Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
08.09.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб надействия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуОрловой А.А. на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по оценке имущества, не обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (извещение N 0342100019017000026, начальная (максимальная) цена контракта - 50 000,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Орловой А.А. на действия Заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по оценке имущества, не обращенного в собственность государства по основаниям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (извещение N 0342100019017000026) (далее - закупка).
Согласно доводам жалобыОрловой А.А.:
1. Заказчиком неправомерно установлен перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в составе заявки на участие в закупке.
2. Заказчиком не определен срок действия банковской гарантии.
3. В документации не указаны объекты оценки, а так же их характеристики.
Представители Заказчикас доводами Заявителя не согласились, просили в удовлетворении жалобы отказать. Представили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, документы, представленные Заявителем, Заказчиком, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контактной системепри осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация: информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы: согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемоготовара в случае осуществления поставки товара;предложение о цене контракта;документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок; декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.
В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системекотировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Требования к лицам, осуществляющим оказание услуг по оценке, устанавливаются Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ).
Так, п. 20 Извещения установлены "Требования к участникам размещения заказа":соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, являющихся объектом закупки: соответствие требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ:
для физических лиц1:
членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков;
заверенная электронной цифровой подписью саморегулируемой организацией оценщиков выписка из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является;
страхование гражданской ответственности по работам (услугам) в области оценочной деятельности;
наличие документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности
для юридических лиц2:
- наличие в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено (далее - Оценщики) и соответствующих требованиям (Закон N 135-ФЗ)".
- страхование своей ответственности за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований настоящего Федерального закона, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год. Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей.
В связи с этим, п. 21 Извещения был установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Так, для физических лиц был установлен перечень документов:
- документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков (ст. 15, 24, Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации") - свидетельство, подтверждающее членство в саморегулируемой организации оценщиков;
- заверенная саморегулируемой организации оценщиков (электронной цифровой подписью, если иное не предусмотрено законодательством, саморегулируемой организации оценщиков) выписка из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, членом которой он является (ст. 15, Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");
документ, подтверждающего страхование гражданской ответственности по работам (услугам) в области оценочной деятельности (ст.15, Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");
документ об образовании и (или) о квалификации, подтверждающий получение высшего образования по результатам освоения образовательных программ, имеющих направленность (профиль) в области оценочной деятельности, и (или) диплом о профессиональной переподготовке в области оценочной деятельности (ст. 15, 21, Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"):
диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании, выданный высшими учебными заведениями, в свидетельстве о государственной аккредитации которых в рамках экономических и/или инженерных специальностей открыта в установленном порядке специализация по оценочной деятельности, либо диплом государственного образца о профессиональной переподготовке по программе "оценка стоимости предприятий (бизнеса)" в объеме не менее 250 часов, полученный лицом, имеющим диплом государственного образца о высшем (по любой другой специальности) профессиональном образовании, а такжесвидетельство государственного образца, выданное высшими учебными заведениями, о повышении квалификации в области оценочной деятельности в объеме не менее 16 часов (при наличии) в том случае, если с момента даты выдачи вышеуказанных дипломов или с момента предыдущего повышения квалификации прошло более трех лет.
Так, в соответствии со ст. 15.1 Закона N 135-ФЗ юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки обязано, в том числе иметь в штате не менее двух оценщиков, право осуществления оценочной деятельности которых не приостановлено.
При этом ст. 4 Закона N 135-ФЗ установлено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона N 135-ФЗ, которые могут осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Трудового Кодекса Российской Федерации, Закона N 135-ФЗ, Извещением о проведении запроса котировок, в случае, если участником закупки будет выступать юридическое лицо, была установлена необходимость представлять документы, подтверждающие наличие в штате такого юридического лица не менее двух оценщиков, состоящих в трудовых отношениях с юридическим лицом:
- штатного расписания, составленного в соответствии с установленной формой (ст. 15 ТК РФ, в соответствии с которой трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации;конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором).
- приказов (распоряжений) о назначении на должность, составленных в соответствии с установленной формой (ст. 68 ТК РФ, в соответствии с которой прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора);
- трудовых книжек (ст. 66 ТК РФ, в соответствии с которой трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.
В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение).
- трудовых договоров (ст. 56, 67 ТК РФ, ст. 4, Федеральный закон от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации");
- информация, подтверждающая неприостановление права осуществления оценочной деятельности оценщиков: заверенные саморегулируемой организацией оценщиков (электронными цифровыми подписями, если иное не предусмотрено законодательством, ВСЕХ саморегулируемых организаций оценщиков, в случае, если Оценщики являются членами разных саморегулируемых организаций) выписки из реестра членов саморегулируемой организации оценщиков, саморегулируемой организацией оценщиков подтверждающие, в том числе, неприостановление оценочной деятельности оценщиков на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе; либо иных документов, подтверждающих неприостановление оценочной деятельности оценщиков на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе, предусмотренных саморегулируемой организацией оценщиков, членами которых являются оценщики).
