Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Д.С. Грешневой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ГБУ "Жилищник Ярославского района": О.А. Араксиной, А.С. Мрых,
а также в отсутствии представителей ООО "Дорсервис", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/45657/17 от 07.09.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Дорсервис" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Жилищник Ярославского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству металлического ангара и двухпостовой мойки бытового городка по адресу: г. Москва, Ярославское шоссе, вл. 48-114 (Закупка N 0373200017517000793) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/45657/17 от 07.09.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком требований к товарам некорректным образом, что может вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, поскольку в графе "Требуемый параметр" указаны такие словосочетания как "не должна быть", "не должны быть", "должна быть", "должен быть", "не должен быть", при этом, в графе "Требуемое значение" тех же параметров указаны такие слова как "менее", "более", "больше или равна", так например к товару "Щебень" установлен следующий "Требуемый параметр": "Марка дробимости не должна быть", при этом "Требуемое значение" сформулировано следующим образом: "менее 1400", что вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не представляется возможным определить какая марка дробимости требуется Заказчику которая "менее 1400" или которая "не должна быть менее 1400".
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились обосновать необходимость установления требований к используемым при выполнении работ товарам вышеуказанным образом.
2. По мнению Заявителя жалобы Заказчиком установлены требования к характеристикам товаров и материалов являющихся излишне завышенными, а также являющихся требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг. При этом, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и приводит к ограничению количества участников закупки.
Так Заявитель в жалобе указывает на неправомерное установление следующих требований к товарам: "Щебень": Содержание пылевидных и глинистых частиц; Потеря массы при распаде; Потеря массы при испытании щебня на дробимость в сухом состоянии; Содержание глины в комках; Средняя плотность зерен; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы; Замораживание-оттаивание: потеря массы после испытания; Содержание зерен слабых пород; Потеря массы при испытании на истираемость, "Смеси бетонные, БСГ": Осадка конуса; Отклонения по осадке конуса; Расслаиваемость бетонной смеси по водоотделению; расслаиваемость бетонной смеси по раствороотделению, "Газ кислород": Объемная доля кислорода; Объемная доля водяных паров; Объемная доля водорода; Объемная доля двуокиси углерода, "Газ пропан-бутан": Массовая доля компонентов: сумма метана, этана и этилена, сумма пропана и пропилена , сумма бутанов и бутиленов, сумма непредельных углеводородов; Объемная доля жидкого остатка при 20 °С; Объемная доля жидкого остатка при 20 °С; Избыточное давление насыщенных паров; Содержание свободной воды и щелочи; Интенсивность запаха; Массовая доля сероводорода и меркаптановой серы, "Грунтовка": Условная вязкость при 20,0°C по вискозиметру ВЗ-4; Степень разбавления грунтовки растворителем; Массовая доля нелетучих веществ; Степень перетира; Эластичность пленки при изгибе; Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 ; Расслаивание; Адгезия пленки, "Эмаль": Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру; Условная вязкость по вискозиметру типа BЗ- 246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С; Массовая доля нелетучих веществ; Степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру типа BЗ- 246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20
0,5) °С; Степень перетира; Укрывистость высушенной пленки; Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С; Эластичность пленки при изгибе; Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1; Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник А) и типа М-3; Адгезия; Стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды и трансформаторного масла; Стойкость покрытия к статическому воздействию 0,5%-ного раствора моющего средства, "Профильный лист": Предел текучести стали, "Минераловатные плиты": Прочность плит на отрыв слоев; Прочность на сжатие при 10 % деформации; Паропроницаемость; Теплопроводность : при температуре 10,температуре 25, при температуре 125; Содержание органических веществ; Полнота поликонденсации связующего.
Так например, Заказчиком установлено требование о предоставлении участниками закупки в первых частях заявки конкретного значения времени высыхания до степени 3 при температуре (202) °С и стойкости покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды товара "Эмаль", что по мнению Комиссии Управления является неправомерным, поскольку, в силу таблицы 1 и п.3 "Методы испытаний" ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" конкретные значения определяются по результатам испытаний конкретной партии товара после его производства. При этом, такие параметры как "время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С" и "стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды" установлены в зависимости от сорта и цвета эмали. Таким образом, при указании участником закупки сорта и цвета эмали, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на использование при выполнении работ товаров на условиях аукционной документации и соответствующего требованиям ГОСТ 6465-76, Заказчику становятся заведомо известны показатели таких характеристик как например "время высыхания до степени 3 при температуре (20
2) °С" и "стойкость покрытия при температуре (20
2) °С к статическому воздействию воды" и установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что требования к используемым при выполнении работ товарам установлены согласно государственных стандартов, при этом, представителями Заказчика не предоставлено документов и сведений, подтверждающих возможность определения значений по установленным в аукционной документации характеристикам вышеуказанных товаров на этапе подготовки заявки на участие в аукционе без проведения испытаний определенной партии товара после его производства.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Дорсервис" на действия ГБУ "Жилищник Ярославского района" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены комиссии Д.С. Грешнева
Д.С. Бруев
Исп. Грешнева Д.С.
(495) 784-75-05 доб. 187
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 сентября 2017 г. N 2-57-10975/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2017