Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Даниловой В.А. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Карьерные машины" (далее также - ООО "Карьерные машины"): Гордеев Е.Н. (представитель по доверенности);
от заказчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее также - Министерство, заказчик): Аркадьев Е.Е., Романов В.В., Угаров В.Г. (представители по доверенностям);
от уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок (далее также - Госкомзакупок РС (Я), уполномоченный орган): Попов С.А. (представитель по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО "Карьерные машины" на действия заказчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку транспортных средств повышенной проходимости (изв. N 0116200007917007570), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Карьерные машины" на действия заказчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку транспортных средств повышенной проходимости (изв. N 0116200007917007570).
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя поддержал жалобу заявителя.
Из текста жалобы заявителя следует, что в извещении о проведении электронного аукциона указан неверный код по ОКПД2 29.10.59.390.
Выбранный заказчиком код противоречит требованиям, отраженным в аукционной документации. Согласно части 2 "Описание объекта закупки" заказчику требуется "Тип машины: Грузопассажирский, колесный снегоболотоход на шинах низкого давления".
Определение снегоболотохода установлено в ГОСТ Р 50943-2011 "Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний":
"Снегоболотоход - самодвижущееся транспортное средство, сконструированное и предназначенное для перевозки пассажиров и/или грузов преимущественно в условиях снежного и/или заболоченного бездорожья вне дорог общей сети и оснащенное колесными или гусеничными движителями".
Исходя из данного определения, а также из описания объекта закупки в аукционной документации следует, что требуемый заказчику для поставки товар соответствует коду по ОКПД2 30.99.10.000 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" или 29.10.52.190 "Средства транспортные самоходные аналогичные".
Данные коды применялись при осуществлении иных закупок с аналогичным предметом закупки.
Согласно письму от производителя снегоболотоходной техники марки "ТРЭКОЛ" - ООО НПФ "ТРЭКОЛ" сообщается, что изготавливаемая им техника соответствует коду ОКПД2 30.99.10.000.
Снегоболотоход согласно описанию предмета закупки является товаром с кодом ОКПД 2 30.99.10.000, а так как код ОКПД2 30.99.10.000 не указан в перечне, установленном Постановлением Правительства РФ N 656, то возможность выдать акт экспертизы у Торгово-промышленной палаты Российской Федерации отсутствует.
Таким образом, заявитель имеет возможность поставить именно снегоболотоход согласно описанию предмета закупки с кодом ОКПД2 30.99.10.000, но без предоставления акта экспертизы. В то же время, исходя из установленных требований аукционной документации, за не предоставление акта экспертизы заявка участника аукциона отклоняется.
Указание неверного кода по ОКПД2 привело к неправомерному ограничению возможности участия ООО "Карьерные машины" в закупке.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что в рамках комплексной программы Республики Саха (Якутия) "Социально-экономическое развитие арктических и северных районов Республики Саха (Якутия) на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" и Государственной программы Республики Саза (Якутия) "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2012-2019 годы" северным и арктическим улусам республики закупаются и передаются транспортные средства повышенной проходимости различных модификаций.
Коды ОКПД2 29.10.52.190 и 30.99.10.000 не отвечают специфике закупки по следующим причинам: к группировке по коду 29.10.52.190 относятся средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями. При этом под средствами транспортными снегоходными понимаются внедорожные мотосредства.
К классу 30 "Средства транспортные и оборудования, прочие" относятся транспортные средства и оборудование, имеющие отношение к водному, железнодорожному, воздушному транспорту, а также в военной и двухколесной технике. В этой связи код ОКПД2 30.99.10.000 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" не соответствует предмету закупки.
Код ОКПД2 29.10.59.390 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки" соответствует объекту закупки, так как к группе 29.10 "Средства транспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки" относятся автотранспортные средства, в том числе вездеходная техника. Вездеходная техника (снегоболотоход) относится к автотранспортным средствам специального назначения, проходит государственную регистрацию в Управлении по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Саха (Якутия).
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного органа пояснил, что согласно ОКПД2 коду 30.99.10.000 соответствуют "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки", которая относится к группе 30.99 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки", которая относится к подклассу 30.9 "Средства транспортные и оборудование, не включенные в другие группировки" класса 30 "Средства транспортные и оборудование, прочие". К этому классу также отнесены подклассы 30.1 "Корабли, суда и лодки", 30.2 "Локомотивы железнодорожные и подвижной состав", 30.3 "Аппараты летательные и космические и соответствующее оборудование", 30.4 "Машины боевые военные".
Таким образом, подкласс 30.9 относится к иным транспортным средствам, не включенным в указанные подклассы из класса "Средства транспортные и оборудование, прочие". В свою очередь в этот класс 30 включены транспортные средства, не включенные в иные классы.
