Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -К.А.Бабаева- заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии: - Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок
в отсутствие представителя ООО "Вектор-Строй"(г.Краснодар)(далее - Заявитель), в присутствии представителяАдминистрацииАдыге-Хабльского сельского поселения (далее - Заказчик)Мазукабзовой Ф.Я. , по доверенности от 07.07.2017 N2,рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчикасодержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения г муниципального контракта на"Ремонт площади отдыха и проведения культмассовых мероприятий по ул.Советская в ауле Адыге-Хабль",номер извещения 0179300009917000007 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике24.08.2017 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. Аукционная цена утверждена Главой Администрации Адыге-Хабльского СП Герговым Р.Г. , ответственное должностное лицо Гергов Р.Г. Начальная (максимальная) цена контракта 3 693 263.00 рублей.
По мнению Заявителя, в документации нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1. В проекте контракта в нарушение ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не прописан порядок расторжения контракта.
2. В информационной карте аукционной документации "документация9999" , указано, что дата окончания подачи заявок 24.08.2017 г. , а в извещении - 28.08.2017 г. и , как следствие, неверно указаны даты рассмотрения первых частей заявок и сроков подачи участниками запроса на разъяснение положений документации.
3. В информационной карте указано, что ограничения и преимущества не установлены, а в извещении указано, что предоставляются преимущества для СМП и СОНКО.
4. В техзадании описание предмета закупки по материалам: Бортовой камень, краски водно-дисперсионные, раствор цементно-известковый, грунтовка акриловая, содержат показатели, которые становятся известными при испытании товара после его производства, а по показателям гвозди строительные и бруски обрезные хвойных пород - указаны расходные материалы, характеристики которых не влияют на выполнение работ.
5. В разделе 4 техническое задание Заказчиком установлено требование, что "удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смеси щебеночно-песчаной должна быть до семьсот сорок Бк/кг" , что может быть известно только в результате испытаний.
Представитель Заказчикасогласна с отдельными доводами жалобы и в возражениях на жалобу подтвердила свою позицию, при этом в удовлетворении жалобы просит отказать.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия УФАС по КЧР установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Из указанного следует , что документация должна быть в единственном действующем варианте, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено размещение нескольких вариантов аукционных документаций.
В ЕИС Заказчиком размещено два варианта документации и два варианта технического задания без указания на не действующий вариант. Таким образом, разместив в ЕИС два варианта аукционной документации и технического задания , Заказчиком допущено нарушение п.1.ч.1 ст. 64 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС по КЧР указывает, что согласно ч .4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
К Заказчику поступило обращение о даче разъяснений положений документации. Заказчик 18.08.2017 г. исх. N 192 в ЕИС разместил ответ на поступивший запрос следующего содержания: " Уважаемый участник, руководствоваться при подготовке заявки нужно следующими файлами: документация с сроками 11.doc, форма последняя 11,pdf", без указания предмета запроса, чем допустил нарушение требований ч. 4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ, за указанное нарушение предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Заявитель подавал жалобу 23.08.2017 г. исх. N 823/21/11, и, следовательно имел возможность ознакомиться с разъяснениями , размещенными Заказчиком.
По первому доводу жалобыо том, что в проекте контракта не прописан порядок расторжения контракта : по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством не нашел своего подтверждения, поскольку п.7.3 проекта контракта (обеих редакций документации) данный порядок установлен.
По второму доводу жалобы относительно недействующей редакции документации 9999 , в которой указаны разные даты окончания срока подачи заявок - 24.08.2017 г. и в извещении 28.08.2017 г. , то данное нарушение относится к недействующей редакции документации.
Заказчиком в действующей редакции аукционной документации- в извещении установлены дата и время окончания подачи заявок - 28.08.2017г.и в п.27 информационной карты - 28.08.2017 г.
Однако, согласно ч.4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем затри дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.Поскольку дата и время окончания подачи заявок - 28.08.2017 г., то установленная дата окончания срока предоставления участникам разъяснений - 27.08.2017 г. - установлена неверно, с нарушением ч.4 ст. 65 Закона N 44-ФЗ.
По третьему доводу жалобы о том, что в информационной карте указано , что ограничения и преимущества не установлены , а в извещении Заказчик указывает , что предоставляются преимущества для СМП , комиссия отмечает следующее.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В извещении о проведении торгов Заказчиком указано в разделе "Преимущества" - для субъектов малого предпринимательства ( СМП) и социально -ориентированным некоммерческим предприятиям (СОНКО), в разделе "Ограничения" - указано : "не установлены".
