Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Костромского УФАС России; Комиссия) в составе:
|
|
при ведении аудиозаписи заседания, в присутствии: представителей МУП г. Костромы "Городские сети" Лебедева Д.Н., Хромушиной О.Н., Парфеновой Е.С.; представителя МКУ г. Костромы "Агентство муниципальных закупок" Барановой Э.Ю.; в отсутствие представителя заявителя - ООО "Строй групп", уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Строй групп" на действия заказчика при заключении контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 5 (извещение аукциона N 0841300009017000939) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Согласно представленным материалам 21.08.2017 г. уполномоченным учреждением - МКУ г. Костромы "Агентство муниципальных закупок" на официальном сайте в сети Интернет http://www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещены извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 5 (извещение аукциона N 0841300009017000939) (с изменениями) (далее - Документация об аукционе).
11.09.2017 г. в адрес Костромского УФАС России от ООО "Строй групп" (далее - Заявитель), поступила жалоба по вышеуказанной закупке следующего содержания:
"Мы, Общество с ограниченной ответственностью "Строй групп", признаны победителем к аукциону N 0841300009017000939 на выполнение работ по ремонту кровли здания по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 5.
07.09.2017года в наш адрес через площадку http://www.rts-tender.ru/. был выслан заказчиком Контракт и смета на подписание участнику. В Котором п 3.1 цена Контракта и смета была указана с НДС, а участник находится на УСНО и работает без НДС. Далее 08.08.2017 г. Участник высылает протокол разногласий (Приложение N2) в котором Участник просит Заказчика направить новый Контракт и смету без НДС, на что получает письменный отказ (Приложение N1).
В сложившейся ситуации считаем действие Заказчика не правомерными, т.к. указав Контракт в документации только с НДС идет ограничение к данному аукциону участников закупки т.е. невозможности участия всего малого предпринимательства (субъекты малого бизнеса работают без НДС) в данной процедуре.
Просим Вас :
Принудить Заказчика отправить нам на подписание Контракт и смету составленную без НДС.
На период рассмотрения жалобы приостановить сроки подписания Контракта по закупке N 0841300009017000939 на площадке http://www.rts-tender.ru/. чтобы Участник закупки не считался уклонившимся от подписания Контракта".
В ходе заседания Комиссии Костромского УФАС России представители Заказчика доводы Заявителя не признали, заявили, что контракт сторонами подписан 15.09.2017 г. На вопрос Комиссии, когда в МУП "Городские сети" поступило уведомление Костромского УФАС России о месте, времени рассмотрения жалобы и о приостановлении процедуры заключения контракта, представители Заказчика пояснили, что МУП "Городские сети" уведомление о приостановлении заключения контракта получило 11.09.2017 г.
15.09.2017 г. в адрес Костромского УФАС России от МУП "Городские сети" поступили письменные возражения на доводы жалобы следующего содержания:
"МУП г. Костромы "Городские сети" (далее - Заказчик) в рамках исполнения ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" провело электронный аукцион:
извещение номер 0841300009017000939 на выполнение работ по ремонту кровли здания по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 5.
По итогам проведения вышеуказанного электронного аукциона был определен победитель ООО "Строй групп" (далее - Победитель), что подтверждается протоколом подведения итогов от 04.09.2017 г. N 0841300009017000939.
07.09.2017 г. Победителю электронного аукциона на основании части 2 статьи 70 Закона N 44-ФЗ был направлен договор на подписание в изначальной редакции, где в цене указан налог на добавленную стоимость (далее - НДС).
08.09.2017 г. в ответ на проект договора, направленный Заказчиком, Победитель направил протокол разногласий, в котором просил изложить проект контракта и сметы, приложенной к проекту контракту в редакции без НДС.
08.09.2017 г. Заказчиком в адрес Победителя аукциона был направлен повторно контракт на первоначальных условиях.
Посчитав действия МУП г. Костромы "Городские сети" по заключению контракта на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона незаконными, ООО "Строй групп" обратился с жалобой в УФАС по Костромской области. В своей жалобе ООО "Строй групп" указало, что находится на УСНО и работает без НДС, в связи с чем просит понудить МУП г. Костромы "Городские сети" заключить контракт и смету без указания НДС (исключив упоминание об НДС).
