Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии:
<__.> - должностное лицо Брянского УФАС России;
Членов Комиссии:
<__.>
в присутствии:
<__.>
рассмотрев поступившую жалобу участника закупки ООО "АВСМЕД" на действия заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей за N 0127200000217004421 и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с требованиями ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), установила:
31.08.2017 09:34 в единой информационной системе в сфере закупок уполномоченным органом Управление государственных закупок Брянской области размещены извещение и документация об аукционе на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей за N 0127200000217004421.
Контракт по итогам проведения рассматриваемого электронного аукциона за N 0127200000217004421 на момент рассмотрения жалобы не заключен.
Заявитель ООО "АВСМЕД" считает, что его права и законные интересы нарушены действиями заказчика, поскольку документация об электронном аукционе содержит нарушение требований законодательства РФ о контрактной системы:
1) в нарушение требований п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком в один объект закупки объединены разные виды деятельности: условия о поставке слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей, а также услуг по подбору и настройке слуховых аппаратов, которые могут быть выполнены (поставлены, оказаны) различными хозяйствующими субъектами. Заявитель отмечает в жалобе, что принадлежность слуховых аппаратов и ушных вкладышей к одному классификационному коду (пункт 17 перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р) не свидетельствует о функциональной и технологической связи товаров, данную связь следует рассматривать, в том числе с учетом возможности участия хозяйствующих субъектов в закупках на поставку данного товара. Учитывая, что изготовление ушных вкладышей, подбор и настройка слухового аппарата относятся к медицинским услугам, на оказание которых требуется наличие лицензии, то объединение в один лот лицензируемого и не лицензируемого вида деятельности создает препятствие к участию в закупках организациям, осуществляющим только один вид деятельности.
По мнению подателя жалобы необходимо осуществлять закупку технических средств реабилитации с учетом функциональной и технологической взаимосвязи, выделяя отдельные лоты закупки слуховых аппаратов и услуг по подбору и настройке слуховых аппаратов, изготовлению индивидуальных ушных вкладышей.
2) в нарушение требований ст. ст. 31, 64, 66 Закона о контрактной системы заказчиком в документации об электронном аукционе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в электронном аукционе лицензии на осуществление медицинской деятельности услуг: сурдология-оториноларингология;
3) в нарушение требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системы в приложение N 1 к документации об электронном аукционе "Техническое задание" установлено требование об оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию слуховых аппаратов, однако требование о предоставлении лицензии на техническое обслуживание медицинской техники документацией об электронном аукционе не предусмотрено.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что ООО "АВСМЕД" выразило свое намерение участвовать в рассматриваемом электронном аукционе путем подачи заявки на участие в данном электронном аукционе.
Представитель Заявителя <__.> в рамках рассмотрения жалобы в подтверждении доводов представила к приобщению следующие документы: Решение Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 03-10.1/40-2016 от 01.03.2016 г., Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 г. по делу NА40-85516/2015, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 г. N 1664н "Об утверждение номенклатуры медицинских услуг", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 г. N2347-р об утверждении Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду". Все представляемые документы приобщены к материалам дела.
До рассмотрения жалобы в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области (вх. N 7226 от 22.09.2017 года).
Представитель заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области <__.> с доводами, изложенными в жалобы не согласился и пояснил следующее: объединение в один предмет закупки поставки аппаратов и услуги по индивидуальному слухопротезированию не нарушает законодательство РФ о контрактной системе, поскольку данные виды деятельности взаимосвязаны между собой. Слуховой аппарат невозможно предоставить инвалиду без подбора и настройки изготовленного ушного вкладыша. Ушные вкладыши строго индивидуальны и изготавливаются для конкретного пациента.
Заслушав представителей заказчика, заявителя, уполномоченного органа, изучив представленные документы, руководствуясь ч. 3, 15 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе, комиссия Брянского УФАС России по контролю закупок пришла к следующим выводам:
1. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не нарушены требования п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком, в соответствии с которыми в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, при включении в один объект закупки поставки слуховых аппаратов и услуги по подборке, настройке и изготовлению индивидуальных ушных вкладышей, поскольку:
в соответствии с пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относятся утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Данный Перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р (далее - Перечень). Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. N 240 определены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила).
Согласно статье 11.1 Закона о социальной защите инвалидов к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются в том числе протезные изделия, включая слуховые аппараты. По медицинским показаниям и противопоказаниям устанавливается необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации, которые обеспечивают компенсацию или устранение стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
При этом согласно Распоряжению N 2347-р от 30.12.2005 г. в качестве технического средства реабилитации предусмотрено такое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности (пункт 17 данного распоряжения).
Более того, Приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р" также определено, что к техническим средствам реабилитации относятся слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, т.е как единое целое в полной комплектации.