В соответствии с положениями ст. 22.3 Закона N 135-ФЗ саморегулируемая организация оценщиков обязана разработать и утвердить положение о раскрытии информации, в котором регламентировать порядок раскрытия информации о приостановлении права осуществления оценочной деятельности членом саморегулируемой организации оценщиков.
Причем непосредственно приостановление права осуществления оценочной деятельности, восстановление этого права отнесено к исключительной компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков (ст. 24.2 Закона N 135-ФЗ).
- документы, подтверждающие страхование ответственности за нарушение договора на проведение оценки и ответственность за причинение вреда имуществу третьих лиц в результате нарушения требований Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности на срок не менее чем один год.Страховая сумма, в пределах которой страховщик обязуется произвести выплату страхового возмещения при наступлении каждого страхового случая в течение срока действия договора обязательного страхования ответственности юридического лица, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки, не может быть менее чем пять миллионов рублей (ст. 15.1 Федерального закона от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
В п. 3.1.9 проекта контрактауказано, что Исполнитель обязан к моменту заключения настоящего Контракта предоставить Заказчику документы (в случае, если эти документы не были представлены вместе с котировочной заявкой), установленные п. 21 Извещения.
Представители Заказчика пояснили, что в случае непредоставления данных документов совместно с заявкой на участие в запросе котировок, данная заявка не будет отстранена от участия в закупке.
Данный довод Заявителя признается необоснованным.
2. Заявитель указывает на то, что Заказчиком не определен срок действия банковской гарантии.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает Заказчика в формулировках срока действия банковской гарантии, не обязывает устанавливать срок действия банковской гарантии конкретной датой.
Так, в п. 23 Извещения указана, в том числе, следующая информация:
банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
-актуализация оценки на дату оценки в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, после приемки услуг;
-предоставление на безвозмездной основе с момента приемки услуг в течение срока исковой давности, установленного законодательством Российской Федерации, необходимое количество подлинных экземпляров Отчета (в том числе актуализированного отчета) или нотариально заверенных копий.
В связи с этим Заказчиком срок действия банковской гарантии был установлен следующим образом: "действие банковской гарантии прекращается не ранее, чем по истечении 1 (одного) месяца после наступления расчетной даты выполнения исполнителем обеспеченных банковской гарантией обязательств, определяемой путем применения максимального срока выполнения обязательства, установленного государственным контрактом с учетом выполнения обязательств после приемки услуг в течение срока исковой давности, что соответствует обязательствам банковской гарантии".
Таким образом, Заказчиком установлен срок действия банковской гарантии.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но вразмере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Объектом закупки в соответствии с Извещением является оказание услуг по оценке имущества, не обращенного в собственность государства, то есть указан вид услуг и категория имущества, подлежащего оценке.
При этом также установлен общий объем услуг в количестве 434 единиц такого имущества.
При этом результатом оказанных услуг является отчет об оценке.
В Техническом задании, являющемся приложением N 1 к проекту государственного контракта установлены требования к качеству оказываемых услуг по оценке и к их результату в соответствии стребованиям действующего законодательства, регулирующего оценочную деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 N 405 "О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Постановление N 405), были внесены изменения в Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О "Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", в соответствии с которыми Росимущество наделено полномочиями по распоряжению (учету, оценке, реализации, переработке (утилизации), уничтожению) товарами, задержанными или изъятыми таможенными органами (далее - задержанные товары) согласно статьям 189, 190, 191 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N311).
Учитывая, что ранее Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г. N 432 и Типовым положением о территориальном органеФедерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 г. N 374 были определены полномочия Территориального управления исключительно по распоряжению имуществом, обращенным в собственность государства, а также в связи с тем, что Заказчику заранее неизвестна информация о категориях имущества, подлежащих приему от уполномоченного органа, в п. 9 Извещения указана следующая информация: "Оказание услуг по оценке имущества, не обращенногов собственность государства, по основаниям,предусмотренным законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, всоответствии с процедурами и условиями,приведенными в проекте контракта и техническойчасти.Планируемый объем услуг по оценке имущества, необращенного в собственность государства пооснованиям, предусмотренным законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации определен из потребностей в оценке 434 единиц имущества3".
При этом, под единицей имущества понимается совокупность имущества определенной группы, объединенных общим названием и назначением.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Орловой А.А. вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.
01.09.2017 г. на основании Извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.09.2017 NИО1 закупка N 0342100019017000026 отменена Заказчиком.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуОрловой А.А. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 сентября 2017 г. N 1087-13182-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017