МУП г. Костромы "Городские сети" рассмотрев вышеуказанную жалобу сообщает следующие:
Согласно ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. Таким образом, оплата контракта, заключенного по результатам аукциона, должна производиться именно исходя из той цены, которая указана в данном контракте, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из ценового предложения участника победителя аукциона.
Возможность заключения контракта исключив упоминание об НДС при условии применения победителем аукциона упрощенной системы налогообложения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Таким образом, контракт должен заключаться заказчиком по цене победителя аукциона вне зависимости от применяемой им системы налогообложения. Корректировка (в том числе, уменьшение) заказчиком цены контракта, в зависимости от применения лицом, с которым заключается контракт, упрощенной системы налогообложения, Законом N 44-ФЗ не предусмотрена, и противоречит принципу твердости цены контракта, установленного частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ. Кроме того, установленная контрактом стоимость оплаты соответствующих товаров, работ или услуг не соотносится с налоговыми обязательствами победителя, поскольку является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении. Следовательно, налоговые обязательства участника закупки не могут быть регламентированы ни аукционной документацией, ни законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
Недопустимость исключения упоминание НДС из условий контракта при его наличии в аукционной документации поддержана Верховным Судом Российской Федерации (определение от 26.06.2015 N 306-КГ-7929 по делу NА65-16826/2014; от 25.08.2016 N310-КГ-10142 по делу А14-14925/2015; от 13.10.2016 N308-КГ16-12777 по делу А53-24060/2015), а также ФАС России решением от 13 июля 2016 г. по делу N ВП-353/16.
При этом Законом N 44-ФЗ не установлены ограничения (особенности) участия в закупках для лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 03.06.2014 N 17-П, из которой следует, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками налога на добавленную стоимость, или налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с его исчислением и уплатой, вступить в правоотношения по уплате данного налога, что в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации возлагает на таких лиц обязанность выставлять покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога и, соответственно, исчислять сумму данного налога, подлежащую уплате в бюджет. Обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в данном случае обусловлена не только наличием одного лишь факта реализации товаров (работ, услуг), но и связана с выставлением покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога".
Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, возражения на доводы жалобы, выслушав представителей Заказчика, изучив представленные документы и материалы, соответствующие нормативные правовые акты, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно материалам дела и Протоколу подведения итогов электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту кровли здания по адресу: г. Кострома, бульвар Петрковский, 5 (далее - Контракт) в своей заявке на участие в данном электронном аукционе участник закупки ООО "Строй групп" предложил цену контракта - 497 337, 70 рублей и был признан победителем аукциона.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Согласно материалам дела заказчик - МУП "Городские сети" при заключении Контракта с победителем аукциона - ООО "Строй групп" в пункте 3.1 Контракта кроме цены Контракта в размере 497 337 рублей 70 копеек, установил: "в том числе НДС 75 865 рублей 07 копеек".
Как следует из материалов жалобы, победитель аукциона - ООО "Строй групп", применяющий упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) путем направления Заказчику протокола разногласий, предложил Заказчику исключить НДС из проекта контракта. Заказчик не принял данное предложение.
Комиссия Костромского УФАС России считает в данном случае действия Заказчика неправомерными, так как при оплате контракта, который был заключен с победителем аукциона, применяющем УСН, уменьшение цены на сумму НДС не производится. Контракт должен быть заключен по цене, предложенной победителем закупки. Цена может быть изменена только в случаях, определенных в статье 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Костромского УФАС России, рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителей Заявителя и Заказчика, изучив материалы дела и нормативные правовые акты, приходит в выводу о том, что Заказчик при заключении Контракта с победителем аукциона - ООО "Строй групп", применяющего УСН, в нарушение части 10 статьи 70 установил в пункте 3.1 Контракта кроме цены Контракта в размере 497 337 рублей 70 копеек, "в том числе НДС 75 865 рублей 07 копеек".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106, Закона о контрактной системе, Комиссия Костромского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строй групп" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - МУП г. Костромы "Городские сети" нарушение части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе.
3. Предписание о прекращении выявленного нарушения заказчику - МУП г. Костромы "Городские сети" не выдавать в связи с заключением контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по делу.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Д.Ю. Белов
Члены Комиссии А.К. Степина
Л.Э. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области от 18 сентября 2017 г. N 12-10-126/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2017