Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Матяшевская М.И., члены Комиссии - начальник отдела контроля закупок управления Лебедева С.Н., государственный инспектор отдела контроля закупок управления Миронова М.В.,
с участием:
от заявителя - ООО "Профит-плюс" (далее также - заявитель) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от заказчика - муниципального унитарного предприятия Жилищно-коммунального хозяйства "Бурмакино" (МУП ЖКХ "Бурмакино") (далее также - заказчик) - представителя по доверенности Александровой Е.С., директора Алсултанова Р.А. (после перерыва);
от оператора электронной площадки - ЗАО "Сбербанк - АСТ" - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП ЖКХ "Бурмакино", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино (извещение N0571600005017000006) (далее - аукцион) осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП ЖКХ "Бурмакино", при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино (извещение N0571600005017000006).
Заявитель считает, что его права и законные интересы нарушены тем, что аукционная документация на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино (извещение N0571600005017000006) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:
1. заказчик в извещении и аукционной документации сократил срок подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме;
2. заказчиком в аукционной документации единые требования к участникам закупки установлены не в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в частности пункт 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ указан в редакции, действующей до внесения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ изменений Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, пункт 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не установлены вовсе;
3. заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки используются значение показателей требуемого к поставке товара, которые становятся известными только после проведения испытании определенной партии товара;
4. заказчиком в аукционной документации установлено ограничивающее количество участников закупки требование относительно места поставки требуемого заказчиком товара: "хранилище поставщика. Хранилище поставщика на территории Ярославской области";
5. в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует указание на идентификационный код закупки (ИКЗ);
6. заказчиком в проекте контракта срок оплаты поставленного товара установлен не в соответствии с требованиями части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ;
7. заказчиком в проекте контракта не установлен срок приемки заказчиком поставленного поставщиком товара, что является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного ООО "Профит-плюс" просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились. Представили письменные пояснения по существу жалобы. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - МУП ЖКХ "Бурмакино" в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 28.08.2017 размещено извещение N 0571600005017000006 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино вместе с аукционной документацией.
В отношении первого довода заявителя о том, что заказчик в извещении и аукционной документации сократил срок подачи заявок на участие в рассматриваемом аукционе в электронной форме, Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Исходя из частей 1, 2, 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации начальная максимальная цена контракта данной закупки составляет 9 513 000 рублей 00 копеек.
Пунктом 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя их пункта 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Заказчиком в пункте 11 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе 12 сентября 2017 года, 10 часов 00 минут по московскому времени.
Извещение и аукционная документация о проведении аукциона в электронной форме были размещены в единой информационной системе 28 августа 2017 года.
Соответственно, исходя из размещенной в единой информационной системе аукционной документации срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино, установленной заказчиком, составляет 14 (четырнадцать) дней, на пятнадцатый день (12.09.2017) в 10 часов 00 минут по московскому времени прием заявок прекращается, в то время как согласно части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме должен составлять не менее чем 15 (пятнадцать) полных дней.
Следовательно, заказчик, сократив в извещении и аукционной документации на право заключения контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино, срок подачи заявок на участие в аукционе в электронной форме, допустил нарушение части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении второго довода заявителя о том, что заказчиком в аукционной документации единые требования к участникам закупки установлены не в соответствии с положениями части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в частности пункт 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ указан в редакции, действующей до внесения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ изменений Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, пункт 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не установлены вовсе, Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Статья 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает как единые требования к участникам закупки, так и дополнительные.
Исходя из части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
В пункте 10 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки:
1. Cоответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
2. Правомочность участника закупки заключать контракт.
3. Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
4. Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.
5. Отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
6. Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
7. Обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
8. Отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
9. Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
10. Участник закупки не является офшорной компанией.
