Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N ВП-163-16
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Кадастровый центр" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального дорожного агентства (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) в целях государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки автомобильных дорог (номер извещения 0173100005716000011) (далее - Конкурс) в качестве организатора совместного Конкурса для нужд:
- ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории забайкальского края Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик N 1);
- ФКУ "Управление автомобильной дороги общего пользования федерального значения "Вилюй" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик N 2);
- ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Байкал" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик N 3), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Уполномоченного органа при проведении Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Уполномоченного органа, неправомерно выбравшего способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного Конкурса, поскольку содержание работ, являющихся предметом государственных контрактов Заказчиков N 1, 2, 3 различаются.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.03.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) дата окончания срока подачи заявок - 06.04.2016;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 74 761 890 рублей;
5) на участие в Конкурсе подано 12 заявок от участников закупки;
6) к участию в Конкурсе допущено 8 участников закупки;
7) победителем Конкурса признано ОАО "РОСКАРТОГРАФИЯ" с предложением о цене контракта 62 723 375,94 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, содержание работ, являющихся предметом государственных контрактов Заказчиков N 1, 2, 3 различается, в связи с чем, выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения совместного Конкурса является неправомерным.
Согласно части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации, объектом закупки является выполнение работ, связанных с государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки автомобильных дорог. Также, согласно техническим заданиям, содержащимся в проектах государственных контрактов Конкурсной документации Заказчиков NN 1, 2, 3, объектом закупки для каждого из заказчиков является выполнение работ, связанных с государственной регистрацией права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки автомобильных дорог.
На заседании Комиссии представители Уполномоченного органа пояснили, что каждый из заказчиков определяет требования к выполняемым работам исходя из собственной потребности и с учетом целесообразности выполнения тех или иных работ. Также представители Уполномоченного органа сообщили, что всеми заказчиками в рамках проведения Конкурса закупаются одни и те же работы - регистрация права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки автомобильных дорог.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, явку своих представителей не обеспечил, а также в составе своего обращения не представил документы и сведения, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085
"Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктами 10, 11 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Конкурсной документацией по нестоимостному критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен следующий порядок оценки заявок участников закупки:
"За представление в предложении участника открытого конкурса по порядку выполнения работы (услуги) описания материалов и оборудования, которые будут использоваться при проведении работ, заявке присваивается 25 баллов.
За представление в предложении участника открытого конкурса описания (методики) выполнения работ заявке присваивается 25 баллов.
За представление в предложении участника открытого конкурса описания состава специалистов (фамилия, имя, отчество, должность), которые будут выполнять работы, заявке присваивается 25 баллов.
За представление в предложении участника открытого конкурса описания временных рамок выполнения работ с учетом Календарного плана (Плана-графика), являющегося приложением 2 к государственным контрактам, заявке присваивается 25 баллов.
В отношении нестоимостного критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установливается показатель: "Качество работ".
Комиссия проводит оценку заявок на участие в конкурсе по показателю "Качество работ" путем изучения проработанности предложений участников закупки в части предлагаемого порядка и методологии выполнения работ, наличия информации о составе специалистов, производящих работы, описания материалов и оборудования, используемых при выполнении работ, детализации временных рамок исполнения работ в рамках календарного плана.
Максимальное количество баллов присваивается заявке на участие в конкурсе, содержащей наиболее детально и содержательно проработанное предложение в части предлагаемого порядка и методологии выполнения работ, описания используемых материалов и оборудования, описания состава специалистов, которые будут выполнять работы, наличия детализации временных рамок исполнения работ".
Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки заявок по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не раскрыто понятие "детальной и содержательной проработанности", позволяющее определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям, а также не установлена зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по указанному критерию оценки заявок участников закупки.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В данном Перечне товары, работы или услуги классифицированы в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" принят, в том числе, Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) с датой введения в действие 1 февраля 2014 года и правом досрочного применения в правоотношениях, возникших с 1 января 2014 года, а также установлены переходный период до 1 января 2017 года и последующая отмена Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007 (КПЕС 2002) (далее - ОКПД).
Функционалом ЕИС при формировании плана-графика на 2016 год предусмотрена возможность использования ОКПД2.
При этом в случае невозможности определения кода ОКПД2, схожего с кодом ОКПД, государственные заказчики осуществляют закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является выполнение работ (оказание услуг) в целях государственной регистрации права оперативного управления на участки автомобильных дорог.
При этом, в Приложении N1 к проекту государственного контракта "Техническое задание" Заказчика N 2 содержатся, в том числе, работы по технической инвентаризации недвижимого имущества, относимые к коду 68.32.13.110 ОКПД2.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что указанные работы, услуги относятся к работам (услугам) отнесенных к коду 70.32.12.130 ОКПД и включены в Перечень.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что закупка на выполнение работ по технической инвентаризации недвижимого имущества должна осуществляться путем проведения аукциона в электронной форме.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе протоколы, указанные в частях 10 и 11 статьи 53 Закона о контрактной системе, составляются в двух экземплярах, которые подписываются всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. К этим протоколам прилагается информация, предусмотренная пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, а именно: предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с указанными приложениями размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанных протоколов.
Комиссией установлено, что протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 07.04.2016 N ПРО1 не содержит информации, предусмотренной пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, что нарушает часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 N 555/15, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Уполномоченного органа нарушения пункта 9
части 1 статьи 50, части 12 статьи 53, части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 12.04.2016 по делу N К-574/16, по данному делу предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 12.04.2016 по делу N К-574/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 12 апреля 2016 г. N ВП - 163/16 (ключевые темы: участники закупок - открытый конкурс - критерии оценки - окпд2 - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2016