Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
при участии представителей:
ФГБУ "РДКБ"Минздрава России: Яроновой Е.В., Плотниковой Е.Л.,
ООО "Вариант": Вершининой А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Вариант" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ"Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на поставку продуктов питания - масло сладко-сливочное - 2 (Закупка N 0373100045317000183) (далее - Конкурс) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 19.09.2017 МГ/47463/17 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении 1 к оценке заявок по критерию указано следующее: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Критерий Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Коэффициент значимости (КЗ) = 1. Максимальное количество баллов - 100.
В рамках критерия оценивается проведение на предприятии Участника производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, требований технических регламентов и иных нормативных документов к качеству реализуемой продукции в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания такой продукции.
Для подтверждения проведения производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований и испытаний на предприятии, Участники закупки предоставляют:
1. Копию программы производственного контроля, разработанную в соответствии с требованиями СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;
2. Копию документа о введении на предприятии программы производственного контроля в соответствии с принятым у Участником порядком утверждения и введения в действие внутренних локальных актов;
3. Копию договора на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля, заключенного с организацией, имеющей соответствующую аккредитацию согласно требованиям законодательства;
4. Копию аттестата аккредитации лаборатории, с которой у Участника заключен договор на проведение лабораторных исследований и испытаний);
5. Копию акта (-ов) об оказании услуг на проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля (дата последнего проведенного производственного контроля путем проведения лабораторных испытаний должна быть не ранее, чем за один месяц до окончания срока подачи заявок);
6. Копии протоколов (протокола) лабораторных испытаний товаров, являющихся предметом закупки, проводимых в рамках производственного контроля не ранее, чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок. Прилагаемые протоколы должны подтверждать соответствие качества продукции требованиям технических регламентов, санитарных норм и правил, ГОСТов и иных нормативных технических документов.
Порядок оценки:
В случае наличия у Участника производственного контроля с проведением лабораторных исследований и испытаний реализуемой продукции - 100 баллов;
В случае отсутствия у Участника производственного контроля с проведением лабораторных исследований и испытаний реализуемой продукции - 0 баллов"
По мнению Заявителя, вышеуказанный порядок оценки может ограничивать количество участников закупки, поскольку показатель, "проведения производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований и испытаний на предприятии" не предусмотрен правилами оценки, при этом, программа производственного контроля не является качественной, функциональной или экологической характеристикой объекта закупки "сладко-сливочного масла". Также вышеуказанный перечень документов в порядке оценки предоставляет преимущество для производителей данной продукции, преимущественно с другими возможными участниками закупки. Кроме того, предоставление копии протоколов (протокола) лабораторных испытаний товаров, являющихся предметом закупки, проводимых в рамках производственного контроля не ранее, чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок, для подтверждения проведения производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований и испытаний на предприятии, ограничивает количество участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки на участие в конкурсе.
Согласно п.25 правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
При этом, п.25 правил оценки не содержит запрета на использование иных показателей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при оценке по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" оценивает наличие или отсутствие на предприятии участника закупки проведения производственного контроля, включающего проведение лабораторных испытаний и испытаний реализуемой продукции в соответствии с требованиями санитарных правил 1.1.1058-01. 1.1 "общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий". Кроме того, в порядке оценки заявок установлен конкретный и закрытый перечень документов, которые должен предоставить участник закупки, что бы получить максимальный бал по данному критерию. При этом, перечень данных документов предоставляется возможным предоставить как производителю, так и поставщику данных продуктов. Также проведение на предприятии участника закупки производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований, не является требованием к участникам закупки, а непредставление соответствующих документов не является основанием для отклонения заявки на участие в данном конкурсе, и используется исключительно для оценки заявок, значимость которого составляет 10%. Вместе с тем, проведение на предприятии участника закупки производственного контроля, включающего проведение лабораторных исследований является свидетельством поставки более качественной продукции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N1 к оценке заявок по критерию указано следующее: "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг": "Сведения о работниках представляются по форме: Предоставленные сведения подтверждаются: копия формы "Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" с документом, подтверждающим направление и принятие данных сведений ПФР РФ за последний истекший отчетный период на момент окончания срока подачи заявок; копиями согласий на обработку персональных данных, данных каждым работником, в отношении которых Участник предоставляет документы, содержащие персональные данные - копии трудовых книжек и копии санитарных книжек".