В данном случае заказчик не установил в документации об аукционе в электронной форме требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, а требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установил в редакции, действующей до внесения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ изменений Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ, тем самым допустив нарушение части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении третьего довода о том, что заказчиком в аукционной документации при описании объекта закупки используются значения показателей требуемого к поставке товара, которые становятся известными только после проведения испытании определенной партии товара, Комиссией было установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться
Согласно части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать в том числе конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" предусмотрено, что подача заявок на участие в электронном аукционе осуществляется только лицами, получившими аккредитацию на электронной площадке.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих первую и вторую части заявки. Указанные электронные документы подаются одновременно.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
- конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Конкретные показатели заполняются в соответствии с Разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к поставке товара.
Первую часть заявки рекомендуется представить по форме, предложенной в приложении N2 к Разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
В разделе 2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены технические характеристики, состав товара:
Мазут топочный М-100, II-V вида малозольного должен соответствовать ГОСТу 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут", техническому регламенту таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 826, а именно:
- Вязкость кинематическая, мм2/с при 100°С - Не более 50,0
- Зольность, % - Не более 0,05
- Массовая доля механических примесей, % - Не более 1,0
- Массовая доля воды, % - Не более 1,0
- Массовая доля серы, % - Не более 2,5
- Температура вспышки в открытом тигле, °С - Не ниже 110
- Содержание водорастворимых кислот и щелочей - Отсутствие
- Содержание сероводорода, мг/кг - Отсутствие
- Температура застывания, °С - Не выше 25
- Теплота сгорания (низшая) в перерасчете на сухое топливо (небраковочное), кДж/кг - Не менее 39900
- Плотность при 20 °С, кг/м3 - Не нормируется, определение обязательно
- Присадки - Отсутствуют.
Сопоставив установленные в аукционной документации характеристики, состав товара (мазута) с требованиями ГОСТ 10585-99, Комиссия установила, что, например, значение показателя "Вязкость кинематическая, мм2/с при 100°С" определяется методом испытания по ГОСТ 6258-55 "Нефтепродукты. Метод определения условной вязкости" (далее - ГОСТ 6258-85).
Согласно пункту 2.2 ГОСТ 6258-85 нефтепродукт перед определением вязкости профильтровывают через сетку. При наличии воды в нефтепродукте его предварительно обезвоживают, взбалтывая со свежепрокаленными и охлажденными хлористым натрием или сернокислым натрием, или хлористым кальцием, хорошо отстаивают, а затем фильтруют через сетку.
Исходя из пунктов 3.1, 3.2 ГОСТ 6258-85 перед началом испытания каждой пробы нефтепродукта внутренний резервуар вискозиметра и его сточную трубку тщательно промывают чистым профильтрованным растворителем и просушивают воздухом (вытирать внутренний резервуар нельзя, допускается снимать оставшиеся капли фильтровальной бумагой, все края которой ровно обрезаны). При повторном определении условной вязкости той же пробы нефтепродукта промывку вискозиметра не производят.
При определении условной вязкости испытуемого нефтепродукта при заданной температуре в ванну вискозиметра наливают воду (при определении вязкости до 80 ° С), масло или глицерин (при определении вязкости при 50 - 1 00 °С) и нагревают до температуры несколько выше заданной температуры определения. Сточное отверстие вискозиметра закрывают плотно стержнем (при закрывании сильно нажимать на стержень нельзя, так как это ведет к его быстрому изнашиванию) и наполняют внутренний резервуар подготовленным по п. 2.2 испытуемым нефтепродуктом до риски или другого указателя уровня предварительно подогретым несколько выше заданной температуры определения. Необходимо следить за тем, чтобы при этом не образовались пузырьки воздуха. Уровень налитого нефтепродукта должен быть немного выше риски или другого указателя уровня.
Для поддержания температуры нефтепродукта во время испытания на определенном уровне поступают следующим образом: температуру нефтепродукта, налитого во внутренний резервуар, доводят до заданной температуры; выдерживают ее в течение 5 мин с отклонениями, не превышающими _0,5 ° С, замечают соответствующую температуру жидкости в ванне (обычно на 0,5 - 1 °С выше температуры нефтепродукта) и поддерживают ее на этом уровне с погрешностью _0,5 °С в течение всего испытания, перемешивая содержимое ванны мешалкой, и, когда нужно, слегка подогревая горелкой или электрическим нагревательным прибором.
