Резолютивная часть решения оглашена 04 октября 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 октября 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:
в присутствии представителей:
ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" -
Представитель ЗАО "ВЕРТИКАЛЬ" - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен,
рассмотрев жалобу ЗАО "ВЕРТИКАЛЬ" на действия Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" при проведении электронного аукциона на поставку авиационного бензина для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (номер извещения N 0653100000217000125),
УСТАНОВИЛА:
27 сентября 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ЗАО "ВЕРТИКАЛЬ" (далее - Заявитель) на действия Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку авиационного бензина для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург"(номер извещения N 0653100000217000125) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части проведения процедуры заключения контракта.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении разрешения на применение Авиационного бензина (AVGAS 100LL) на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (Согласно требованиям приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 N 126-ДВ). Так же, требование о предоставлении копии паспорта НЦ-28 ФГУП ГосНИИ ГА с заключением по результатам исследования авиабензина на конкретную партию авиационного бензина незаконно, поскольку указанное требование создает условия, при которых становиться возможной поставка только авиационного бензина зарубежного производства. Кроме того, в нарушение п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в аукционной документации отсутствует ссылка о соответствии авиационного бензина марки AVGAS 100LL требованиям стандартам ГОСТ Р 55493-2013, применимого для авиационного бензина марки AVGAS 100LL.
Представители Заказчика жалобу просили признать необоснованной, поддержав доводы изложенные в письменном виде, при этом указали следующее: аукционной документацией не установлено требование о предоставлении участниками закупок в составе своей заявки разрешения на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ.
Требование о предоставлении копии паспорта НЦ-28 ФГУП ГосНИИ ГА с заключением по результатам исследования авиабензина на конкретную партию авиационного бензина, установлено, в связи со следующим: в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ эксплуатантобеспечивает систему безопасности полётов. Одним из основных требований обеспечения безопасности полетов является организация заправки воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами, которая возложена на эксплуатанта.
В Приложении 1 "Номенклатура авиационных топлив, масел, смазок и спецжидкостей, применяемых на ВС РФ" к Приказу от 17 октября 1992 г. N ДВ-126 "О введении в действие руководства по приему, хранению, подготовке к выдаче на заправку и контролю качества авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях гражданской авиации Российской Федерации" указаны ГСМ, применяемые на воздушных судах гражданской авиации. Номенклатуры авиационного бензина AVGAS 100LL в указанном приложении не имеется.
В силу требований пункта 8.1. Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 года N 128 заправка воздушных судов горючими и смазочными материалами, не имеющими паспортов качества, запрещается.
Таким образом, в связи с отсутствием авиационного бензина AVGAS 100LL в "Номенклатуре авиационных топлив, масел, смазок и спецжидкостей, применяемых на ВС РФ", введенной в действие Приказом от 17 октября 1992 г. N ДВ-126, на основании требований п. 8.1. Приказа Минтранса РФ от 31 июля 2009 г. N 128 в целях обеспечения безопасности полетов качество поставляемого авиационного бензина должно удостоверяться паспортом, выданным Центром по сертификации авиационных горюче-смазочных материалов и спецжидкостей ФГУП ГосНИИ ГА.
Согласно положений ФАП "Сертификационные требования к организациям, осуществляющим контроль качества авиационных топлив, масел, смазок и специальных жидкостей, заправляемых в воздушные суда" основаниями для оформления паспорта качества являются допуск авиаГСМ к применению в авиационной технике.
Довод Заявителя об отсутствии в документации Заказчика требования о соответствии авиационного бензина марки Avgas 100LL требованиям стандарта ГОСТ Р 55493-2013, представители Заказчика считают необоснованным, в связи со следующим:
В документации электронного аукциона установлены, показали товара в соответствии с требованием технических регламентов спецификации DEF STAN 91-90 (DERD 2485) на основании инструкции по эксплуатации двигателей ВС, что не противоречит п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе. Кроме того, на сегодняшний день авиационный бензин российского производства по ГОСТ Р 55493-2013 не имеет допуска к применению в авиационной технике в соответствии с .5.1 ФАП N 89 от 18.04.2000, п.32 ФАП N126 от 07.10.2002 и не внесен соответствующие разделы руководств по летной эксплуатации и техническому обслуживанию соответствующих типов воздушных судов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы Заказчика, пришла к следующим выводам:
12.09.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещениеи документация об электронном аукционена поставку авиационного бензина для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (номер извещения N 0653100000217000125).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 980 600,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч.3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Как следует из аукционной документации, Заказчиком к объекту закупки (авиационный бензин) установлены следующие требования
2.1. Требования предъявляемые к техническим характеристикам: Авиационный бензин Avgas 100LL* спецификации DEFSTAN 91-90 (DERD 2485)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество |
45000 кг |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.2. Требования к безопасности: При поставке Товара Поставщиком должны соблюдаться правила противопожарной безопасности и другие обязательные нормы и правила. Качество и безопасность поставляемого Товара должны быть обеспечены посредством выполнения требований нормативно-технической документации, регламентирующей условия производства, хранения и перевозок данного вида товара.Товар должен соответствовать требованиям нормативной документации по безопасности, правилам транспортирования, хранения и гарантий изготовителя. Авиационный бензин AVGAS 100LL спецификации DEFSTAN 91-90 должен иметь разрешение на применение на авиационной технике гражданской авиации РФ, полученное в установленном порядке (Согласно требованиям приказа ФСВТ РФ от 18.04.2000 N89, приказа Минтранса РСФСР от 17.10.1992 N126-ДВ). | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.3. Требования к транспортировке: Товар поставляется в автомобильных цистернах. Приёмка товара по количеству, качеству осуществляется после проведения входного анализа пробы топлива. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.4. Требования к качественным характеристикам товара (работ, услуг): Качество авиационного бензина марки AVGAS 100LL должно соответствовать следующим требованиям: - спецификации DEFSТAN 91-90 (DERD 2485); - Федеральным авиационным правилам "Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок", утв. Приказом N 89 от 18.04.2000 г. ФС ВТ России (п. 5.1); - Техническому регламенту Таможенного Союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" ТР ТС 013/2011 (утверждённому Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826). Товар должен быть изготовлен не ранее 2017 года. |
Так же, в техническом задании аукционной документации имеется ссылка "*", из которой следует, что основание для использования конкретной маркировки товара (Авиационный бензин Avgas 100LL*) является - "Руководство по летней эксплуатации R 44".
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Оценив доводы Заявителя, представителей Заказчика, проанализировав положения технического задания аукционной документации, а также требования, предъявляемые к первой и второй части заявки, содержащейся в п. 22 Информационной карты документации об аукционе, Комиссия Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что подобное изложение требований в п.22 Информационной карты и техническом задании в их совокупности не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, на участие в аукционе поступило 2 заявки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "ВЕРТИКАЛЬ" (далее - Заявитель) на действия Государственного унитарного предприятия Оренбургской области "Международный аэропорт "Оренбург" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку авиационного бензина для нужд ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург" (номер извещения N 0653100000217000125)необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 4 октября 2017 г. N 08-07-1243/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2017