Резолютивная часть объявлена 25 сентября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии |
... |
член Комиссии |
|
... |
член Комиссии |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "АльтаирГрупп" (далее - ООО "АльтаирГрупп") |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом |
|
Заказчик |
Бюджетное медицинское учреждение "Курская областная клиническая больница" (далее - БМУ "КОКБ") |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ..., ... (по доверенности), личности удостоверены |
|
Уполномоченный орган |
комитет по управлению имуществом Курской области |
|
ФИО присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
... (по доверенности), личность удостоверена |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144200002417000828 |
|
Объект закупки |
право заключения контракта с бюджетным медицинским учреждением "Курская областная клиническая больница" по поставке лекарственных средств на 2017 год |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
989 988 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
По мнению заявителя, аукционная документация электронного аукциона N0144200002417000828 противоречит требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
- включение заказчиком в аукционную документацию препарата с МНН "фосфомицин" ограничивает число участников закупки, может повлечь неправомерный допуск аукционных заявок, нарушает требования ФЗ "О контрактной системе_", так как МНН указанного лекарственного средства не входит в Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ N2724-р от 26 декабря 2015 г. (далее - Перечень жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов),
- по мнению заявителя, закупка лекарственного препарата с МНН "фосфомицин" за счет средств территориального фонда ОМС в рамках программы госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи является необоснованной.
Доводы возражений, объяснений, пояснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
В письменном мотивированном объяснении, представленном в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, заказчик, уполномоченный орган возражали против довода жалобы заявителя, указав, что аукционная документация заказчика соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе_".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144200002417000828:
- 08.09.2017 г. - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона;
- 18.09.2017 г. - дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе;
- согласно протоколу N1220 рассмотрения единственной заявки от 19.09.2017 г., на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная аукционной комиссией уполномоченного органа соответствующей требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_".
В приложении N2 "Описание объекта закупки" аукционной документации заказчиком установлены следующие требования к характеристикам закупаемых лекарственных препаратов:
N |
Международное непатентованное наименование |
Характеристики товара |
Показатели товара (при этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться)* |
Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара |
1 |
Меропенем |
Лекарственная форма |
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения |
Остаточный срок годности на момент поставки не менее 1 года. |
Дозировка |
1г |
|||
Форма выпуска |
флакон |
|||
2 |
Фосфомицин |
Лекарственная форма |
порошок для приготовления раствора для внутривенного введения |
|
Дозировка |
1г |
|||
Форма выпуска |
флакон |
Кроме того, в описании объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом указано: "*Предусмотрена возможность поставки аналогичного препарата с указанным МНН в эквивалентной лекарственной форме, в ином объеме, в меньшей кратной дозировке и соответствующем объёме, в иной форме выпуска, при этом количество товара должно быть не менее общего количества товара, указанного в документации".
Согласно ч.1 ст.8 ФЗ "О контрактной системе...", контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу ч.2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе_", в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как установлено ст.33 ФЗ "О контрактной системе_.", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как подтверждается материалами дела, в описание объекта закупки заказчиком включены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. В описании объекта закупки аукционной документации отсутствуют указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, полезные модели, промышленные образцы, наименования места происхождения, наименования производителя.
В ходе рассмотрения дела представители заказчика пояснили, что требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам закупаемой продукции установлены в соответствии с объективными потребностями заказчика.
Как указали представители заказчика и установлено Комиссией, закупаемый лекарственный препарат с МНН "Фосфомицин" отсутствует в Перечне жизненно-необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Вместе с тем, согласно ч.5 ст.37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Исходя из содержания протокола врачебной комиссии по назначению лекарственных средств N379 от "31" августа 2017 г., карт экспертной оценки качества фармакотерапии, протоколов консультаций, представленных заказчиком в материалы дела N254/2017, лекарственный препарат с МНН "Фосфомицин" назначен пациентам БМУ "КОКБ" по жизненным показаниям.
В силу ч.1 ст.13 Федерального закона от 12.04.2010 г. N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения реестра установлен Приказом Минздрава России от 09.02.2016 г. N80н "Об утверждении порядка ведения государственного реестра лекарственных средств для медицинского применения", согласно п.2 которого Государственный реестр лекарственных средств для медицинского применения является федеральной информационной системой, содержащей сведения о лекарственных препаратах для медицинского применения, прошедших государственную регистрацию, фармацевтических субстанциях, входящих в состав лекарственных препаратов для медицинского применения, и фармацевтических субстанциях, произведенных для реализации.
Согласно сведениям, содержащимся в Государственном реестре лекарственных средств, размещенном на сайте Минздравсоцразвития России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://grls.rosminzdrav.ru, по лекарственному средству с МНН "Фосфомицин" в требуемой заказчику форме выпуска и дозировке зарегистрированы как минимум три лекарственных препарата с торговыми наименованиями "ФОСМИЦИНR" (Япония), "Урофосфабол" (Россия), "Фосфомицин" (Россия).
Из содержания аукционной документации заказчика не следует также, что закупка осуществляется среди производителей товара. В связи с этим, участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе. Таким образом, при установлении признаков нарушения ФЗ "О контрактной системе_" имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участника закупки осуществить его поставку. Заявителем в материалы дела не представлено сведений и документов, подтверждающих доводы жалобы об ограничении возможности участия в закупке в связи с установленными заказчиком требованиями к характеристикам лекарственных препаратов.
При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения материалами дела.
2. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки. Нормами указанной статьи ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что при формировании объекта закупки заказчиком устанавливаются требования к закупаемым товарам, работам, услугам, прежде всего, исходя из собственных потребностей и целей, ради которых закупается товар. При этом заказчик самостоятельно определяет необходимые характеристики товаров, работ, услуг, цену контракта.
Вместе с тем, процедуры принятия заказчиком решения об осуществлении закупки, в том числе обоснования необходимости такой закупки, определения начальной максимальной цены контракта регламентированы нормами статей 18 "обоснование закупок", 22 "начальная (максимальная) цена контракта" ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно требованиям п.1 ч.8 ст.99 ФЗ "О контрактной системе...", контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок и обоснованности закупок, формирования начальной максимальной цены контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Осуществление перечисленных функций по контролю не отнесено к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок - Федеральной антимонопольной службы и, в том числе, ее территориального органа - Курского УФАС России.
При таких обстоятельствах, Комиссией принято решение передать жалобу ООО "АльтаирГрупп" для рассмотрения в пределах полномочий, в орган внутреннего государственного финансового контроля Курской области - Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области (305007, г.Курск, ул.Моковская, 11а).
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АльтаирГрупп" необоснованной.
2. Производство по делу N254/2017 прекратить.
3. Передать копию жалобы ООО "АльтаирГрупп" для рассмотрения в пределах полномочий в Департамент финансово-бюджетного контроля Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_
|
Члены Комиссии |
_ |
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 25 сентября 2017 г. N 254/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.09.2017