Подняв немного стержень, дают стечь излишку нефтепродукта.
Если нефтепродукта вытечет больше, чем нужно, следует добавить его по каплям до указателя уровня, следя за тем, чтобы в нефтепродукте не оставалось пузырьков воздуха.
Установив вискозиметр, закрывают его крышкой, и под сточное отверстие ставят чистую сухую измерительную колбу. Нефтепродукт непрерывно перемешивают термометром, осторожно вращая вокруг стержня крышку прибора, в которую вставлен термометр.
Когда находящийся в нефтепродукте термометр будет показывать заданную температуру определения, следует выждать еще 5 мин, быстро вынуть стержень и одновременно нажать кнопку секундомера. Когда нефтепродукт в измерительной колбе дойдет точно до метки, соответствующей 200 см 3 (пена в расчет не принимается), секундомер останавливают и отсчитывают время истечения нефтепродукта с точностью до 0,2 с".
Значение показателя "Массовая доля серы" определяется методом испытания по ГОСТ 32139 "Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (далее - ГОСТ 32139). Согласно разделу 11 ГОСТ 31391 для проведения испытаний пробы отбирают в соответствии с ASTM D 4057 и ASTM D 4177. Образцы следует анализировать сразу же после наливания в кювету для образца и выхода воздушных пузырьков, образовавшихся из-за перемешивания
Согласно пункту 12.1 раздела 12 ГОСТ-32391 отобранный образец QC анализируют перед проведением анализа неизвестных образцов, чтобы проверить, что метод испытания находится под контролем. Если повторяемость выбранного образца QC изменяется более чем на значение повторяемости настоящего метода испытания для данной концентрации (принятое значение из таблицы 6), считают, что процедура находится вне контроля и прибор следует повторно калибровать перед проведением любого последующего анализа. Вместо жидких образцов можно использовать синтетический твердый образец QC (раздел 15).
Значение показателя "Массовая доля механических примесей" определяется методом испытания по ГОСТ 6370 "Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей" (далее - ГОСТ 6370). Согласно пункту 2.1.1 "пробы испытуемого нефтепродукта перемешивают встряхиванием в течение 5 мин в склянке, заполненной не более чем на 3/4 ее вместимости. Вязкие и парафинистые нефтепродукты предварительно нагревают до 50-60 °С, а высокоплавкие составы - до температуры на 10 °С выше температуры плавления".
Пунктом 3.1 ГОСТ-32391 определяется метод испытания нефтепродукта: при испытании жидких нефтепродуктов в делительную воронку помещают 50 см ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей (с Изменением N 1) испытуемого нефтепродукта и 50 см ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей (с Изменением N 1) дистиллированной воды, нагретых до 50-60 °С. Легкие нефтепродукты (бензин, лигроин и т.д.), а также продукты, в которых могут образоваться водорастворимые кислоты и щелочи в результате гидролиза, не нагревают.
Если вязкость нефтепродукта более 75 сСт при 50 °С, то его предварительно смешивают при комнатной температуре с 50 см ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей (с Изменением N 1) бензина. Затем добавляют 50 см ГОСТ 6307-75 Нефтепродукты. Метод определения наличия водорастворимых кислот и щелочей (с Изменением N 1) дистиллированной воды, подогретой до 50-60 °C.
Содержимое делительной воронки слегка взбалтывают в течение 5 мин, не допуская образования эмульсии. После отслоя нижний водный слой сливают через воронку с бумажным фильтром в коническую колбу.
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар и принимая во внимание приведенные выше выдержки из аукционной документации и ГОСТов, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к поставляемому товару (примеры таких требований приведены выше) сформировано заказчиком необъективным образом, поскольку содержатся указания на значения показателей товара (мазута), которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний, что, соответственно является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Относительно довода о том, что заказчиком в аукционной документации установлено ограничивающее количество участников закупки требование относительно места поставки требуемого заказчиком товара: "хранилище поставщика. Хранилище поставщика на территории Ярославской области", Комиссией было установлено следующее.
