Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области в составе:
Осипов С.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области - начальник отдела контроля органов власти и закупок;
Сучков О.Н. - член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Жирнов А.А. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок;
Преснова Е.Д. - член комиссии, государственный инспектор отдела контроля органов власти и закупок,
рассмотрев жалобу ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" на действия Организатора электронного аукциона (Уполномоченный орган) - Комитета государственного заказа Вологодской области и Заказчиков при проведении электронного аукциона, в присутствии представителей:
от Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) - Гудина А.В. по доверенности N 1 от 09.02.2017;
от ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" - генеральный директор Маслова Е.А. (протокол N2 от 14.04.2014,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - УФАС) поступила жалоба от ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" (далее - Заявитель) на действия Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) - Комитета государственного заказа Вологодской области и Заказчиков при проведении электронного аукциона N 0130200002417002105 на поставку рыбы в 4 квартале 2017 года, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Рассмотрение жалобы состоялось 25.08.2017. В заседании комиссии в соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент по рассмотрению жалоб) для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, был объявлен перерыв до 28.08.2017.
Заявитель обжалует положения документации об электронном аукционе, а именно:
1. Указание в документации об электронном аукционе ТР ТС 022/2011.
2. Наличие в документации об электронном аукционе положения: "остаточный срок годности на момент его поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара".
Считает, что данные положения документации об электронном аукционе ограничивают число участников закупки.
Представители Заказчиков на рассмотрение жалобы не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы Заказчики извещены надлежащим образом.
Представитель Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) считает жалобу необоснованной. Организатор электронного аукциона (Уполномоченный орган), в том числе в письменных пояснениях указал:
1. В соответствии с Приложением N2 к разделу I. Информационная карта документации о совместном электронном аукционе (далее - Документация) в таблице "Описание объекта закупки, расчет стоимости единицы" указан нормативный документ ТР ТС 022/2011. Аналогичная информация содержится в п. 2.4.10. Раздела III "Проект контракта" Документации Товар должен соответствовать ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее ТР ТС 022/2011, Регламент). Начало действия документа - 1 июля 2013 года, таким образом Комитетом правомерно установлено требование о соответствии поставляемого товара ТР ТС 022/2011.
Согласно данному Регламенту "пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется" (статья 3). В статье 4 Регламента содержатся требования к маркировке пищевой продукции, в том числе в пп. 11 требование о наличии единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 711 ("О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения", единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза. При этом изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим техническим регламентом Евразийского экономического союза (техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств - членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе.
В жалобе указано, что Технический регламент "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016) вступает в силу с 1 сентября 2017 года. При этом совместный аукцион на поставку рыбы проводится на 4 квартал 2017 года, то есть начало периода поставки будет после вступления в силу ТР ЕАЭС 040/2016.
Приемка товара по контракту будет производиться с учетом Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 г. N 40 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016)".
2. В п.2.4.10 Раздела III Проект контракта Документации установлено, что остаточный срок годности Товара на момент поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара. В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса РФ срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. При этом отсутствует законодательный запрет на исчисление остаточного срока годности в процентах.
В соответствии с Приложением N3 к разделу I. Информационная карта документации о совместном электронном аукционе "Место, сроки и иные условия доставки товара" поставка товара производится на специализированный склад 2 раза в месяц по заявке специализированного склада. Специализированный склад производит поставку товара со склада по заявкам заказчика в сроки, установленные в данной заявке. В свою очередь, количество товара в заявке заказчика и периодичность таких заявок у заказчиков зависит от количества людей, находящихся в учреждении. В связи с тем, что поставка товара производится на специализированный склад, где проводятся мероприятия по приемке товара, в том числе на предмет соответствия действующим в Российской Федерации требованиям к такому товару, а также производятся хранение товара и последующая доставка товара заказчикам, установление меньшего остаточного срока годности товара нецелесообразно.
Согласно положениям ГОСТ 32366-2013. Межгосударственный стандарт. Рыба мороженая. Технические условия" срок годности мороженой рыбы, с указанием условий хранения, устанавливает изготовитель. В ГОСТе установлены рекомендуемые сроки годности товара, которые производитель может не применять.
Законодательно периодичность путины не зафиксирована, в нормативных правовых актах установлены ограничения рыболовства, а также сроки разрешенного рыболовства. Данные сведения закреплены в Правилах рыболовства, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна (в соответствии со ст. 43.1 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов").
В связи со всем вышесказанным, в жалобе не представлено доказательств, подтверждающих, что установление Комитетом остаточного срока годности на товар, поставляемый в 4 квартале 2017 года (октябрь, ноябрь, декабрь) - не менее 70 процентов от предусмотренного изготовителем и указанного на упаковке срока годности товара, противоречит положениям действующего законодательства.
Организатор электронного аукциона (Уполномоченный орган) представил документы, предусмотренные ч. 5 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия по контролю в сфере закупок УФАС (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев представленные материалы, выслушав объяснения и заявления представителей Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заявителя, пришла к следующему выводу.
