Резолютивная часть решения объявлена 06 октября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 11 октября 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - временно исполняющий обязанности руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии: начальник отдела контроля закупок Лебедева С.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Т.А.,
с участием:
от заявителя, ООО "Новострой" (далее также - заявитель, общество), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
от заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района" (далее также - заказчик), директор Снакин К.С.,
от уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области (далее также - уполномоченный орган), представитель по доверенности Маслова Л.И.,
от оператора электронной площадки, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее также - оператор электронной площадки), представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Новострой" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) (далее - жалоба).
При описании объекта закупки заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к значениям показателей химического состава и (или) компонентов используемых при выполнении работ ряда товаров, что приводит, по мнению заявителя, к ограничению количества участников закупки, поскольку сведения о химическом составе и компонентах товара, их значения, становятся известными только после проведения соответствующих испытаний, при условии, что законодательство о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участников при формировании первой части заявки иметь в наличии товар; следовательно, указать подобные значения показателей товаров в виде конкретных значений, как считает заявитель, не представляется возможным.
Учитывая вышеизложенное, заявитель полагает, что заказчиком и уполномоченным органом нарушены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки, в связи с чем ООО "Новострой" просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу не необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, администрацией Некрасовского муниципального района Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 31.08.2017 (с изменениями от 13.09.2017) размещено извещение N 0171300012717000145 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области вместе с документацией об электронном аукционе.
Заказчиком выступило муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 325 930,00 руб.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Электронный аукцион проводится в интересах заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района".
Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого материала и оборудования, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала, оборудования.
"Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к использованию материала, оборудования. Не допускается использование слов "не более", "не менее", "от, "до" и т.п...
В качестве указанных сведений рекомендуется использовать форму, предложенную в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указано, что все работы должны выполняться в строго соответствии с требованиями заказчика (пункт 7), а также установлены требования к значениям характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, и предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, оформленные в виде таблицы (пункт 9).
Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для применения при выполнении работ товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, единицы измерения, а также требования о соответствии тому или иному нормативно-техническому документу (государственному стандарту).
По позиции 3 заказчику требуется использование товара "Труба ПЭ 100 SDR 11, наружный диаметр 90 мм номинальная толщина стенки 8,2 мм", который должен соответствовать ГОСТ 50838-2009 (ИСО 4437:2007) "Трубы из полиэтилена для газопроводов. Технические условия" (далее - ГОСТ 50838-2009), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: стойкость при постоянном внутреннем давлении при начальном напряжении 12,4 МПа при 20 °С - не менее 100 ч; стойкость к медленному распространению трещин (МРТ) при 80 °С (для труб номинальной толщиной стенки более 5 мм), при начальном напряжении, 4,6 МПа - не менее 500 ч; свариваемость - стойкость к осевому растяжению сварного стыкового соединения (для труб dn 90 мм и еn
5 мм), тип разрушения по сварному шву - испытание до разрушения: пластический - удовлетворительно, хрупкий - неудовлетворительно; и проч.
В то же время указанным в документации об электронном аукционе ГОСТ 50838-2009 установлено, что:
стойкость при постоянном внутреннем давлении определяется по ГОСТ 24157-80 "Трубы из пластмасс. Метод определения стойкости при постоянном внутреннем давлении" (далее - ГОСТ 24157-80) и пункту 8.5 ГОСТ 50838-2009 (пункт 2 таблицы 3 пункта 5.1.1 ГОСТ 50838-2009), в соответствии с которыми испытание проводят при температуре и начальном напряжении в стенке трубы, установленными в таблице 3 пункта 5.1.1 ГОСТ 50838-2009, среда испытания - "вода в воде", применяют заглушки типов а и б. Для вычисления испытательного давления средний наружный диаметр и минимальную толщину стенки образца в области свободной длины определяют по ГОСТ Р ИСО 3126 "Национальный стандарт Российской Федерации. Трубопроводы из пластмасс. Пластмассовые элементы трубопровода. Определение размеров". Допускается толщину стенки образца измерять с обоих торцов каждой пробы на расстоянии не менее 10 мм от торца;
стойкость к медленному распространению трещин определяется в соответствии с приложением ДЖ ГОСТ 50838-2009 (пункт 7 таблицы 3 пункта 5.1.1 ГОСТ 50838-2009) методом с надрезом (сущность метода: отрезок трубы с четырьмя продольными надрезами, нанесенными на наружную поверхность механической обработкой, помещают в ванну с водой при температуре 80 °C и испытывают на стойкость при постоянном внутреннем давлении в соответствии с ГОСТ 24157-80. Регистрируют время до разрушения или время испытания);
определение свариваемости - стойкости к осевому растяжению сварного стыкового соединения проводится путем испытаний по ГОСТ Р 52779 (ИСО 8085-2:2001, ИСО 8085-3:2001) "Детали соединительные из полиэтилена для газопроводов. Общие технические условия" (приложение Е) при температуре 23 °C на образцах, изготовленных из соединения, полученного сваркой встык отрезков труб. Испытание проводят до разрушения (пункт 8.8 ГОСТ 50838-2009).