При этом в информационной карте, в разделе 8, "Преимущества, предоставляемые СМП и СОНКО" указано : " не установлены". В разделе 25 информационной карты нетуказания на то, что в случае , если аукцион проводится для СМП вторая часть заявки должна содержать требования о декларации принадлежности к СМП и СОНКО.
Следовательно, не установив ограничения для участников СМП , Заказчик допустил нарушение ч.3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
По четвертому доводу жалобы Комиссия УФАС по КЧР установила : согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с техническим заданием аукционной документации, по материалу"Бортовой камень" Заказчиком установлено требование: "предельное отклонение по ширине основания камня" и "предельное отклонение по высоте камня", однако высота камня и ширина не указаны в техническом задании , следовательно, не ясно от каких значений надо указать отклонение.
По показателю "раствор цементно-известковый" указана водоудерживающая способность - не менее 90% - показатель может определяться по результатам испытаний. "Песок для строительных работ"- модуль крупности от 1.5 до 3 , без указания единицы измерения параметра; "Рунтовка акриловая" - ( грунтовка акриловая) условная вязкость при t 20 градусов не менее 40, кислотность PHне менее 5 , не более 6; "Краски водно-дисперсионные" PH краски не более 9, морозостойкость краски не менее 52 цикл , степень перетира не более 70мкм. Далее при описании "краски водно-дисперсионной" Заказчик указывает не относящиеся параметры: "Должен быть крупный лоскут. Должен отлично впитывать масло, воду, Должен быть легкий, прочный , исключительно мягкий материал". Данные показатели также определяются по результатам испытаний и не характеризуют материал.
Кроме того, Заказчик установил требования к расходным материалам "гвозди строительные, бруски обрезные хвойных пород", которые не оказывают влияние на выполнение работ и являются избыточными.
Также в разделе 4 технического задания Заказчиком установлено требование, что "удельная эффективная активность естественных радионуклидов в смеси щебеночно-песчаной должна быть до семьсот сорок Бк/кг" , что может быть известно только в результате испытаний.
Не ограничиваясь приведенными примерами, аналогичные требования установлены и для других материалов.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г.N ИА/44536/162 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значениякоторых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Кроме того, согласно п.2.ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗЗаказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии".
Из вышеизложенного следует, что при описании параметров применяемых материалов Заказчик должен ссылаться на соответствующий ГОСТ или ТУ и т.д., то есть , указывать для однозначного понимания потенциальными участниками закупки , какому ГОСТУ , ТУ должны соответствовать установленные в техническом задании требования. Указание в конце технического задания всех ГОСТов, ТУ и т.д. нарушает требование п.2 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
Оценивая все вышеизложенное ,Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что указание параметров требуемых материалов , содержащих , как указано выше, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара, ограничивают доступ к участию в закупке, нарушают требование п.1ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ; указание всех ГОСТов, ТУ , СНиП , которым должны соответствовать закупаемые материалы в одном месте нарушает требование п.2 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ и содержат состав административного правонарушения , предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Проводя внеплановую проверку размещенной закупки, Комиссия указывает:
В соответствии с письмом ФАС России от 16.11.2016 г. N ИА 79173/16 указано: "Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотреннымипостановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, по мнению ФАС России, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренногочастью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 23.05.2016 г. N Д28и-1299 указано, что "Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона N 44-ФЗ устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
При этом,необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ".
Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что разместив техническое задание аукционной документации , не позволяющее копирование фрагментов текста нарушает ч.4 ст.4 Закона N 44-ФЗ и содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих днейс даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Пунктом 2.4 проекта контракта Заказчиком установлено требование: "Оплату за выполненную "Подрядчиком" работу "Заказчик" производит путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет "Подрядчика". Оплата производится за фактически выполненные объемы работ после предоставления "Подрядчиком" актов о приёмке выполненных работ (форма КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), оформленных в установленном порядке на основании представленных счетов (счетов-фактур) в течение 20 (двадцать) дней с момента подписания данных актов".
Следовательно, установив срок оплаты 20 дней , Заказчик допустил нарушение требования ч. 8 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.
За указанные нарушения предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор-Строй"обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившим п.п.1, 2 ч.1 ст.33, ч.4 ст. 4, п.1.ч.1.ст. 64, ч.ч. 3,8 ст. 30, ч.4 ст. 65, Закона N 44-ФЗ.
3. Предписание не выдавать, т.к. по данной закупке выдано предписание по делу N 142.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии К.А.Бабаев
Члены Комиссии Г.П.Аврахова
Д.М. Керейтова
Ж.П.Немчинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 28 августа 2017 г. N 149
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017