которым контракт от 24.12.2015 N 0318100043215000026_150428 выполнен в полном объеме, что подтверждается платежным поручением от 15.07.2016 N 287873.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего в установленный законодательством Российской Федерации срок отчет об исполнении контракта, нарушает часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по результатам проведения Аукциона, заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать материалы дела от 23.08.2016 N П-144/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 августа 2016 г. N П-144/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2016