По позиции 16 заказчику требуется использование товара "Бетон тяжелый", который должен соответствовать показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: критерий оценки скорости набора прочности бетоном - более ноль целых четыре десятых; менее ноль целых четыре десятых; и проч.
Вместе с тем Комиссией установлено, что требования к тяжелым бетонам определены ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" (далее - ГОСТ 26633-2015).
В соответствии с пунктом 4.3.3 ГОСТ 26633-2015 виды бетонов по темпам набора прочности устанавливают в соответствии с ГОСТ 25192 "Межгосударственный стандарт. Бетоны. Классификация и общие технические требования" (далее - ГОСТ 25192).
Согласно таблице 1 пункта 2.9 ГОСТ 25192 за критерий оценки скорости набора прочности принимают следующее отношение R2 / R28: быстротвердеющий - более 0,4, медленно твердеющий - не более 0,4, где R2 - прочность бетона в возрасте 2 сут., R28 - прочность бетона в возрасте 28 сут.
По позиции 17 заказчику требуется использование товара "Эмаль ПФ-115", который должен соответствовать ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" (далее - ГОСТ 6465-76), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) С) - 80-120; укрывистость высушенной пленки - не более 65 г/м2 (высший сорт), не более 70 г/м2 (первый сорт); адгезия пленки - не более 1 балла; и проч.
Установлено, что согласно пункту 4 таблицы 1 пункта 1.4 ГОСТ 6465-76 условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 (с диаметром сопла 4 мм при температуре (20 0,5) С) определяется по ГОСТ 8420 (СТ СЭВ 1443-78) "Материалы лакокрасочные. Методы определения условной вязкости", в соответствии с которым для определения условной вязкости применяют вискозиметр типа ВЗ-246 с диаметром сопла 2, 4 и 6 мм и вместимостью не менее (100 +/- 1) см3 по ГОСТ 9070-75. Сущность метода заключается в том, что вискозиметр помещают в штатив и с помощью уровня устанавливают в горизонтальном положении. Под сопло вискозиметра ставят сосуд. Отверстие сопла закрывают пальцем, испытуемый материал наливают в вискозиметр с избытком, чтобы образовался выпуклый мениск над верхним краем вискозиметра. Наполняют вискозиметр медленно, чтобы предотвратить образование пузырьков воздуха. Избыток материала и образовавшиеся пузырьки воздуха удаляют при помощи стеклянной пластинки или алюминиевого диска, сдвигаемых по верхнему краю воронки в горизонтальном направлении таким образом, чтобы не образовалось воздушной прослойки. Открывают отверстие сопла и одновременно с появлением испытуемого материала из сопла включают секундомер. В момент первого прерывания струи испытуемого материала секундомер останавливают и отсчитывают время истечения.
В соответствии с пунктом 8 таблицы 1 пункта 1.4 и пунктом 3.6 ГОСТ 6465-76 укрывистость высушенной пленки определяется по ГОСТ 8784-75 "Государственный стандарт Союза ССР. Материалы лакокрасочные. Методы определения укрывистости", согласно которому укрывистость высушенной пленки определяется следующими тремя методами: визуальный метод с применением четно-белой шахматной доски (сущность метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до прекращения просвечивания черных и белых квадратов шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку), инструментальным методом по коэффициенту контрастности (сущность метода заключается в определении коэффициента контрастности путем измерения коэффициентов яркости покрытий разной толщины, помещенных на белую и черную подложки) или инструментально-математическим методом на черно-белой подложке (сущность метода заключается в определении коэффициентов яркости неукрывающего и переукрывающего покрытий, помещенных на черную и белую подложки).
