Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Малибу-Трэвел" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по организации краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых лидеров зарубежных стран в рамках программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств (905 чел.) (номер извещения 0173100006015000042) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчик при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации Заказчиком установлено неправомерное требование по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки".
2. В Конкурсной документации Заказчиком ненадлежащим образом предусмотрено условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
3. Заказчиком в разъяснениях от 03.09.2015 не даны ответы по существу вопросов о разъяснении положений Конкурсной документации.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 11.09.2015 на 14.09.2015.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 51 500 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 8 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 8 участников закупки.
1. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки". Заказчиком установлено требование к опыту несопостовимого по объему оказания услуг, а именно объем оказываемых услуг по Конкурсу должен составлять 905 человек, а объем требуемый Заказчиком от участников закупки по опыту - 1000 человек.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта" (Значимость критерия: 60%), "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (значимость критерия: 20%), "Квалификация участников закупки" (Значимость критерия: 20%).
В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Опыт оказания услуг в сфере, являющейся предметом настоящего конкурса" по критерию "Квалификация участников закупки":
"Опыт оказания услуг в сфере, являющейся предметом настоящего конкурса.
Количество баллов присуждается на основании представления копий контрактов и копий актов о выполненных работах (оказанных услугах), заключенных участником закупки в период 2011-2014 гг. (без применения штрафных санкций к такому участнику), предметом которых является организация мероприятий в Российской Федерации с участием иностранных граждан (не менее 1000 человек)".
На Заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что объем выполнения работ (оказания услуг) в 1000 человек установлен в Конкурсной документации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1394 "Об утверждении Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств" установлена численность участников программы (далее - Молодые лидеры)- 1000 человек ежегодно с 2014 года.
При этом, пунктом 2.4 Технического задания установлена необходимость обязательного обеспечения в рамках деловой программы визита Молодых лидеров мероприятий с участием представителей СМИ и представителей Заказчика в количестве не менее 10 человек. С учетом запланированных 25 визитов Молодых лидеров количество человек с которыми реально будет взаимодействовать исполнитель в рамках реализации деловой программы увеличится не менее чем на 250 человек.
Таким образом, довод Заявителя том что в Конкурсной документации установлено неправомерное требование по нестоимостному критерию оценки "Квалификация участников закупки" не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации Заказчиком ненадлежащим образом предусмотрено условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 7.3, 7.6 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено:
"7.3. За ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа определяется в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
7.6. За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены настоящего Контракта в случае, если цена настоящего Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей".
Вместе с тем, как следует из извещения о Конкурсе, Конкурсной документации начальная (максимальная) цена контракта составляет
51 500 000 рубля. При это Заказчиком не предусмотрен размер штрафа за ненадлежащее исполнение заказчиком, поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных при цене заключенного контракта свыше 50 млн. рублей.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2
статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в разъяснениях от 03.09.2015 не даны ответы на запрос о разъяснении положений Конкурсной документации.
В соответствии с частью 7 статьи 50 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
При этом, согласно части 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведения подтверждающие, что Заявителем в адрес Заказчика направлен запрос исх. от 03.09.2015 N 191. Заказчиком по почте направлено письмо от 07.09.2015 N3/03/04156 с разъяснением на запрос Заявителя. Кроме того, разъяснение опубликовано 08.09.2015 на Официальном сайте.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не дано разъяснение на запрос Заявителя о разъяснении положений Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
4. В Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Детализация и содержательная проработанность технологии выполнения работ (оказания услуг) участника" по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"Количество баллов присуждается в зависимости от степени детализации и содержательной проработанности технологии выполнения работ (оказания услуг) (далее - технология).
Отсутствие технологии: НЦБ(Кпл) = 0 баллов.
Заявке, в которой представлена максимально проработанная технология, включающая виды работ (услуг) в соответствии с техническим заданием, параметры, определяющие качество работ (услуг), сроки выполнения всех видов работ проекта (оказания услуг), детализированное описание технологии выполнения работ (оказания услуг), подробное описание используемых методов и способов выполнения работ (оказания услуг) присваивается максимальное значение показателя в баллах, рассчитанного по формуле: НЦБ(Кпл) = 100 баллов.
Заявке, в которой представлено средней степени проработанная технология, включающая виды работ (услуг) в соответствии с техническим заданием, сроки выполнения работ (оказания услуг) проекта, описание технологии выполнения работ (оказания услуг), описание используемых методов и способов выполнения работ (оказания услуг) присваивается максимальное значение показателя в баллах, рассчитанного по формуле: НЦБ(Кпл) = 50 баллов.
Заявке, в которой представлено минимально проработанная технология, включающая виды работ (услуг) в соответствии с техническим заданием, краткое описание технологии выполнения работ (оказания услуг) присваивается значение показателя в баллах, рассчитанного по формуле: НЦБ(Кпл) = 20 баллов".
Вместе с тем, Конкурсная документация не содержит исчерпывающий перечень сведений позволяющий определить степень проработанности предложения участников закупки, подлежащих оценке конкурсной комиссией Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Малибу-Трэвел" обоснованной в части ненадлежащего установления в Конкурсной документации условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 14.09.2015 N К-1140/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 сентября 2015 г. N 431
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.09.2015