Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, А.В. Меньшиковой, старший государственный инспектор, (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ПРАЙД" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Федеральный исследовательский центр "Красноярский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "190.17 поставка хирургических материалов", на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ПРАЙД" на действия заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: документация о проведении электронного аукциона составлена с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На рассмотрении жалобы по существу присутствовал представитель заказчика Гришина Н.В. (доверенность N 15801-1617/292 от 10.11.2016).
ООО "ПРАЙД", уведомленное о времени и мете рассмотрения жалобы своего представителя не направило.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе.
В инструкции по заполнению заявки не содержится разъяснений и указаний по заполнению первой части заявки, что делает невозможность подачу заявок участниками закупки.
Заказчиком в описании объекта закупки установлены излишние характеристики товара.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, закупка N 0319100023317000218.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В части 1 статьи 64 Закона о контрактной службе указано, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации заказчиком изложена инструкция согласно которой необходимо заполнять заявки, что соответствует требованиям статьи 64 Закона о контрактной системе. В разделе "Сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ" аукционной документации заказчиком указаны наименование товара и технические характеристики к нему с указанием максимальных и минимальных требований к техническим характеристикам и значения показателей которые не могут изменяться.
Комиссия по рассмотрению жалобы обращает внимание, что Закон о контрактной системе не устанавливает конкретные требования к оформлению инструкции по заполнению заявок (в том числе, с указанием порядка определения конкретных показателей), соответственно заказчик устанавливает инструкцию по заполнению заявки, в свободной форме исходя из своей необходимости.
Определять конкретный показатель, соответствующий значениям, установленным заказчикам в документации, надлежит в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, в том числе в соответствии с правилами русского языка.
Таким образом, доводы жалобы, касающиеся инструкций по заполнению заявок, не нашли своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в случае, если заполнение заявки в соответствии с общепринятыми нормами и правилами, в том числе в соответствии с правилами русского языка может привезти к тому, что участником закупки будет предложен товар соответствующий требованиям аукционной документации, но не соответствующий фактической нужде заказчика, то с целью исключения таких последствий, заказчику надлежит включить в аукционную документацию указания (инструкцию), касающиеся порядка определения конкретных показателей.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заказчик разрабатывает документация электронного аукциона такой вывод следует из положений части 1 статьи 59 которыми предусмотрена обязанность заказчика размещать документацию в единой информационной системе при проведении электронного аукциона.
Документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия товара и услуг потребностям заказчика.
На основании статьей 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В разделе "Сведения о товарах, на поставку которых размещается заказ" аукционной документации заказчиком указаны наименование товара и технические характеристики к нему с указанием максимальных и минимальных требований к техническим характеристикам и значения показателей которые не могут изменяться. В пункте 3 "Нить нерассасывающаяся натуральная шелковая, USP 2/0 с одной атравматической иглой, стерильная" заказчиком указано, что медицинское изделие в соответствии с ГОСТ 2.601 должно сопровождаться эксплуатационной документацией: инструкцией (информацией) на русском языке по применению, необходимой для безопасного использования. Инструкция должна содержать номер и дату Приказа утверждения Росздравнадзором (для возможности подачи запроса на предмет определения достоверных сведений и для предотвращения поставки фальсифицированной продукции).
Заказчик устанавливает требования к товару в соответствии со своей потребностью. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в электронную документацию требований к товару являющихся значимыми для заказчика.
В стандарте ГОСТ 31620-2012 "Материалы хирургические шовные" содержится нормативная ссылка на ГОСТ 2.601 - Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы. п.7.3.1 Каждая групповая упаковка должна сопровождаться информацией, необходимой для безопасного использования изделий (особенности применения, специальные условия хранения и/или обращения, предостережения, противопоказания к использованию и др.) п.7.3.2 Информация для потребителя может быть в виде этикетки, инструкции по применению, информационного листа, листа-вкладыша, памятки или других эксплуатационных документов по ГОСТ 2.601.
Согласно раздела II. Общие требования безопасности и эффективности, применимые ко всем медицинским изделиям Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 12 февраля 2016 г. N27 "Об утверждении Общих требований безопасности и эффективности медицинских изделий, требований к их маркировке и эксплуатационной документации на них" Для каждого медицинского изделия предоставляется информация, необходимая для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информация для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик. Такая информация может находиться на самом медицинском изделии, на упаковке или в инструкции по применению. Информация, предусмотренная Общих требований, указывается на маркировке и в инструкции по применению на русском языке, а также при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном языке (государственных языках) государств-членов.
Из выше изложенного следует, что медицинские изделия должны содержать информацию (инструкцию) необходимую для идентификации этого медицинского изделия и его производителя, страны происхождения, а также информацию для пользователя (профессионального или непрофессионального), касающаяся безопасности медицинского изделия, его функциональных свойств и эксплуатационных характеристик соответственно заказчик правомерно установил требование о наличии инструкции.
Комиссия обращает внимание, что на данную закупку было подано 3 заявок на участие в электронном аукционе, по указанному доводу не одной заявки отклонено не было.
По доводу о том, что в документации содержится требование о предоставлении упаковочного листа при поставке товара как установлено комиссией. В пункте 1.4 Инструкции содержится требование об упаковочном листе на товар. Из пояснений заказчика следует, что данное требование обусловлено Заказчиком во избежание потери груза при доставке его Заказчику транспортными компаниями, а также для определения его идентификации. Данное условие установлено заказчиком для исполнения при непосредственной поставке товара и не как не препятствует составлению заявки на участие в электронном аукционе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Красноярского УФАС пришла к выводу о том, что, в действих заказчика при составлении аукционной документации не содержится признаков нарушения положений Федерального закона о контрактной системе.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ПРАЙД" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.В. Меньшикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 21 сентября 2017 г. N 1556
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.09.2017