Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в Новосибирской области (далее - Заказчик) при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту здания Купинского районного суда Новосибирской области, расположенного по адресу: Новосибирская область, г. Купино, ул. Советов, 106. (номер извещения 0151100013316000221 ) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению первых частей заявок, поскольку положения указанной инструкции устанавливают требование к описанию участниками закупки конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 12.08.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 12 999 984,79 рубля;
4) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 02.09.2016;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО СК "Юкон-Сибирь" с минимальным предложением о цене контракта 12 739 985,07 рублей.
1) В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Техническим заданием документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, в том числе, по пунктам 1, 11, 17, 23, 24, 28:
"Краски. Массовая доля пленкообразующего вещества должна быть не менее 12,4%. Степень перетира должна быть не более 45 мкм. Массовая доля летучих веществ должна быть не более 7%.
Кабель тип 1. При горении и тлении материалов изоляции, оболочки и защитного шланга кабелей должно быть выделяемых газов галогенных кислот в пересчете на HCl, мг/г, не более 140. Допустимые токи короткого замыкания кабелей должны быть не менее 0,17 кА. Максимальная продолжительность короткого замыкания не должна превышать 5 с. Удельное объемное электрическое сопротивление изоляции при длительно допустимой температуре нагрева токопроводящих жил должно быть не менее 1·10^10 Ом*см. Электрическое сопротивление жилы при температуре 20 0С, должно быть не более 12,1 Ом.
Битумы нефтяные. Глубина проникания иглы при 25°С, должна быть не более 40 мм. Температура размягчения по кольцу и шару, °С, должна быть не ниже 70 и не выше 105. Растяжимость при 25°С, не менее 1,0. Растворимость, %, не менее 99,5. Изменение массы после прогрева, %; не более 0,50. Температура вспышки, °С, не ниже 230.
Швеллер. Максимальный радиус внутреннего закругления: более 8 мм. Максимальный радиус закругления полки: не менее 4 мм. Предельное отклонение толщины полки не должно быть ниже -1 мм. Площадь поперечного сечения: не менее 10,9 см2. Масса 1 м: не менее 12,3 кг. Момент инерции по оси Х: не менее 493 см4. Момент сопротивления по оси Х: более 70,4 см3. Радиус инерции по оси Х: не менее 3,99 см. Момент инерции по оси Y: не менее 22,6 см4. Момент сопротивления по оси Y: не менее 7,37 см3. Радиус инерции по оси Y: более 1,81 см. Статический момент полусечения: менее 181 см3.
Портландцемент. Максимально допустимая массовая доля ангидрида серной кислоты в цементе (показатель установлен в связи с тем, что указанная добавка влияет на сроки схватывания цемента): не более 4%. Группа по эффективности пропаривания должна быть: II. Предел прочности при сжатии после пропаривания: не более 27 МПа. Максимально допустимая массовая доля хлор-иона в цементе: не более 0,5%. Максимально допустимая массовая доля оксида серы в цементе: не более 5%.
Олифа. Отстой, % (по объему), не более 1. Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (или ВЗ-4), с 26-32. Плотность, г/см3, 0,936-0,950. Кислотное число, мг КОН, не более 7. Йодное число, г/йода на 100 г, не менее 155. Массовая доля фосфорсодержащих веществ в пересчете на P2O5, %, не более 0,026. Массовая доля неомыляемых веществ, %, не более 1,0. Массовая доля золы, %, не более 0,3.".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результаты испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к товарам, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Согласно перечню материалов, используемых при выполнении работ Технического задания документации об Аукционе установлено следующее: "Товары и материалы должны полностью удовлетворять требованиям соответствующих стандартов: ГОСТ 8292-85, ГОСТ 20477-86, ГОСТ Р 53301-2009, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 10632-2007, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 10178-85, ГОСТ 1144-80, ГОСТ 7931-76, ГОСТ 14019-80, ГОСТ 6266-97, ГОСТ Р 51829-2001, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 2162-97, ГОСТ 23469.3-79, ГОСТ Р 54350-2015, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 9573-2012, ГОСТ 22233-2001, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 8799-90, ГОСТ 8242-88, ГОСТ 1005-86, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 21631-76, ГОСТ 8732-78, ГОСТ 481-80, ГОСТ 8242-88, ГОСТ 26633-2012, ГОСТ 11371-78, ГОСТ 5915-70, ГОСТ 7798-70, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ Р 54170-2010, ГОСТ 24866-99, ГОСТ 30777-2012, ГОСТ 31996-2012".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно Стандартам, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку выявленные нарушения Закона о контрактной системе не явились основанием отклонения заявок на участие в Аукционе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
Согласно пункту 5 Перечня, к таким работам, услугам относится, в том числе, выполнение работ и оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 14 документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее требование к участникам закупки: "Участниками закупки не могут быть организации, находящиеся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организации, контролируемые гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457. (Декларация-в произвольной форме)".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика установившего в документации об Аукционе излишнее требование к составу заявки участника закупки нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку выявленные нарушения Закона о контрактной системе не явились основанием отклонения заявок на участие в Аукционе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации - выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что документация об Аукционе содержит требование, предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, но при этом не содержит требования о необходимости предоставления в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), что вводит в заблуждение участников закупки.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что согласно пункту 13 Технического задания документации об Аукционе участникам закупки необходимо представить свидетельство о допуске к работам по организации строительства п. 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Пунктом 13 Технического задания документации об Аукционе установлено следующее требование к подрядной организации: "Наличие допуска СРО в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Либо наличие допуска СРО п. 33.3: Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), в соответствии с Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624".
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом требование о наличии у участников закупки свидетельства саморегулируемой организации по организации строительства, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в составе вторых частей заявок участников закупки представлены соответствующие свидетельства саморегулируемой организации.
5. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, частью 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что лицами, которые имеют право выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются индивидуальный предприниматель или юридическое, имеющие свидетельство о допуске к таким работам, выданного саморегулируемой организацией.
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РегионСтройСервисАвтоматика" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 02.09.2016 N К-1420/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 сентября 2016 г. N К-1426-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2016