При этом в класс 29 включены средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы, в подкласс 29.1 включены средства автотранспортные, в группу 29.10 включены средства автотранспортные, в подгруппу 29.10.5 включены средства автотранспортные специального назначения, в вид 29.10.59 включены средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки. К другим группировкам этой подгруппы включены автокраны, средства транспортные снегоходные, автомобили для перевозки игроков в гольф, квадроциклы, средства транспортные самоходные аналогичные, к которым снегоболотоход не относится.
В виде 29.10.59 "Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки" включены средства автотранспортные для транспортирования строительных материалов, автолесовозы, средства транспортные для коммунального хозяйства и содержания дорог, автомобили пожарные, средства транспортные для аварийно-спасательных служб и полиции, автомобили скорой медицинской помощи, комплексы медицинские на шасси транспортных средств, средства транспортные для обслуживания нефтяных и газовых скважин, средства транспортные для перевозки денежной выручки и ценных грузов, средства транспортные для перевозки грузов с использованием прицепа-роспуска, средства транспортные для перевозки нефтепродуктов, средства транспортные для перевозки пищевых жидкостей, средства транспортные для перевозки сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 Мпа, средства транспортные оперативно-служебные для перевозки лиц, находящихся под стражей, средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, средства транспортные-фургоны для перевозки пищевых продуктов, средства транспортные, оснащенные кранами-манипуляторами, снегоочистители.
Как указал заявитель, согласно ГОСТ Р 50943-2011 снегоболотоход - самодвижущееся транспортное средство, сконструированное и предназначенное для перевозки пассажиров и/или грузов преимущественно в условиях снежного и/или заболоченного бездорожья вне дорог общей сети и оснащенное колесными или гусеничными движителями.
Таким образом, для снегоболотохода остается код ОКПД2 29.10.59.390 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Правильность указанного кода также подтверждается имеющейся в составе заявки единственного участника ООО "Завод вездеходных машин" годовым актом экспертизы N0050101992з для оформления актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 25.10.2016 (срок действия до 24.10.2017), выданным Торгово-промышленной палатой Нижегородской области, где в п. 6 и 9.1 указано, что колесные снегоболотоходы соответствуют коду классификации 29.10.59.390 по ОКПД ОК-034-2014 (КПЕС 2008).
Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (ОКПД2 29.10.59.390), включены в перечень отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являющегося приложением к постановлению N656.
Таким образом, к данной закупке правомерно установлен запрет на допуск товаров в соответствии с постановлением N656.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки АО "ЕЭТП", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 8 724 734,00 рублей;
4) на участие в закупке поданы 2 заявки от участников закупки;
5) 1 участник закупки допущен к участию в электронном аукционе.
6) на момент рассмотрения жалобы по существу вторая часть заявки участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе, не рассмотрена.
На основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта приостановлено до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия считает жалобу заявителя необоснованной на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Предметом данной закупки является поставка транспортных средств повышенной проходимости.
В части 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации указан тип машины: грузопассажирский, колесный снегоболотоход на шинах низкого давления.
Извещением о проведении электронного аукциона установлен код по ОКПД2 29.10.59.390.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 года N 14-ст утвержден Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее также - классификатор).
Классификатором предусмотрен вид 29.10.59 "Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки" подгруппы 29.10.5 "Средства автотранспортные специального назначения" группы 29.10 "Средства автотранспортные" подкласса 29.1 "Средства автотранспортные" класса 29 "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" раздела С "Продукция обрабатывающих производств".
Согласно классификатору к коду ОКПД2 29.10.59.390 вида 29.10.59 "Средства автотранспортные специального назначения, не включенные в другие группировки" относятся средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что закупаемые 2 единицы снегоболотоходов будут переданы администрациям МО "Кулятский наслег" Вилюйского района и МР "Среднеколымский район" для организации грузопассажирских перевозок и использования при чрезвычайных ситуациях. Кулятский наслег не имеет круглогодичного наземного сообщения с районным центром. Дорожная сеть Среднеколымского района представлена автозимниками и не имеет круглогодичного сообщения с поселениями. Снеболотоходная техника за счет шин низкого давления, оказывающих наименьшее давление на грунт и плавучести, активно используется администрациями районов при введении чрезвычайных ситуаций, например, при доставке необходимых оборудований, в места затопления при наводнении, пожара и других техногенных природных явления. При данных мероприятиях невозможно использование обычных транспортных средств. Техника используется также для эвакуации людей с мест наводнений, поисково-спасательных операций и при других неотложных чрезвычайных ситуациях. В большинстве своем автозимники являются муниципальными. В последнее время спецтехника (снегоболотоходы) используются муниципальными образованиями для ранней трассировки (пробивки) автозимников на реках и озерах, так как данная техника не тонет в воде. Администрации районов при неблагоприятных погодно-климатических условиях, когда не возможно использование авиации, применяют снегоболотоходы для доставки больных до медицинских учреждений.