В части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указано, что в извещении о проведении электронного аукциона должно содержать информацию, указанную в статье 42 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе следующая информация:
- краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.
В части 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ указано, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 3.1 раздела 3 "Место поставки товара, порядок, сроки поставки" установлено, что место поставки товара: хранилище поставщика. Хранилище поставщика должно быть расположено на территории Ярославской области. Доставка Товара в котельные, расположенные по адресам осуществляется силами и средствами заказчика. Сопроводительные документы на Товар оформляются на русском языке и должны содержать необходимый и достаточный объем информации о Товаре.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что включение оспариваемого заявителем требования в аукционную документацию обусловлено потребностью заказчика, поскольку для нормального хранения мазута в металлическом резервуаре необходимо охлаждение его до 90 оС, если хранилища буду находиться на территории другой области, то при транспортировке на дальние расстояния неизбежным будет остывание мазута до 40 - 50 оС, после чего его снова придется подогревать до нужной температуры. При этом в распоряжении заказчика не имеется хранилищ для мазута, способных поддерживать его температуру при хранении на уровне 90 оС.
Заявитель не обосновал тот факт, что требование включенные в аукционную документацию создали одним участникам закупки преимущества перед другими, явились непреодолимыми для некоторых участников, а также каким-то иным способом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Также заявителем не было представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у него возможности поставки требуемого заказчиком товара.
Представители заказчика при рассмотрении жалобы пояснили, что ими при формировании аукционной документации проведено изучение рынка и выявлено, что осуществить поставку мазута может несколько хозяйствующих субъектов6 ОО "ЯрСити", ООО "Агремон", ООО "Импульс".
Таким образом, Комиссия не усматривает в данном случае необходимых и достаточных оснований для констатации в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
В отношении довода заявителя о том, что в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью аукционной документации, отсутствует указание на идентификационный код закупки (ИКЗ).
Частью 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что законодательством о закупках не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, идентификационный код закупки подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
В рамках заседания Комиссией установлено, что в проекте контракта на поставку мазута топочного М-100 для нужд МУП ЖКХ Бурмакино, размещенном в единой информационной системе в составе аукционной документации, не содержится информации об идентификационном коде закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях заказчика, не установившего в являющемся частью документации об электронном аукционе проекте государственного контракта информацию об идентификационном коде закупки, нарушения части 1 статьи 23 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Оценивая довод заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта срок оплаты поставленного товара установлен не в соответствии с требованиями части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия приходит в следующим выводам.
Исходя из части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях.
Исходя из статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В пункте 4.1 раздела 4 "Порядок и сроки опалы товара" проекта контракта установлено, что оплата подрядчику за выполненные работы производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика в течение 30 рабочих дней с момента подписания заказчиком акта приемки товара (приложение N 2 к государственному контракту).
Данные действия заказчика являются нарушением части 13.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
В отношении довода заявителя о том, что заказчиком в проекте контракта не установлен срок приемки заказчиком поставленного поставщиком товара, что является нарушением части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссии установила следующее.
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Пунктами 5.2, 5.3, 5.4, 5.6 раздела 5 "Качество товара. Порядок приемки товара по количеству, качеству" установлено, что по результатам приемки, заказчиком в течение 10 дней оформляется акт приемки товара, который не позднее чем в трехдневный срок после подписания направляется поставщику.
В случае выявления недостатков товара, заказчик в акте приемки указывает данное несоответствие и срок их устранения. Акт приемки направляется поставщику в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Контракта.
После устранения поставщиком несоответствий заказчик повторно осуществляет приемку товара в соответствии с пунктом 5.1 контракта.
Для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик может провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации.
Таким образом, заказчиком в проекте контракта (раздел 5 "Качество товара. Порядок приемки товара по количеству, качеству") установлен порядок осуществления заказчиком приемки поставленного поставщиком товара, а также срок и порядок оформления результатов такой приемки, однако в нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ отсутствует указание на срок приемки заказчиком поставленного поставщиком товара.
