Резолютивная часть решения оглашена 25.08.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующего Комиссии:
заместителя начальника отдела,
членов Комиссии:
ведущего специалиста - эксперта,
специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу Кушнарёва П.А. (далее - Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на "Выполнение работ по благоустройству общественных мест в городе Владимире - Сквер по ул.850-летия (от д.2 до д.6 по ул. 850-летия)" (N закупки 0328300032817000676) в присутствии представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира (далее - уполномоченный орган) (по доверенности от 05.09.2017 б/н).
Заявитель, заказчик, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей не обеспечили.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на "Выполнение работ по благоустройству общественных мест в городе Владимире - Сквер по ул.850-летия (от д.2 до д.6 по ул. 850-летия)" (N закупки 0328300032817000676).
Заявитель в своей жалобе указывает на следующее.
1. В соответствии с ч. 2 ст. 65 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе должна быть доступной для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Частью 4 ст. 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Таким образом заказчик обязан разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Между тем, Заказчиком информация необходимая для заполнения первой части заявки, а именно Требования к качественным, техническим характеристикам используемого товара (далее - Требования к материалам) размещена в формате не позволяющим произвести поиск и копирование фрагментов текста.
Так, Требования к материалам размещены в формате "JPG", при этом непосредственно текстом документа является изображение, представляющее собой документ в "графическом формате", что не позволяет произвести поиск и копирование отдельных фрагментов текста.
Таким образом, поскольку техническая часть документации о закупке содержит ограничения для ознакомления (текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности поиска и копирования фрагментов), заявитель считает, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 4 ст. 4 и п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
2. На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п. 2 Приложения N1 Постановления Правительства РФ N 99 от 04.02.2015 г. (далее - Постановление) установлены дополнительные требования к участникам закупки объектом, которой является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2,42,43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей.
Заказчиком в пунктах 21.1 документации установлены дополнительные требования к опыту участников закупки, изложенные в Постановлении.
Заявитель считает, что Заказчиком такие требования к участникам закупки установлены необоснованно и незаконно.
3. Согласно п. 8.6 Проекта контракта срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на 1 месяц.
В соответствии с п. 11.1. Проекта контракта, контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту.
Заявитель считает, что срок действия банковской гарантии является несогласованным, поскольку событие, с которым связан момент окончания действия банковской гарантии (окончание действия контракта) не отвечает критерию неизбежности, так как из совокупности изложенных в Проекте контракта условий невозможно определить когда конкретно оканчивается срок действия контракта.
Поскольку срок действия банковской гарантии Заказчиком не установлен в рамках настоящей закупки невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц, что является нарушением ч. 3 ст.96 Закона о контрактной системе и ограничивает право участников закупки на самостоятельный выбор способа обеспечения исполнения контракта.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание о внесение изменений в документацию электронного аукциона.
Представитель уполномоченного органа (утвердившего аукционную документацию) по указанным доводам пояснил следующее.
В соответствии частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация рассматриваемого аукциона является доступной для ознакомления без взимания платы, как на сайте единой информационной системы zakupki.gov.ru, так и на сайте оператора ЭТП etp.roseItorg.ru.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, в том числе информация, связанная с рассматриваемым аукционом, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация о рассматриваемом аукционе, содержащаяся в единой информационной системе, размещена на официальном сайте zakupki.gov.ru.
В соответствии положениями пункта 2 части 1 статьи 04 Закона о контрактной системе документация рассматриваемого аукциона содержит требования к содержанию, составу заявки на участие в данном аукционе, что отражено в информационной карте в разделе 22, при этом, в указанном разделе информационной карты документации аукциона в электронной форме отсутствуют требования, которые влекут или могут повлечь за собой ограничение количества участников аукциона или ограничение доступа к участию в рассматриваемом аукционе.
В соответствии с правилами функционирования единой информационной системы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414, ЕИС обеспечивает, в отдельных случаях с большими трудностями, целый ряд функций, в том числе перечисленных в пункте 14 данных правил, при этом, вопросы, связанные с обеспечением работоспособности единой информационной системы и функционала ее программного обеспечения, находится вне ведения заказчиков любого уровня, т. к. данный вопрос отнесен к компетенции Министерства финансов РФ в лице Федерального казначейства.
На основании изложенного можно сделать вывод, что вопрос доступности информации, относящейся к рассматриваемой закупке, размещенной Уполномоченным органом в единой информационной системе, не является уровнем ответственности заказчика или Уполномоченного органа, при этом, с момента публикации извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе находится вся информация о данной закупке, наличие которой предусмотрено Федеральным законом.
Утверждение заявителя со ссылкой на письмо Министерства экономического развития РФ от 23.05.2016 N Д28и-1299, является произвольным толкованием позиции должностного лица министерства, дававшего ответ на конкретный вопрос, кроме того, в данном письме имеется ссылка на официальный документ, а именно, приказ Федерального казначейства РФ от 30.12.2015 N 26н, который и определяет порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок.
Утверждение Заявителя жалобы о том, что информация относящаяся к рассматриваемой закупке размещена в единой информационной системе в формате не позволяющем произвести поиск и копирование фрагментов текста является противоречащим положениям указанного выше приказа Федерального казначейства, а именно п. 1.2 данного приказа, который содержит в себе перечень возможных к использованию в ЕИС форматов файлов и требование к их максимальному объему, а именно "В единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, хlsх, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла должен превышать 50 Мб".
На основании изложенного Уполномоченный орган считает, что утверждение Заявителя наличии в составе документации рассматриваемого аукциона ограничений для ознакомления, не соответствует действительному положению и противоречит действующим нормативным правовым актам.