Следовательно, закупаемый товар относится к средствам автотранспортным специального назначения, следовательно, код 29.10.59.390 соответствует закупаемому в рамках данной закупки товару.
Между тем, код 29.10.52.190 не может быть применим к закупаемому товару, поскольку согласно классификатору в вид 29.10.52 включены средства транспортные для движения по снегу, автомобили для перевозки игроков в гольф и аналогичные транспортные средства, оснащенные двигателями, к которым закупаемый товар (снегоболотоход) не относится.
Классификатором предусмотрен код 30.99.10.000 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" вида 30.99.10 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" подгруппы 30.99.1 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" группы 30.99 "Средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки" подкласса 30.9 "Средства транспортные и оборудование, не включенные в другие группировки" класса 30 "Средства транспортные и оборудование, прочие" раздела С "Продукция обрабатывающих производств".
Вместе с тем, в класс 30 включены средства транспортные и оборудование, прочие, то есть не включенные в иные классы, а также ввиду того, что закупаемый товар относится к средствам автотранспортным специального назначения, с учетом того, что код 30.99.10.000 включает средства транспортные и оборудование прочие, не включенные в другие группировки, закупаемый товар не может быть отнесен к коду 30.99.10.000 класса 30.
Кроме того, в материалы дела уполномоченным органом представлена копия заявки участника закупки, допущенного к участию в электронном аукционе.
Из содержания первой части заявки данного участника закупки следует, что предлагается к поставке колесные снегоболотоходы на шинах низкого давления ЗВМ-39083 6х6 (изготовитель ООО "ЗВМ", Россия).
В составе второй части заявки данного участника закупки представлена копия акта экспертизы N 0050101992з Союза "Торгово-промышленной палаты Нижегородской области" для оформления актов экспертизы для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - акт).
В пунктах 2 и 3 акта указаны дата составления акта 25.10.2016 года, срок действия акта до 24.10.2017 года, в пункте 6 акта указано наименование товара: колесные снегоболотоходы (код классификации ОКПД ОК-034-2014 (КПЕС 2008) - 29.10.59.390): ЗВМ-39081, ЗВМ-39081П, ЗВМ-39081А, ЗВМ-39082, ЗВМ-39082П, ЗВМ-39083 "Сивер" производства ООО "Завод вездеходных Машин".
Также в пункте 9.1 указано, что экспертизой установлено, в том числе, что колесные снегоболотоходы ЗВМ-39081, ЗВМ-39081П, ЗВМ-39081А, ЗВМ-39082, ЗВМ-39082П, ЗВМ-39083 "Сивер" с использованием базовых моделей ГАЗ соответствуют коду классификации 29.10.59.390 по ОКПД ОК - 034-2014 (КПЕС 2008).
Любой довод жалобы, если его обоснованность прямо не следует из положений Закона о контрактной системе, нуждается в доказывании, на что указывает часть 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, согласно которой участник закупки, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Из анализа части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Между тем, заявителем не представлено в материалы дела доказательств, позволяющих однозначно отнести закупаемый товар к коду ОКПД2 29.10.52.190 либо к коду ОКПД2 30.99.10.000.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2014 г. N 656 "Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Постановление N 656) в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что:
1. В целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установить запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению (далее - товары), за исключением следующих случаев:
а) если товары, указанные в пунктах 1-13, 17-32 и 34-55 перечня, предусмотренного приложением к настоящему постановлению (далее - перечень): производятся при создании или модернизации и (или) освоении производства продукции машиностроения в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, заключенным инвестором с Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием и содержащим обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению на промышленном производстве всех технологических и производственных операций, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719), а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении - приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
При этом для целей настоящего постановления продукция машиностроения приравнивается к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, на срок не более 5 лет с момента заключения специального инвестиционного контракта и не более 3 лет с момента начала ее производства стороной - инвестором специального инвестиционного контракта;
соответствуют требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта);
страной происхождения товаров является государство - член Евразийского экономического союза в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (в случае отсутствия специального инвестиционного контракта, указанного в абзаце втором подпункта "а" настоящего пункта, и отсутствия наименований товаров в требованиях к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной в Российской Федерации, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719).
Пунктом 46 перечня предусмотрен код ОКПД2 29.10.59.390 "Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки".
Таким образом, запрет в соответствии с Постановлением N 656 установлен правомерно.
Довод жалобы заявителя не нашел своего подтверждения, жалоба признается необоснованной.
Антимонопольный орган отмечает, что заявитель вправе обратиться с жалобой в антимонопольный орган на действия заказчика, в случае, если заявителем усматриваются нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Карьерные машины" на действия заказчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), уполномоченного органа Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по регулированию контрактной системы в сфере закупок при проведении электронного аукциона на поставку транспортных средств повышенной проходимости (изв. N 0116200007917007570) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: В.А. Данилова
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 августа 2017 г. N 06-874/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2017