Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии -А.С. Уракчиева - руководителя управления;
Членов Комиссии: - Г.П. Авраховой - заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок;
- Д.М. Керейтовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок;
- Р.Х. Туркменовой - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок
в отсутствие представителя МОО "Единство и честь" (117149, г. Москва, ул. Болотниковская, д. 36, корп. 3, пом. 5, комн. 1) (далее - Заявитель), в присутствии представителяПрокуратуры Карачаево-Черкесской Республики(далее - Заказчик)Максименко Н.Г. (по доверенности б/н от 05.10.2017),рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчикасодержащие, по мнению Заявителя, признаки нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведенииэлектронного аукциона на право заключения государственного контракта по предмету:"Работы по капитальному ремонту объектов недвижимости федеральной формы собственности - капитальный ремонт административного здания", номер извещения N0179100005317000039(далее - Аукцион) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС)и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сферезакупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево - Черкесской Республике03.10.2017 г. поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего требование о предоставлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей, сведения о результатах испытаний товаров, планируемых для использования при выполнении работ и размещении текста в формате, не позволяющем его копировать надлежащим образом.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия УФАС по КЧР установила следующее.
18.09.2017 г. Заказчиком в ЕИС были размещены изменения извещения о проведении Аукциона и аукционной документации на основании предписанияконтрольного органа УФАС по КЧР от 04.09.2017 N50. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 029 180 рублей. На участие в Аукционе было подано 2 заявки от участников закупки. Дата проведения аукциона 09.10.2017 г. Аукционная документация утверждена прокурором Карачаево-Черкесской Республики Терещенко А.В. Ответственное должностное лицо Максименко Н.Г.
1. Довод жалобы о невозможности корректно копировать текст таблицы из технического задания, размещенного в pdfформате, Комиссией УФАС по КЧР признается необоснованным по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотреннымипостановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно письму Минэкономразвития РФ от 23.05.2016 г. N Д28и-1299 указано, что "Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее соответственно - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf,xls, xlsx, rar, zip.
Приложение N1 к Техническому заданию документации размещено Заказчиком в ЕИС в формате pdf, то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра.
Следовательно, Комиссия УФАС по КЧР приходит к выводу, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение требований Закона о контрактной системе, т.к. информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста,размещена в ЕИС в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя.
2. По доводам жалобы об установлении Заказчиком излишних требований к материалам, которые будут использоваться в работе, Комиссия УФАС по КЧР пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системедокументация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведениитакого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с Приложением N1 к Техническому заданию аукционной документации Заказчиком установлены,в том числе, например, следующие требования:
- в пункте 5 "Трубки из поливинилхлоридного пластиката: рецептура сырья должна быть 230/1; 251/1; 8/2; Т-50; Э 60-1, прочность при растяжении должна быть не менее 9,8 (100) МПа (кгс/см2), относительное удлинение при разрыве должно быть не менее 180% и т.д.";
- в пункте 7 "Гипсовые вяжущие: предел прочности при сжатии и при изгибе должен быть не менее 1,8 (18) МПа (кгс/см2), объемное расширениедолжно быть не более 0,2% и т.д.";
- в пункте 8"Лак: массовая доля смолы должен быть диапазон 50-60 %";
- в пункте 27 "Кабель силовой с медными жилами: электрическое сопротивление изоляции, пересчитанное на 1 км длины, измеренное при длительно допустимой температуре нагрева жил кабелей при эксплуатации должно быть не менее 0,005 Мом,испытательное напряжение кабеля должно быть не более 3,5 кВ.";
- в пункте 41 "Прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 должна быть не <50 см";
- в пункте 114 "Смеси сухие: водопоглощение затвердевших растворов при насыщении водой в течение 48 ч и полном погружении образцов в водудолжно быть не более 15% по массе и т.д.".
Не ограничиваясь вышеприведенными примерами, аналогичные требования установлены и для других материалов.
Согласно части 3 письма ФАС России от 01.07.2016 г.N ИА/44536/162 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства,имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанные показатели установлены в соответствии с потребностью Заказчика не содержат требований к описанию участниками закупки химического состава веществ материалов, из которых состоят товары, используемые при выполнении работ, а также результатам испытаний таких товаров. Также указал, что показатели полностью соответствуют требованиям ГОСТов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического, компонентного состава товаров, результатов испытания товара. Указанные требования могут привести к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Кроме этого, в Технической части документации установлен перечень ГОСТов, которым должны соответствовать используемые материалы. При этом инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице. Так, Заказчиком не надлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
При этом,Комиссия УФАС, учитывая то, что согласно протоколу N21 от 04.10.2017 г. по рассмотрению первых частей заявок Комиссией Заказчика двое участников аукциона были допущены к участию в аукционе, признает допущенные Заказчиком нарушения не повлиявшими на процедуру определения подрядчика.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу МОО "Единство и честь" обоснованной в части.
2. Признать Заказчика нарушившимпункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, т.к. нарушения признаны не повлиявшими на определение подрядчика.
Председатель Комиссии А.С. Уракчиев
Члены КомиссииГ.П.Аврахова
Д.М. Керейтова
Р.Х. Туркменова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 10 октября 2017 г. N 170
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2017