По мнению Заявителя, данные требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, поскольку подтверждением наличия обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами буду являться копии соответствующих трудовых договоров и/или трудовых книжек с работниками, при этом сведения застрахованных лицах (форма СЗВ-М) и копии согласий на обработку персональных данных не являются таким подтверждением. Таким образом, Заказчик ограничивает количество участников закупки, поскольку устанавливает обязанность подтверждения сведений о работниках, представленных участником, документами, которые фактически не отражают полный состав трудовых ресурсов участника закупки, и не может являться надлежащим документом, подтверждающим обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами, а также наличие копий согласия на обработку персональных данных физического лица, является фактом соблюдения участником закупки требований Федерального закона от 27.07.2006 N152 "О персональных данных".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предоставление формы СЗВ-М обусловлено тем, что в силу п.1 ст.8, п.2.2 ст.11 Закона о персонифицированном пенсионном учете сведений по форме СЗВ-М необходимо представлять если в отчетном месяце с застрахованными лицами, за которые должны платить страховые взносы, были заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера на выполнение работ, оказание услуг. Сдача таких сведений подтверждает, что у такого лица на последний отчетным период имеется заявленное количество работников. Кроме того, такая форма должна содержать Фамилию, Имя и Отчество работника, что позволяет Заказчику сопоставить представленные копии трудовых книжек с фамилиями сотрудников, указанных в форме. Кроме того, согласия на обработку персональных данных физического лица предоставляет любое физическое лицо, при устройстве на работу, что также позволяет участникам закупки предоставить данные сведения в составе своей заявки на участие в данном конкурсе.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что предоставление трудовых и санитарных книжек для подтверждения квалификации участника не может свидетельствовать о лучшей квалификации участников, поскольку трудовые книжки ведутся работодателями только в отношении работников, принятых на работу по основному месту работы, таким образом, в отношении работников-совместителей участник закупки не имеет возможности предоставить трудовую книжку, поскольку работодатель совместителей не ведет трудовых книжек совместителей, кроме того, информация о работе работника по совместительству не является обязательным к занесению в трудовую книжку, также у участника закупки могут работать лица, с которыми заключен договор гражданско-правового характера. Вместе с тем, санитарная книжка предоставление которой обязательно по каждому работнику подтверждает наличие допуска определенного человека, на имя которого она выдана, к работе, связанной с непосредственным контактом данного человека с пищевыми продуктами, при этом наличие санитарной книжки не подтверждает наличие трудовых отношений, при этом Заказчик указывает, что при оценке по данному критерию не будут учтены работники, в отношении которых не предоставлены какие-либо из вышеперечисленных документов, при этом, руководители подразделений и бухгалтера не обязаны иметь санитарные книжки. Таким образом, наибольшее количество трудовых и санитарных книжек не указывает на более высокий уровень квалификации такого участника закупки, а также не свидетельствует о том, что таким участником закупки будет предложено лучшее условие исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в показателе 1 "Обеспеченность участника трудовыми ресурсами" указано следующее: "Коэффициент значимости (КЗ) = 0,5". "Максимальное количество баллов - 50":
"Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества работников в соответствии с формулой, установленной с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (из расчета 1 балл за каждого предложенного и подтвержденного работника);
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
Также в показателе 2 "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг. Коэффициент значимости (КЗ) = 0,5. Максимальное количество баллов - 50", указано следующее:
"Порядок оценки: Общий балл по данному показателю определяется из оценки общего количества изотермических транспортных средств, которыми участник владеет на праве собственности или ином вещном праве (аренда, лизинг и т.д.), которое производится по формуле в соответствии с п. 23 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085, а именно:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается (из расчета 1 балл за каждый предложенный и подтвержденный материально-технический ресурс);
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки".
На основании п.23 правил оценки в случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:
НЦБi = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Согласно доводам жалобы Заявителя, данное требование может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку предложение по критерию рассчитываться исходя из максимального предложения из предложений по данному показателю, а из предложений в целом по критерию оценки. При этом, не предоставляется возможным определить как будет рассчитываться общее максимальное предложение по двум показателям.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, при этом пояснил, что при составлении конкурсной документации допущена техническая ошибка.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в рамках квалификации участников оценивается показатель "Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг", что неправомерно, так как объектом закупки является поставка товара.
Согласно п.27 правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Установлено, что объектом закупки является поставка масла, при этом согласно п.27 правил оценки, оценка заявок по показателю "обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами" может осуществляться только в случае, если объектом закупки является выполнение работ или оказание услуг.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п.27 правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком предусмотрены требования о предоставлении документов, не предусмотренных Законом о контрактной системе, а именно: в разделе 1.4 "Образцы и формы документов для заполнения участниками" в п.7 опись документов, представляемых для участия в конкурсе с ограниченным участием на поставку продуктов - масла сладко-сливочного Заказчик требует предоставить "выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса с ограниченным участием (для юридических лиц, в выписке должны быть представлены все сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ)". Таким образом, Заявителю не ясно, что именно хотел сказать Заказчик фразой: "для юридических лиц, в выписке должны быть представлены все сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ".