Согласно пункту 2 Правил обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации). В индивидуальной программе реабилитации определен вид (тип) слухового аппарата для каждого инвалида. Исполнителю в рамках вида (типа) необходимо осуществить подбор слухового аппарата, исходя из его функциональных возможностей с учетом индивидуальных особенностей инвалида (степени потери слуха). При этом подбор слуховых аппаратов происходит в рамках поставки товара конечному потребителю, что соответствует положениям ч.4 ст. 33 Закона о контрактной системе, которыми предусмотрено, что при необходимости заказчиком устанавливаются требования к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
Более того, в документации об электронном аукционе N0127200000217004421 установлена возможность привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности (медицинскую деятельность по сурдологии-оториноларингологии), что позволяет участникам закупки выполнить все самостоятельно, либо с привлечением третьих лиц.
Комиссия Брянского УФАС России не принимает в качестве доказательства ограничения конкуренции при формировании предмета данного аукциона Решение Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 03-10.1/40-2016 от 01.03.2016 г., Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 г. по делу NА40-85516/2015, по следующим основаниям:
- исходя из решения Федеральной антимонопольной службы по Омской области N 03-10.1/40-2016 от 01.03.2016 г. объектом рассматриваемой в решении закупки было исключительно поставка товара. Услуги по изготовлению индивидуальных ушных вкладышей при описании объекта закупки заявлены не были. Согласно извещению о проведении аукциона и документации об аукционе за N0127200000217004421, являющего предметом рассмотрения жалобы, предметом закупки является не только поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов, но и подборка, настройка и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей;
- исходя из содержания Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.01.2016 г. по делу NА40-85516/2015 предметом закупки являлось оказание социальных услуг по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями граждан, в рассматриваемом электронном аукционе за N0127200000217004421 предметом является поставка технических средств реабилитации - только слуховых аппаратов, с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей.
2. Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области не нарушены требования п.1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системы, в соответствии с которыми при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, п.2 ч.1 ст. 64 закона о контрактной системе, в соответствии с которыми документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению, п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, поскольку заказчиком правомочно в документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность по сурдологии-оториноларингологии, а также требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии на медицинскую деятельность по сурдологии-оториноларингологии.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об аукционе за N0127200000217004421, предметом закупки является поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей.
Согласно условиям технического задания документации об аукционе, поставщик осуществляет подбор, настройку слуховых аппаратов, изготовление ушных вкладышей.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", лицензированию подлежит медицинская деятельность Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" определяет сурдологию-оториноларингологию в качестве медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "сурдология - оториноларингологию", утвержденного приказом Минздрава России от 09.04.2015 N 178н, медицинская помощь по профилю "сурдология- оториноларингология", включает в себя в том числе профилактику нарушений слуха, выявление пациентов с нарушением слуха, лечение, включая слухопротезирование, медицинскую реабилитацию, позволяющую формировать и (или) развивать естественного слухоречевое поведение.
В соответствии с номенклатурой медицинских услуг настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой.
При обозрении документации об электронном аукционе установлено, что пунктом 16 документации об электронном аукционе за N 0127200000217004421 установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на медицинскую деятельность "сурдология- оториноларингология", пунктом 22 документации об электронном аукционе за N 0127200000217004421 установлено требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе лицензии на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии.
При этом, согласно содержанию документации об электронном аукционе лицензия на осуществление медицинской деятельности по сурдологии-оториноларингологии предоставляется Исполнителя или привлекаемого Соисполнителя, что дает возможность участнику закупки привлечения третьих лиц в качестве соисполнителя услуг.
3.Заказчиком Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, а также требования п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, согласно которым описание объекта закупки должно носить объективный характер, поскольку заказчиком в техническом задании аукционной документации за N0127200000217004421 установлено требование об осуществлении технического обслуживания слуховых аппаратов, не относящееся к объекту закупки.
Согласно извещению о проведении аукциона и документации об аукционе за N0127200000217004421, предметом закупки является поставка технических средств реабилитации - слуховых аппаратов с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей.
В соответствии с Приложением к Положению о лицензированию деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники относится:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.06.2013 N 469 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники" техническое обслуживание медицинской технике подлежит лицензированию и для оказания услуг по техническому обслуживанию медицинской техники требуется наличие лицензии, однако, заказчиком ни в документации об электронном аукционе, ни в проекте контракта не установлено требование о наличии лицензии на техническому обслуживанию медицинской техники.
Вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии административного правонарушения в действиях заказчика, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, Комиссия Брянского УФАС России по контролю в сфере закупок, руководствуясь ч.ч. 3, 15, 22 ст. 99, ст. 106 Закона о контрактной системе,
Решила:
1. Признать жалобу участника закупки ООО "АВСМЕД" на действия заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - слуховых аппаратов с подборкой, настройкой и изготовлением индивидуальных ушных вкладышей за N 0127200000217004421 частично обоснованной в части необоснованного установления в документации об электронном аукционе требования об оказании услуг по техническому обслуживанию медицинской технике.
2. По итогам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области нарушение требований п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 25 сентября 2017 г. N 180
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2017