В ходе внеплановой проверки данной закупки Комиссией выявлены в действиях заказчика нарушения пункта 7 части 5 статьи 63, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Частью 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ определено, то документация об аукционе в электронной форме должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Исходя из частей 3 и 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155) определены условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N102) установлен перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд; перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении аукциона в электронной форме, сформированном посредством использования аппаратно-программных средств единой информационной системы, заказчиком не установлены условия допуска и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Исходя из содержания данного извещения неотъемлемым приложением к нему является аукционная документация, прикрепленная к последнему.
В пункте 8 раздела 1 "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлены условия допуска в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 "Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, заказчиком в извещении о проведении аукциона в электронной форме указаны противоречивые сведения о наличии/отсутствии условий и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 и постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N102, что исключает возможность однозначного толкования участниками закупки условий закупки, и, соответственно, является нарушением пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Исходя из пункта 6 части 5 статье 63 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ установлены следующие единые требования к участникам закупок:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией.
Исходя из части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Вместе с тем заказчик при формировании аукционной документации в части установления единых требований к участникам закупки допустил нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, выразившееся в неправомерном включении в аукционную документацию требования о правомочности участника закупки заключать контракт.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Исходя из части 1 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частью 2 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно пункту 2.1 части II "Обоснование начальной максимальной цены" методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В пункте 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме заказчиком установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены содержится в приложении N1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе.
Однако, в таблице приложения N1 к разделу 1 "Информационная карта аукциона", отражающей информацию о полученных ценах, обосновании начальной (максимальной) цены контракта, отсутствуют реквизиты документов, на основании которых выполнен расчет и к обоснованию цены не приложены документы, на основании которых выполнен расчет, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ устанавливает, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать и информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об аукционе в электронной форме описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об аукционе в электронной форме содержит информацию о технических характеристиках, составе, единицах измерения, количестве товара. Из анализа данных характеристик следует, что мазут топочный М-100, II-V, должен соответствовать ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут".
ГОСТ 10585-99 "Топливо нефтяное. Мазут" (далее - ГОСТ 10585-99), утратил силу с 1 января 2015 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.11.2013 N 1868-ст, вводящего новый стандарт ГОСТ 10585-2013. При сопоставлении ГОСТа 10585-2013 (действующего) и ГОСТа 10585-99 (недействующего в настоящее время) Комиссия установила, что данные ГОСТ содержат различные характеристики мазута топочного.
Так, например, недействующим ГОСТ 10585-99 установлен такой показатель как "плотность при 20 °С, кг/м3", действующим ГОСТ 10585-2013 взамен указанного выше введен показатель "плотность при 15 °С, кг/м3, не более" и т.д.
Соответственно, по мнению Комиссии, заказчиком при формировании аукционной документации характеристики используемых при выполнении работ товаров указаны необъективным образом, что в свою очередь ограничивает число потенциальных участников закупки, поскольку для последних не представляется возможным выполнить требования недействующих ГОСТов.
Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ в документации об аукционе в электронной форме описание объекта закупки (требования к поставляемому товару) носит необъективный характер, что приводит в конечном счете к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Исходя из части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем в разделе 7 "Ответственность сторон" проекта контракта не предусмотрена обязанность заказчика потребовать от поставщика уплаты штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, а также конкретный размер штрафа, следовательно, заказчиком допущено нарушение части 8 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "Профит-плюс" на действия заказчика - МУП ЖКХ "Бурмакино" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. 50 лет Комсомола, д. 19 (извещение N0571600005017000006) обоснованной в части нарушения заказчиком пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64, часть 1 статьи 23, части 13, 13.1 статьи 34, часть 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
2. Признать заказчика - МУП ЖКХ "Бурмакино" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64, часть 1 статьи 23, части 8, 13, 13.1 статьи 34, пункт 7 части 5 статьи 63, часть 6 статьи 31, часть 3 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику - МУП ЖКХ "Бурмакино" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
|
_______________ Матяшевская М.И. |
Члены Комиссии: |
_______________ Лебедева С.Н.
_______________ Миронова М.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 18 сентября 2017 г. N 282Ж-17(11410/05-02)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017