Пунктом 13 таблицы 1 пункта 1.4 ГОСТ 6465-76 адгезия пленки определяется в соответствии с разделом 2 адгезия ГОСТ 6465-76, а также по ГОСТ 15140 "Межгосударственный стандарт. Материалы лакокрасочные. Методы определения адгезии" путем проведения следующих методов: метод решетчатых надрезов, сущность которого заключается в нанесении на готовое лакокрасочное покрытие решетчатых надрезов и визуальной оценке состояния покрытия по четырехбалльной системе; метод отслаивания, его сущность заключается в определении адгезии отслаиванием гибкой пластинки от армированного стеклотканью покрытия и измерении необходимого для этого усилия; метод решетчатых надрезов с обратным ударом, сущность которого заключается в нанесении на готовое лакокрасочное покрытие решетчатых надрезов и визуальной оценке состояния решетки покрытия после ударного воздействия, оказываемого на обратную сторону пластины в месте нанесения решетки; метод параллельных надрезов, его сущность заключается в нанесении на готовое лакокрасочное покрытие параллельных надрезов и визуальной оценке состояния покрытия по трехбалльной системе.
По позиции 18 заказчику требуется использование товара "Грунтовка", который должен соответствовать ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия" (далее - ГОСТ 25129-82), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: массовая доля нелетучих веществ - не более 60 %; прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 - не менее 50 см; расслаивание - не более 5 мл; и проч.
Однако установлено, что согласно пункту 5 таблицы 1 пункта 1.4 ГОСТ 25129-82 массовая доля нелетучих веществ определяется по ГОСТ 17537-72 (СТ СЭВ 3388-81). "Государственный стандарт Союза ССР. Материалы лакокрасочные. Методы определения массовой доли летучих и нелетучих, твердых и пленкообразующих веществ" и пункту 4.5 ГОСТ 25129-82, которые устанавливают метод определения массовой доли летучих и нелетучих веществ, который в свою очередь заключается в нагревании пробы лакокрасочного материала при определенной температуре в течение заданного промежутка времени или до достижения постоянной массы и определения массовой доли летучих и нелетучих веществ по разности результатов взвешивания до и после нагревания.
В соответствии с пунктом 10 таблицы 1 пункта 1.4 ГОСТ 25129-82 прочность пленки при ударе на приборе типа У-1 определяется по ГОСТ 4765-73 "Материалы лакокрасочные. Метод определения прочности при ударе". Данный метод основан на определении максимальной высоты, при падении с которой груз определенной массой не вызывает видимых механических повреждений на поверхности пластинки с лакокрасочным покрытием.
Согласно пункту 16 таблицы 1 пункта 1.4 и пункту 4.11 ГОСТ 25129-82 расслаивание грунтовки определяется следующим образом: стеклянный градуированный цилиндр 2-100 по ГОСТ 1770-74 (ИСО 1042-83, ИСО 4788-80) "Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические условия" заполняют разбавленной грунтовкой до метки 100 см3 и оставляют в состоянии покоя при температуре (20 +/- 2) °C на 24 ч, после чего определяют объем отделившегося слоя в верхней части цилиндра.
По позиции 28 заказчику требуется использование товара "Щебень для строительных работ", который должен соответствовать ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия" (далее - ГОСТ 8267-93), а также показателям, установленным заказчиком и уполномоченным органом, в том числе: потеря массы после испытания на морозостойкость - не более 10 %; содержание пылевидных и глинистых частиц - не более 1 %; содержание глины в комках - не более 0,25 % по массе; и проч.
Установлено, что в соответствии с пунктами 4.6.1 и 5.4 ГОСТ 8267-93 показатели морозостойкости щебня и гравия определяются путем проведения периодических испытаний (один раз в год) замораживанием и оттаиванием или насыщением в растворе сернокислого натрия и высушиванием.
Содержание пылевидных и глинистых частиц (размером менее 0,05 мм) в щебне и гравии, а также содержание глины в комках определяется ежесуточно путем испытания объединенной пробы щебня (гравия), отобранной с каждой технологической линии, в соответствии с пунктами 4.7.1, 4.7.2, 5.3 ГОСТ 8267-93.
Таким образом, учитывая, что положениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязанность участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товары, которые должны использоваться при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и принимая во внимание приведенные выше выдержки из документации об электронном аукционе и государственных стандартов, Комиссия приходит к выводу о том, что описание объекта закупки (ряд требований к характеристикам используемых при выполнении работ товаров, примеры которых приведены выше) сформировано заказчиком и уполномоченным органом необъективным образом, поскольку в нем содержатся указания на такие значения показателей товаров, которые становятся известными только после проведения соответствующих испытаний определенной партии товара, а также сведения о химическом и компонентом составе таких товаров, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в действиях заказчика и уполномоченного органа.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).
Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого материала и оборудования, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения материала, оборудования.
"Конкретные показатели заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает четко характеристики предлагаемого к использованию материала, оборудования. Не допускается использование слов "не более", "не менее", "от, "до" и т.п...
В качестве указанных сведений рекомендуется использовать форму, предложенную в приложении N 2 к разделу 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе".
В разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе указано, что все работы должны выполняться в строго соответствии с требованиями заказчика (пункт 7), а также установлены требования к значениям характеристик товаров, необходимых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, и предоставление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе, оформленные в виде таблицы (пункт 9).
Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для применения при выполнении работ товаров и их характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему допустимое значение, единицы измерения, а также требования о соответствии тому или иному нормативно-техническому документу (государственному стандарту).
1. По позиции 37 "Битум нефтяной изоляционный" заказчиком и уполномоченным органом установлены следующие требования: минимальная температура самовоспламенения - не ниже 240 С по ГОСТ 12.1.044, а также указано, что данный товар обязательно должен соответствовать ГОСТ 9812-74 "Битумы нефтяные изоляционные. Технические условия" (далее - ГОСТ 9812-74).
Однако, обратившись к ГОСТ 9812-74, Комиссия установила, что согласно данному государственному стандарту минимальная температура самовоспламенения битумов нефтяных изоляционных составляет 300 С.
Следовательно, определенные ГОСТ 9812-74 требования к минимальной температуре самовоспламенения товара "Битум нефтяной изоляционный", не соотносятся с установленными в документации об электронном аукционе допустимыми значениями для данного показателя: "Минимальная температура самовоспламенения: не ниже 240 С по ГОСТ 12.1.044", то есть заказчиком и уполномоченным необоснованно снижено минимально допустимое (предельное) значение такого показателя (на 60 С); соответственно, установленное заказчиком и уполномоченным органом значение показателя "Минимальная температура самовоспламенения" не соответствует требованиям действующего государственного стандарта.
Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к показателям, определяющим характеристики товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки, они должны были включить в рассматриваемую документацию об электронном аукционе обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (в том числе по минимальной границе значений показателя, приведенного выше в качестве примера) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145), такое обоснование, заказчиком и уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
2. В соответствии с требованиями документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлено, что товар "Фланцы стальные плоские приварные" (позиция 14) обязательно должен соответствовать ГОСТ 12815-80 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на Pу от 0,1 до 20,0 МПа (от 1 до 200 кгс/см2). Типы. Присоединительные размеры и размеры уплотнительных поверхностей", а товар "Трубы стальные электросварные прямошовные наружный диаметр 159 мм, толщина стенки 4,5 мм изолированные двухслойным покрытием из экструдированного полиэтилена" (позиция 10) должен соответствовать, в числе прочих, ГОСТ 9.602-2005 "Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии".
Проанализировав определенные заказчиком и уполномоченным органом требования установлено, что в данном случае заказчиком и уполномоченным органом использованы ссылки, на стандарты, которые утратили законную силу: с 01.04.2016 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 26.05.2015 N 443-ст (взамен введен в действие ГОСТ 33259-2015 "Межгосударственный стандарт. Фланцы арматуры, соединительных частей и трубопроводов на номинальное давление до PN 250. Конструкция, размеры и общие технические требования") и с 01.06.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 07.10.2016 N 1327-ст (взамен введен в действие ГОСТ 9.602-2016. Межгосударственный стандарт. Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные. Общие требования к защите от коррозии) соответственно.
Кроме того, Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что утратил свою силу и ГОСТ 8736-93 " Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия", требованиям которого согласно положениям документации электронном аукционе должен соответствовать товар "Песок природный для строительных работ" (взамен указанного заказчиком стандарта с 01.04.2015 приказом Росстандарта от 18.11.2014 N 1641-ст введен в действие ГОСТ 8736-2014. Межгосударственный стандарт. Песок для строительных работ. Технические условия").
Следовательно, по мнению Комиссии, в данном случае заказчиком при формировании документации об электронном аукционе описание объекта рассматриваемой закупки определено необъективным, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что в свою очередь ограничивает число потенциальных участников закупки, поскольку для последних не представляется возможным выполнить требования недействующих государственных стандартов, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новострой" на действия заказчика, муниципального учреждения "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченного органа, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству распределительных газовых сетей в с. Никольское и д. Андреевское с.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области (извещение N 0171300012717000145) обоснованной;
2. По результатам рассмотрения жалобы, а также по итогам проведения внеплановой проверки признать заказчика, муниципальное учреждение "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченный орган, администрацию Некрасовского муниципального района Ярославской области, нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Не выдавать заказчику, муниципальному учреждению "Капитального строительства, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Некрасовского муниципального района", и уполномоченному органу, администрации Некрасовского муниципального района Ярославской области, обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку предписание об устранении данных нарушений выдано заказчику 06 октября 2017 года по делу N 05-02/300Ж-17.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 6 октября 2017 г. N 05-02/299Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2017