Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -К.А.Бабаева- заместителя руководителя управления;
Членов Комиссии: - Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела контроля закупок
в отсутствие представителя МОО "Единство и честь"(117149, г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 3, пом. 5, комн. 1) (далее - Заявитель), в присутствии представителейАдминистрацииЭркен-Шахарского сельского поселения (далее - Заказчик)Бирабасова Р.А.,Наймановой С.М.,рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчикасодержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по предмету:"Устройство подъезда к амбулатории и благоустройство двора по адресу: КЧР, Ногайский район, п. Эркен-Шахар, ул. Советов,7", номер извещения N0179300009017000005(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг дляобеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике22.08.2017 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона. Аукционная докуменация утвержденаи.о. главы Администрации Эркен-Шахарскогосельского поселения Бирабасовым Р.А.Ответственное должностное лицо Найманова С.М. Начальная (максимальная) цена контракта 1 776 955 рублей.
По мнению Заявителя, в документации нарушены требования Закона о контрактной системе, а именно:
1. В составе аукционной документации Заказчиком прописаны две инструкции по заполнению заявки, которые противоречат друг другу. Невозможно определить, какой инструкцией надо руководствоваться.
2. Заказчиком установлено техническое задание, которое размещено в формате pdf, при этом не позволяет производить копирование фрагментов текста и является ограничением для участия в аукционе.
3. Описание предмета закупки (Приложение к техническому заданию) по материалам: песок природный для строительных работ, щебень, бортовой камень, содержит показатели, которые становятся известными при испытании товара после его производства. Кроме этого по щебню указаны характеристики, которые вызывают трудности при заполнении заявки. Также, Заказчик предъявляет к воде избыточные требования. Указанные действия Заказчика нарушают требования п.1.ч.1.ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
4. В инструкции по заполнению заявок установлены через запятую ГОСТы, ТУ, СНиПы, т.е. Заказчик не устанавливает конкретного требования материалов ГОСТ или ТУ и т.д. и участник должен самостоятельно выбирать, какой материал должен соответствовать какому ГОСТу.
Представители Заказчика не согласны с доводами жалобы и в возражениях на жалобу подтвердили свою позицию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия УФАС по КЧР установила следующее.
1.Комиссией УФАС по КЧР по первому и четвертому доводам жалобы установлено следующее.
В документации об аукционе Заказчиком предусмотрены две инструкции по заполнению заявки в Приложении N1 к Разделу 2 "Информационная карта электронного аукциона" и в Приложении к Техническому заданию, которые не являются идентичными по своему содержанию и не позволяют однозначно установить порядок заполнения заявки.
По данному вопросу Заказчик в своих возражениях указал, что была допущена техническая ошибка при формировании документации.
Также, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в том числе использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Технической части документации установлен перечень ГОСТов, ТУ, СНиП которым должны соответствовать используемые материалы. При этом инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.По второму доводу жалобы установлено следующее.Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотреннымипостановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Таким образом, по мнению ФАС России, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренногочастью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 23.05.2016 г. N Д28и-1299 указано, что "Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования ЕИС (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Одновременно с этим в соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Закона N 44-ФЗ конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона N 44-ФЗ устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
При этом необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации будет являться ограничением для ознакомления с такой информацией, а также будет противоречить положениям Закона N 44-ФЗ.
Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу о том, что,разместив техническое задание аукционной документации, не позволяющее копировать фрагменты текста, Заказчик нарушил часть 4 статьи 4 Закона о контрактной системе,что содержит состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
3.По третьему доводу жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г.N ИА/44536/162 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значениякоторых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В Техническом задании аукционной документации Заказчиком установлены требования к объекту закупки, а именно показатели и их значения к материалам: "Песок природный для строительных работ", "Щебень", "Бортовой камень", "Песок в качестве заполнителя для бетона для бортового камня", "Щебень в качестве заполнителя для бетона для бортового камня", "Смесь природная песчано-гравийная", "Портландцемент", "Смесь асфальтобетонная", "Вода", "Раствор цементный" (поз. 8,9).
Так, согласно Техническому заданию и инструкции по заполнению заявки, участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентом составе товара, например: максимальное содержание активных минеральных добавок в портландцементе, максимальное содержание оксида магния в цементном клинкере портландцемента; значения показателей, которые определяются по результатам испытаний, например: число циклов замораживания - оттаивания по щебню, потеря массы при испытании щебня на истираемость;показатели, которые являются избыточными, т.к. не характеризуют материалы, например: содержание жиров, масел, в воде, окисляемость воды, интенсивность запаха воды и т.д.Не ограничиваясь приведенными примерами, аналогичные требования установлены и для других материалов.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что положения документации об аукционе в отношении товаров, указанных в Техническом задании аукционной документации, предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического, компонентного состава товаров, требования о результатах испытаний и избыточные требования. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, для представления подробных сведений о результатах испытаний и химического, компонентного состава таких товаров.
Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33,пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МОО "Единство и честь" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 4 статьи 4,пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для принятия решения о возбуждении административного производства.
Председатель Комиссии К.А.Бабаев
Члены КомиссииГ.П.Аврахова
Д.М. Керейтова
Ж.П.Немчинова
|
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
369000, г.Черкесск, пр.Ленина, 38 _________N__________ тел. 26-68-75, факс (8782) 26-64-55
____________________________N__________ на N_________от_________________________ |
ПРЕДПИСАНИЕ N 51
29.08.2017 г. г. Черкесск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -
Членов Комиссии: - К.А. Бабаева - заместителя руководителя управления;
- Г.П. Авраховой - заместителя руководителя -
начальника отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта
отдела контроля закупок;
- Ж.П. Немчиновой - специалиста - эксперта отдела
контроля закупок
на основании решения от 29.08.2017 N 146 по результатам рассмотрения жалобы МОО "Единство и честь", (далее - Заявитель), на действия Заказчика - Администрации Эркен - Шахарского сельского поселения (далее - Заказчик) установила нарушения требований части 4 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта по предмету: "Устройство подъезда к амбулатории и благоустройство двора по адресу: КЧР, Ногайский район, п. Эркен-Шахар, ул. Советов, 7, номер извещения N0179300009017000005 (далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС)
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Заказчику - Администрации Эркен - Шахарского сельского поселения:
1. В срок до 15.09.2017 г. устранить нарушения требований части 4 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе с учетом решения УФАС по КЧР по делу N 146 от 29.08.2017 г. путем внесения изменений в аукционную документацию, а именно:
- разработать инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе позволяющую однозначно установить порядок заполнения заявки. Также при ссылке в документации на ГОСТы определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, при этом сопоставив ГОСТы с конкретными товарами, указанными в таблице.
- разработать техническое задание, установив к каждому материалу в соответствии с ГОСТами, показатели и их значения, которые не содержат химического, компонентного состава товаров, избыточные требования и требования, которые становятся известными после проведения испытаний товаров, не ограничиваясь приведенными примерами в Решении УФАС по КЧР по делу N 146 от 29.08.2017 г.
- разместить в ЕИС техническое задание в формате, позволяющем копирование и поиск файлов;
- продлить срок приема заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
2. В срок до 15.09.2017 г. представить в УФАС по КЧР подтверждение исполнения пункта 1 настоящего предписания в письменном виде.
Невыполнение в установленный срок предписания контрольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.
Председатель Комиссии
Члены комиссии К.А. Бабаев
Г.П. Аврахова
Д.М. Керейтова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 29 августа 2017 г. N 146
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2017