По пункту 2 жалобы:
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Информационная карта документации рассматриваемого аукциона содержит в своем составе раздел 22 с наименованием "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме".
На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02 2015 N 99 в составе Информационной карты документации электронного аукциона содержится раздел 21.1 "Дополнительные требования к участникам закупки".
Указанные выше требования установлены в связи с тем, что предмет закупки подразумевает выполнение работ строительных, относящихся к коду 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (ОК 034-2014, а именно к коду 42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдыха").
То, что данный объект относится именно к данному коду классификатора подтверждается, в том числе идентификационным кодом закупки, в составе которого содержаться первые четыре цифры кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, а сам ИКЗ прошел проверку, в составе всей документации в подразделении Федерального казначейства, осуществляющем финансовый контроль при осуществлении закупок на территории муниципального образования город Владимир.
Статья 1 Градостроительного кодекса РФ, на которую ссылается Заявитель, не является классификатором видов строительно-монтажных работ, которые должны быть выполнены на каком-либо конкретном объекте, а представляет из себя перечень основных понятий, используемых в названном кодексе, в связи с утверждением заявителя о том, что работы, являющиеся объектом закупки, не затрагивают объекты капитального строительства, т.к. сквер это территория общего пользования, является необоснованным, что прямо вытекает из видов работ, предусмотренных проектной документацией, содержащейся в документации аукциона.
Ссылка Заявителя жалобы на статью 58.8 Градостроительного кодекса РФ, в части не установления в документации требований к участникам закупки как к лицам, осуществляющим выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства является некорректной, в связи с отсутствием данной статьи в этом кодексе.
Кроме перечисленных выше обстоятельств, Уполномоченный орган считает необходимым отметить, что все доводы Заявителя жалобы основаны на произвольном толковании положений действующего законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, а именно: толковании положений пункта 2 приложения 1 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99.
Данный пункт имеет следующую формулировку: "Выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.1) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) OK 034-2014, в случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей".
Таким образом, буквальное прочтение данной нормы Постановления Правительства позволяет сделать вывод, что дополнительное требование к участнику закупки может и должно быть установлено при наличии одновременно только двух условий:
а) объектом закупки должны быть любые строительные работы, вне зависимости от их классификации и принадлежности к тем или иным объектам; б) стоимость этих строительных работ должна превышать 10 миллионов рублей.
Никакие другие условия в рассматриваемом случае не требуются, в связи с чем доводы Заявителя жалобы не имеют никакого отношения к рассматриваемому вопросу.
По пункту 3 жалобы:
Требования к обеспечению исполнения контракта установлены в разделе 27 Информационной карты документации электронного аукциона.
Требования к банковской гарантии, в том числе к сроку ее действия установлены как в указанном выше разделе Информационной карты, так и в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации.
Срок действия контракта, при надлежащем исполнении сторонами взятых на себя обязательств, складывается из исполнения обязательств подрядчиком, в части касающейся выполнения строительных работ, предусмотренных контрактом к исполнения обязательств заказчиком, в части, касающейся сроков приемки выполненных работ и максимальных сроков оплаты, предусмотренных как Информационной картой документации электронного аукциона так и проектом контракта.
Таким образом, утверждение Заявителя о несогласованности срока действия банковской гарантии не имеет под собой никаких оснований.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Постановлением Правительства РФ от 23.12.2015 N 1414 утверждены "Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок", которые устанавливают порядок функционирования единой информационной системы в сфере закупок, включая требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, и порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил N 1414 технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Обеспечение названных требований установлено исключительно в отношении технологических (технических и программных) средств официального сайта.
Указанный подпункт, а также иные нормативные правовые акты в сфере закупок не содержат требований, обязывающих заказчика при размещении документации в ЕИС обеспечивать возможность копирования отдельных фрагментов текста, а также обеспечивать возможность сохранения документации на технических средствах пользователей с последующей возможностью поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
На основании изложенного, информация, указанная в документации электронного аукциона, в том числе в инструкции была доступна для ознакомления всем потенциальным участникам закупки, действия Заказчика не привели к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Информационная карта документации рассматриваемого аукциона содержит в своем составе раздел 22 с наименованием "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме".
На основании части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 2 приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 04.02 2015 N 99 в составе Информационной карты документации электронного аукциона содержится раздел 21.1 "Дополнительные требования к участникам закупки".
Указанные выше требования установлены в связи с тем, что предмет закупки подразумевает выполнение работ строительных, относящихся к коду 42 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) (ОК 034-2014, а именно к коду 42.99.12.124 "Территории парковые и парки для отдыха").
Данный объект относится именно к данному коду классификатора, что подтверждается, в том числе идентификационным кодом закупки, в составе которого содержаться первые четыре цифры кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности.
Таким образом, данный довод заявителя является несостоятельным.
В соответствии с ч. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Требования к обеспечению исполнения контракта установлены в разделе 27 Информационной карты документации электронного аукциона.
Требования к банковской гарантии, в том числе к сроку ее действия установлены как в указанном выше разделе Информационной карты, так и в проекте контракта, который является неотъемлемой частью документации.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что в проекте контракта содержится вся информация, необходимая для оформления банковской гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения договора.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Кушнарёва П.А. на положения документации при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на "Выполнение работ по благоустройству общественных мест в городе Владимире - Сквер по ул.850-летия (от д.2 до д.6 по ул. 850-летия)" (N закупки 0328300032817000676), по доводам изложенной в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Председательствующий Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 августа 2017 г. N Г 848-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017