15.08.2017 в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) была опубликована закупка N 0130200002417002105.
Способ определения поставщика: электронный аукцион.
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 576 969, 20 рублей
Объект закупки: поставка рыбы в 4 квартале 2017 года.
1. В столбце "Нормативный документ" приложения N2 к разделу I. "Информационная карта документации о совместном электронном аукционе" "Информация об объектах закупки, объемах закупки, начальные (максимальные) цены контрактов. Описание объекта закупки, расчет стоимости единицы товара" указано: "ТР ТС 022/2011".
В п. 2.4.10 раздела III. "Проект контракта" документации об электронном аукционе, в том числе указано: "Товар должен соответствовать ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
01.07.2013 вступил в силу Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки, утвержденный Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" (вместе с "ТР ТС 022/2011. Технический регламент Таможенного союза. Пищевая продукция в части ее маркировки"), что также указано в Письме Роспотребнадзора от 01.07.2013 N 01/7420-13-32.
Утверждение Заявителя о том, что отсутствие в декларации о соответствии ссылки ТР ТС 022/2011 может привести в последующем к не приемки товара документально не подтверждено и является лишь предположением Заявителя. В свою очередь Организатором электронного аукциона (Уполномоченным органом) представлено информационное письмо ООО "Индустрия еды", оказывающее услуги специализированного склада в 2017 году, в котором указано, что специализированный склад осуществляет приемку рыбы замороженной, поступившей от поставщика на склад, с учетом требований аукционной документации и положений контракта, а также законодательства РФ, действующего на момент приемки товара по контрактам. После 01.09.2017 года рыба будет приниматься в соответствии с положениями ТР ТС 022/2011, ТР ЕАЭС 040/2016 с учетом переходного периода, установленного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24 апреля 2017 г. N 40 "О переходных положениях технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности рыбы и рыбной продукции" (ТР ЕАЭС 040/2016)".
Таким образом, в действиях Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заказчиков, включивших в документацию об электронном аукционе ТР ТС 022/2011, который действует с 01.07.2013, нарушений законодательства о контрактной системе на момент рассмотрения жалобы, не установлено. Жалоба ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" в указанной части необоснованна.
2. В п. 2.4.10 раздела III. "Проект контракта" документации об электронном аукционе, в том числе указано: "Остаточный срок годности Товара на момент поставки его на Специализированный склад должен составлять не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара".
В законодательстве о контрактной системе отсутствует запрет на исчисление остаточного срока годности в процентах. Аналогичная позиция указана в Определение Верховного Суда РФ от 18.08.2016 N 307-КГ16-9523 по делу N А05-9084/2015, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.07.2017 N Ф04-1849/2017 по делу N А27-19494/2016.
В силу ст. 13 Закона о контрактной системе заказчиками осуществляются закупки для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, в том числе:
1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования Российской Федерации), государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов Российской Федерации), муниципальными программами;
3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов, за исключением выполняемых в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи функций и полномочий.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, заказчики самостоятельно определяют объект закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчики исполнили.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе.
Установление характеристик товара обусловлено потребностями Заказчиков и является правом последних. Закон о контрактной системе не предусматривает ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для Заказчика. При этом Заказчики не указывают товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Надлежащих доказательств невозможности поставки товара с остаточным сроком годности товара на момент поставки его на Специализированный склад "не менее 70 % от предусмотренного производителем и указанного на упаковке срока годности Товара" Заявителем не представлено.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе оставляемый товар должен быть новым товаром.
Заявителем также не опровергнуты утверждения Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) о том, что исходя из практики проведения совместных аукционов на поставку рыбы, требование к остаточному сроку годности, установленному в процентах, не приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки и обусловлено потребностями заказчиков. Например, при проведении совместных аукционов в электронной форме на поставку рыбы во 2 квартале 2017 года (реестровый номер 0130200002417000259) на участие в аукционе было подано 10 заявок; на поставку рыбы мороженой, трески во 2 квартале 2017 года (реестровый номер 0130200002417000265) - 11 заявок; на поставку рыбы (реестровый номер 0130200002417000535) - 9 заявок; на поставку рыбы в 3 квартале 2017 года (реестровый номер 0130200002417001083) - 9 заявок.
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы ограничений количества участников в действиях Организатора электронного аукциона (Уполномоченного органа) и Заказчиков не установлено. Жалоба ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" в указанной части необоснованна.
На основании изложенного, жалоба ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" необоснованна.
Комиссия УФАС в соответствии п. 1 ч 15 ст. 99 Закона о контрактной системе провела внеплановую проверку. Нарушений не установлено.
Комиссия УФАС на основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом по рассмотрению жалоб,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "МТЦ "Северо-Запад" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
С.В. Осипов
О.Н. Сучков
А.А. Жирнов
Е.Д. Преснова
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 28 августа 2017 г. N 04-11/223-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017