Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБОУ школа N 100 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ТПК ЕВРОПАК" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 22500-ЭП/17 от 19.09.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку хозяйственного инвентаря (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 14.07.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372500000817000020. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 082 488,61 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке необъективного описания объекта закупки в части установления требований к товарам, являющихся составными элементами товаров, необходимых для выполнения работ.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Заказчиком установлены требования к товарам в Приложении N 3 к техническому заданию документации об аукционе на основании пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации о закупке установлены, например, требования к товарам "совок", "грабли веерные для листьев", при этом Заказчиком установлено требование к эмали на основании государственного стандарта, которой окрашены требуемые для выполнения работ товары.
Например, согласно п. 10 Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлены следующие требования к товару: "Совок для мусора металлический должен быть предназначен для сбора мусора и пыли при уборке помещений и уличной территории. Совок должен быть выполнен из стали, должен быть оснащен ручкой. Длина ручки должна быть от 400 мм. Глубина совка должна быть от 60 мм. Размер рабочей области длина должна быть от 230 мм и не более 350 мм. Размер рабочей области ширина должна быть от 180 мм и не более 250 мм. Толщина металла совка должна быть от 0,4 мм. Товар должен быть окрашен эмалью черного, темно-серого цветов. Эмаль должна соответствовать [ГОСТ 6465-76 Эмали ПФ-115. Технические условия (с Изменениями N 1-5).] Эмаль должна быть высшего, первого сорта. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей должна находится в диапазоне конкретных значений 49_66. Степень разбавления до вязкости [28-30 с по вискозиметру типа BЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С], %, должна быть не более 20.Степень перетира эмали, мкм, должна быть не более 25.".
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе участник закупки обязан указать в заявке сведения о показателях товаров, используемых им для выполнения работ, являющихся предметом закупки. При этом в силу указанной нормы заказчик вправе предъявлять в аукционной документации требования исключительно к техническим характеристикам самого товара (объекта закупки), а не к его составляющим компонентам, тем более к таким составляющим компонентам, которые определяются по результатам проведения испытаний компонента товара.
В соответствии с п. 1.4 ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" эмали ПФ-115 должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1:
Наименование показателя |
Норма для эмали |
Метод испытания |
|
|
Высший сорт |
Первый сорт |
|
5. Массовая доля нелетучих веществ, %, для эмалей: |
|
|
По ГОСТ 17537 и п.3.4б настоящего стандарта |
белой, светло-желтой |
62-68 |
62-68 |
|
кремовой, бежевой, светло-бежевой, голубой 451, голубой 423, фисташковой, темно-серой 894, темно-серой 896, серо-голубой, серой
|
60-66 |
60-66 |
|
бледно-желтой, зеленой, темно-зеленой, красно-коричневой, желтой, красно-оранжевой |
64-70 |
64-70 |
|
синей, светло-серой, коричневой |
57-63 |
57-63 |
|
черной |
- |
49-55 |
|
красной, вишневой |
- |
52-58 |
|
6. Степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру типа BЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (20 |
20 |
20 |
По п.3.5 |
7. Степень перетира, мкм, не более, эмалей: |
|
|
По ГОСТ 6589* |
белой |
10 |
25 |
|
красной, вишневой, черной |
- |
25 |
|
остальных цветов |
15 |
25 |
|
Например, показатель Степень разбавления до вязкости 28-30 с по вискозиметру типа BЗ-246 диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5) °С определяется в соответствии с п. 3.5 ГОСТ 6465-76.
В соответствии с п. 3.5 "Определение степени разбавления эмали" ГОСТ 6465-76 установлено следующее:
"3.5.1. Проведение испытания. 120-130 г испытуемой эмали взвешивают, записывая результат взвешивания с точностью до второго десятичного знака, разбавляют смесью растворителей сольвента и уайт-спирита (нефраса-С4-155/200) 1:1, ксилолом или сольвентом до рабочей вязкости 28-30 с по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,0_0,5) °С.
3.5.2. Обработка результатов
Степень разбавления (X) в процентах вычисляют по формуле
,
где m1 - масса растворителя, израсходованная для разбавления эмали, г;
m - масса эмали, г.".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенный пример подробного изложения в документации об аукционе требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик компонента товара ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе, в чем усматриваются нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке требований к товарам без указания на их числовое значение, которые носят субъективный характер и не позволяют определить потребность Заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Например, согласно п. 19 Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование к товару: "Конструкция пистолета должна быть ударопрочная и надежная.".
В жалобе Заявитель указал, что документация о закупке не позволяет определить, насколько ударопрочной должна быть конструкция.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленное требование является эксплуатационной характеристикой товара, которая не может быть выражена в числовом значении, а также определяет потребность Заказчика.
Кроме того, показатель "конструкция пистолета должна быть ударопрочная и надежная" является неизменяемым в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки, не подлежит конкретизации или дополнению, что не влечет возникновение препятствий для заполнения первой части заявки по данному показателю.
Следовательно, в данной части жалоба признана необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации о закупке.
Например, согласно п. 24 Приложения N 3 к техническому заданию Заказчиком установлено следующее требование к товару: "Размеры инструмента должны быть (ширина х длина х толщина) от чем 153х445х25 мм.".
Заказчиком в инструкции установлен следующий порядок заполнения: "Участник закупки должен указать конкретное значение показателя соответствующее установленным Заказчиком требованиям, при этом крайние границы не могут быть указаны в заявке участника закупки (или если Заказчиком установлено только минимальное значение - то более минимального, а если установлено только максимальное значение - то менее максимального). При описании данного вида показателей заказчик использовал такие слова как: "более", "менее", "выше", "ниже", "от", "до". Предложение участника не должно содержать слов: "или эквивалент", "или", "от", "до", "должен (-но; -на)", "либо" - исключения составляют случаи, когда значения показателей, заключены в квадратные скобки - [ ], такие значения являются неизменяемыми, вне зависимости от того, какие знаки препинания, предлоги, словосочетания находятся внутри квадратных скобок.".
Таким образом, значение показателя размеров инструмента должно быть представлено без слов "должны быть" и предлога "от". При этом инструкция не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены со словом "чем". Наличие данного слова в заявке не позволяет определить смысловое содержание представленного показателя, а также не позволяет установить соответствие первой части заявки требованиям документации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что значение показателя, требования к которому установлены с использование слов "от чем" не определяет минимальность или максимальность показателя.
Таким образом, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в части установления инструкции по заполнению первой части заявки, которая не содержит порядок заполнения в отношении всех показателей, требования к которым установлены в документации о закупке.
Следовательно, в данной части жалоба признана обоснованной.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в документацию о закупке.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТПК ЕВРОПАК" частично обоснованной в части доводов об установлении избыточных требований к товарам; об установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 26 сентября 2017 г. N 44-3761/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017