В силу пп.б п.1 ч.2 ст 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия, или в форме электронного документа (если такая форма подачи заявки допускается конкурсной документацией). Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию и документы об участнике открытого конкурса, подавшем заявку на участие в открытом конкурсе, в частности выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованная в нотариальном порядке копия такой выписки (для индивидуального предпринимателя), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, копии документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Согласно ч.5 ст.51 Закона о контрактной системе не допускается требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 ст.51 Закона о контрактной системе документов и информации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что данная формулировка не противоречит пп.б п.1 ч.2 ст 51 Закона о контрактной системе, вместе с тем, Заказчик не требует предоставления иных документов, при этом, форма описи является лишь примерной и непосредственно требований к составу заявки не содержит.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
6. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в техническом задании установлены требования таким образом, что могут вводить участников закупки в заблуждение.
В силу п.1 ч.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в п.8 "Требования к качеству и безопасности товаров" указано следующее: "Исполнитель должен гарантировать, что качество и безопасность продукции соответствует требованиям и нормам, установленным следующими нормативными документами, действующими в Российской Федерации, в том числе ТР ТС 024/2011 "Технический регламент на масложировую продукцию", при этом, ТР ТС 024/2011 не распространяется на масло сладко-сливочное, которое является объектом закупки, что не позволяет участникам закупки определить в какой части возможно применение ТР ТС 024/2011.
Также Заказчиком в приложении N1 к техническому заданию установлены требования к поставляемым товарам, такие как:
- п. "Масло сладко-сливочное" - Масло должно быть сладко-сливочное, несоленое, с массовой долей жира не менее 82,0 %, с массовой долей влаги не более 18,0%. Титруемая кислотность молочной плазмы должна быть не более 26,0 оТ, что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку, вышеуказанные характеристики не предоставляется возможным определить на момент подачи заявки, вместе с тем, согласно п.7.7 ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия" Определение массовой доли влаги определяется по ГОСТ 3626 "Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества".
Вместе с тем, согласно инструкции по заполнению заявки указано следующее: "значения "не менее", "не более", от_до_, указываются включительно, знаки "-", "", "
" обозначают интервал значений, среди которых нужно указать конкретное значение".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено доказательств, а также документов, свидетельствующих о возможности указания конкретных значений по вышеуказанным параметрам на этапе подачи заявки не имея товар в наличии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
7. Согласно доводам жалобы Заявителя, в приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару, такие как: п. "Масло сладко-сливочное" - "Энергетическая ценность на 100 гр продукта должна быть в диапазоне от 3075 кДж до 3172 кДж", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 32261-2013 "Масло сливочное. Технические условия" минимальное значение для энергетической ценности составляет 2772 кДж, и максимальное значение 3132 кДж.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к поставляемому товару установлены как согласно ГОСТ 32261-2013, так и ГОСТ 52253-2004 "Масло и паста масляная из коровьего молока. Общие технические условия" по п. "Масло сладко-сливочное".
Также Заказчиком в приложении к Техническому задания установлены избыточные требования к упаковке поставляемого товара, а именно: "Упаковочная транспортная тара должна быть составной и должна соответствовать ГОСТ 13513-86 "Ящики из гофрированного картона для продукции мясной и молочной промышленности. Технические условия", ГОСТ 9347-74 "Картон прокладочный и уплотнительные прокладки из него. Технические условия", ГОСТ 20477-86 "Лента полиэтиленовая с липким слоем. Технические условия", ГОСТ 24597-81 "Пакеты тарно-штучных грузов. Основные параметры и размеры", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает иметь в наличии товар в момент подачи заявки на участие в данном конкурсе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в конкурсной документации Заказчика отсутствую конкретные требования к таре и упаковке товара, и установлено исключительно соответствие данной тары и упаковки определенным государственным стандартам и нормативным документами, что также позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в данном аукционе, а также продекларировать, что тара и упаковка будет соответствовать вышеуказанным государственным и нормативным документам. Кроме того, указание на необходимость соответствия вышеуказанным государственным стандартам следует из ГОСТ 32261-2013.
Также согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в приложении N1 к техническому указано следующее: "Титруемая кислотность молочной плазмы должна быть не более 26,0 оТ", что может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 3624-92 "Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности" кислотность может определяться в градусах Тернета, имеющий условное обозначение - оТ, или градусах Каттстофера, имеющий условное обозначение - оК, при этом Заказчиком установлена единица измерения не предусмотренная государственным стандартом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требование к поставляемому товару установлено в соответствии с ГОСТ 3624-92, что также позволяет участникам закупки определить единицу измерения оТ, а также заполнить заявку в соответствии с требованиями конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заявителя не представлено документов, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также возражений, каким образом вышеуказанные требования к поставляемым товарам не позволяют сформировать заявку на участие в данном конкурсе, а также каким образом вышеуказанные требования ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Вариант" на действия ФГБУ "РДКБ"Минздрава России обоснованной в части установления в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок, а также неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50, п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены комиссии И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 сентября 2017 г. N 2-57-11485/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2017