Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Литвинова М.В. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Араевой З.М. - специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя заявителя - ООО "СтройМонтажСервис-Юг" (надлежащим образом извещено), в присутствии представителей государственного заказчика - Астраханской таможни Акмаева И.М. (доверенность N21-70/1265 от 25.01.2017), Киреевой А.В. (доверенность N07-33/5221 от 31.03.2017), рассмотрев жалобу ООО "СтройМонтажСервис-Юг" (адрес: 344018, г. Ростов-на-Дону, пер. Островского, 47, офис 45) на действия государственного заказчика - Астраханской таможни (414018, г. Астрахань, ул. Адмирала Нахимова, 42) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) дизель-генераторной установки (ДГУ) Cummins C550D5e, входящей в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ); по профилактическим испытаниям электрооборудования до 1000В на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000126), на основании статей 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 01.09.2017 поступила жалоба ООО "СтройМонтажСервис - Юг" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Астраханской таможни (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) дизель-генераторной установки (ДГУ) Cummins C550D5e, входящей в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ); по профилактическим испытаниям электрооборудования до 1000В на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000126) (далее также - аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы установлено следующее.
24.08.2017 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении аукциона и документация о нем.
Проверив размещенную информацию и документы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия приходит к следующим выводам.
Комиссия отклоняет довод заявителя о том, Заказчик в нарушение норм законодательства РФ установил требование об обязательном соответствии эмали термостойкой, указанной в пункте 17 технического задания, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, ГОСТам, перечисленным в техническом задании, поскольку он не основан на положениях технического задания аукционной документации. В техническом задании предусмотрено лишь право участника закупки предложить эмаль термостойкую, которая соответствовала бы перечисленным ГОСТам, а именно; в требованиях к безопасности выполняемых работ, требованиях к результатам работ и иных показателях технического задания указано "эмаль может соответствовать требованиям ГОСТ 11066-74; ГОСТ 22564-77; ГОСТ 23101-78; ГОСТ 23122-78, ГОСТ 23123-78".
Также довод о том, что "по товару "Масло" Заказчик установил требования, которые обязывают участника поставлять масло только с наличием товарного знака_", не соответствует фактическим обстоятельствам, так как Заказчик установил требование об указании товарного знака при его наличии, что согласуется с положениями части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Однако при проведении Комиссия внеплановой проверки, было установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара устанавливаются заказчиком при необходимости.
При этом в силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
а) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Гарантийный срок товара не является функциональной, технической, качественной или эксплуатационной характеристикой товара, и, как следствие, информацией, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В этой связи в силу приведенных правовых норм заказчик не вправе установить в документации о закупке обязательное требование об указании в составе заявок на участие в закупке показателей и (или) значений гарантийного срока товара, работы, услуги и (или) объема предоставления гарантий их качества (в том числе срока годности, остаточного срока годности товара), гарантийного обслуживания товара. Участник закупки, подавая заявку, соглашается на указанные условия.
Данная правовая позиция указана в письме ФАС России от 24 мая 2017 г. N ИА/34601/17.
Однако в рассматриваемом случае Заказчик установил требование о предоставлении участниками закупки в своих заявках конкретного значения гарантийного срока используемого товара, соответствующего гарантийному сроку, установленному заводом-изготовителем, что прямо следует из Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Данные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер; в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела, таблица N4 "Требования к применяемым материалам и оборудованию" технического задания аукционной документации содержит требования к значениям показателей (характеристик) товаров, используемых при выполнении работ по государственному контракту.
В указанной таблице, например, для "масла моторного", заказчиком установлены, в том числе требования к плотности; вязкости; индексу вязкости; точке потери текучести (температуре застывания), сульфатной зольности.
Однако Комиссией установлено, что согласно "ГОСТ 12337-84. Межгосударственный стандарт. Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия", утвержденному и введенному в действие Постановлением Государственного комитета по стандартам от 19 декабря 1984 N 4742 (далее - ГОСТ 12337-84), всё вышеперечисленное не является показателем товара. Данные параметры являются расчетной величиной и используются при испытаниях товара для определения физико-химических свойств.
Таким образом, вышеприведенные параметры не свидетельствуют о функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристиках объекта закупки, они лишь используются для определения данных характеристик объекта закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что результаты испытаний не могут являться показателями товаров при описании объекта закупки применительно к требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку они не указывают на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Вследствие этого установление заказчиком названных требований к характеристикам объекта закупки необъективно и свидетельствует о нарушении заказчиком пунктов 1 и 2 части 1 указанной статьи Закона.
Кроме того, участник при заполнении заявки ограничен в указании таких сведений, как плотности; вязкости; индексу вязкости; точке потери текучести (температуре застывания), сульфатной зольности, ввиду отсутствия таких сведений в открытом доступе. Предметом аукциона является выполнение работ по техническому обслуживанию дизель-генераторной установки, а не изготовление определенной партии конкретного товара.
Доказательства того, что у Заказчика не имелось иного способа описания объекта закупки, которое обеспечивало бы более точное и четкое (более объективное) понятие его характеристик, в материалы дела не были представлены. Аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования рассматриваемых показателей.
С учетом положений части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в данном случае участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения вышеуказанных работ. При этом в силу указанной нормы Закона о контрактной системе заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим, в рамках стандарта, регулирующего его качество.
Таким образом, в рассматриваемом случае предъявление Заказчиком требований к компонентам товаров - избыточно и описание объекта закупки не может являться объективным, что ведет к нарушению пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 и пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Поскольку допущенные Заказчиком нарушения являются существенными, создают дополнительные препятствия для заполнения заявок, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об устранении вышеуказанных нарушений.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПКФ "СтройМонтажСервис-Юг" на действия государственного заказчика - Астраханской таможни при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) дизель-генераторной установки (ДГУ) Cummins C550D5e, входящей в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ); по профилактическим испытаниям электрооборудования до 1000В на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000126) необоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Астраханскую таможню нарушившей пункты 1 и 2 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64, часть 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по техническому обслуживанию (ТО) дизель-генераторной установки (ДГУ) Cummins C550D5e, входящей в систему бесперебойного гарантированного электроснабжения (СБГЭ); по профилактическим испытаниям электрооборудования до 1000В на объекте Астраханской таможни (номер извещения: 0325100011417000126).
3. Выдать предписание государственному заказчику - Астраханской таможне об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С. Меркулов
Члены комиссии: М.В. Литвинов
З.М. Араева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 7 сентября 2017 г. N 368-РЗ-04-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2017