Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ": А.А. Саловой, а также в отсутствие представителей ООО "Точка климата", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/41479/17 от 17.08.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Точка климата" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтно-восстановительных работ системы холодоснабжения в Родильном отделении N 2 ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" (Закупка N 0373200152817000053) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/41479/17 от 17.08.2017) документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что в аукционной документации установлены неправомерные требования к товарам, а именно:
- п. "Теплоизоляция": "Описание (параметр, значение которого не может изменяться): Плиты мягкие, полужесткие, жесткие и повышенной жесткости"; "Вид плит: кашированные и не кашированные"; "Сокращенное обозначение плит: ПМ-40; ПМ-50, ПП-60; ПП-70; ПП-80, ПЖ-100; ПЖ-120; ПЖ-140, ППЖ-160; ППЖ-180; ППЖ-200" что по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку приведение восьми наборов показателей невозможно, так как есть ограничение (параметр, значение которого не может изменяться), то есть вид плит (кашированные и не кашированные) необходимо приводить в одном наборе. Вместе с тем, в положениях аукционной документации отсутствует положение принципа разнесения по типам и виду плит;
- п. "Болты Вид 1": "Описание (параметр, значение которого не может изменяться): номинальный диаметр резьбы десять миллиметров и восемь миллиметров"; "Высота головки: 5,0; 5,3, 6,0; 6,4 мм"; "Масса 1000 шт.: 25,715 - 60,404 кг", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку совмещение таких характеристик в одном наборе показателей невозможно, так как не представляется возможным определить, какой высоты головки и массы 1000 шт. необходимо представить болт с номинальным диаметром резьбы 8 мм, а также болт с номинальным диаметром резьбы 10 мм. В жалобе указано, что аналогичные требования установлены Заказчиком в аукционной документации по товарам п. "Прокладки резиновые, уплотнительные", п. "Болты вид 3".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участник закупки самостоятельно на основе данных технического задания и с учетом собственных ресурсов и технологий, применяемых при выполнении аналогичных работ, определяет оптимальный ассортимент каждого товара, необходимого для выполнения работ в рамках данного контракта, при этом требования к используемым при выполнении работ товарам установлены таким образом, что позволяют определить потребность Заказчика и сформировать заявку на участие в электронном аукционе, что также подтверждается 6 поданными и 6 допущенными к участию в аукционе заявками участников закупки.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а также не пояснил, каким образом установленные требования вводят участника закупки в заблуждение и не позволяют сформировать предложение по вышеуказанным товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы Заявителя.
По мнению Заявителя, в аукционной документации Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, ввиду того, что действующие и заменяемые ГОСТ отличаются, причем возможно существенное различие требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров.
Представитель Заказчика пояснил, что, согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки "В случае если на момент подачи заявки редакция государственного стандарта признана устаревшей или изменена или заменена, то участнику необходимо руководствоваться актуальной действующей редакцией ГОСТ при формировании первой части заявки. Если государственный стандарт отменен, признан недействительным, то считать требования по данному ГОСТ отсутствующими". Также, Заказчик пояснил, что информация о каждом указанном Заказчиком государственном стандарте, которому должны соответствовать предлагаемые товары, находится в свободном доступе, таким образом, участник закупки на основе общедоступной информации формирует свое предложение, исходя из значений, указанных производителями и содержащихся в действующих редакциях государственных стандартов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы Заявителя.
2) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, а также препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, в частности, к товару по п. "Трубы медные для отопления и водоснабжения": "Минимальное временное сопротивление 20-29кгс/мм2", поскольку указанное требование относится к веществу (меди), из которого товар изготовлен.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, показатели характеристики "Минимальное временное сопротивление" для товара п. "Трубы медные для отопления и водоснабжения" регламентирует ГОСТ 617-2006 "Трубы медные и латунные круглого сечения общего назначения", согласно п. 6.5 которого для испытания на растяжение (временное сопротивление, относительное удлинения после разрыва) или твердость по Виккерсу отбирают три трубы (бухты) от партии.
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенный пример подробного изложения в аукционной документации требования к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 6 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
3) Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить участников закупки в заблуждение, поскольку требования к товару по п. "Болты вид 3": "Описание (параметр, значение которого не может изменяться): Болты представляют собой крепежное изделие с крупным шагом резьбыи мелким шагом резьбы и с шестигранной уменьшенной головкой"; "Масса 1000 шт.: 148,238 - 1382,400 кг" являются неправомерным, поскольку в заявке необходимо указать 2 значения по показателю "Масса 1000 шт.". Вместе с тем, в ГОСТ 7808 "Болты с шестигранной уменьшенной головкой класса точности А. Конструкция и размеры" установлен норматив по массее 1000 шт. только для болтов с крупным шагом резьбы, для болтов с мелким шагом резьбы параметр отсутствует. Таким образом, требование по массе 148,238 - 1382,400 кг противоречит положениям ГОСТ в рамках массы для болтов с мелким шагом резьбы.
Комиссией Управления установлено, что согласно Инструкции по предоставлению сведений в первой части заявки "Символ "-" (тире), установленный между значениями, следует читать как необходимость указания конкретного значения, включая крайние значения".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что участник должен руководствоваться следующим положением Инструкции "Если требуемая характеристика не нормируется для товара в соответствии с НТД и данными производителей, возможно указание конкретного значения или указание "не нормируется" или "не определяется" или "-". Таким образом, участник вправе предоставить значение массы болтов с мелким шагом резьбы, соответствующее данным производителей или указать сведения об отсутствии значения.
Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку указанные требования к товарам могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе подано 6 заявок, при этом, аукционной комиссией Заказчика не принималось решение об отказе в допуске участникам закупки по вышеуказанным требованиям аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что допущенные нарушения не повлияли на результат закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу Точка климата на действия ГБУЗ "ГКБ им. А.К. Ерамишанцева ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований по товарам п. "Трубы медные для отопления и водоснабжения",п. "Болты вид 3".
2.Признать в действия Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, посколько выявленные нарушения не повлияли на результат закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: А.С. Спирякова
И.С. Максимов
Исп.: Спирякова А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 августа 2017 г. N 2-57-9931/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017