Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия Челябинского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Копылова С.А. |
- |
начальника отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России; |
|
Ростовцевой Ю.Г.
|
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля естественных монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
|
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" (далее - Заявитель, Общество, Участник Конкурса) на действия ФГУП "Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства" при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита (извещение N 0569100000917000003) (далее также - Конкурс), в присутствии:
представителя ФГУП "Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства", действующего на основании доверенности от 3.10.2017 N 25;
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 27.09.2017 поступила жалоба ООО "САВИТУР-Аудит" на действия ФГУП "Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства" при проведении открытого конкурса на право оказания услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита (извещение N 0569100000917000003), объявленного путем размещения на официальном сайте в Единой информационной системе www. zakupki.gov.ru 13.09.2017 извещения о проведении Конкурса и конкурсной документации, с внесенными изменениями от 26.09.2017.
Начальная (максимальная) цены контракта - 136666.67 рублей.
Контракт по результатам Конкурса не заключен, проведение Конкурса в части подписания контракта Заказчиком до рассмотрения жалобы по существу приостановлено антимонопольным органом.
Согласно доводам жалобы в нарушение Закона о контрактной системе конкурсная документация не содержит обязательного требования к участникам закупки в части наличия в штате аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат аудитора. Указанное требование необоснованно закреплено в качестве критерия оценки на участие в Конкурсе. Также в извещении и конкурсной документации отсутствует информация о дате начала оказания услуг.
По мнению подателя жалобы, Заказчик не обеспечил возможность участникам присутствовать на процедуре вскрытия конвертов с заявками.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился в полном объеме.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Пунктом 2 части 3 статьи 49, частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация должны содержать требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
1.1. В соответствии с частью 4 статьи 23 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности), Информационным сообщением Минфина РФ N 5 "В связи с вступлением в силу Закона об аудиторской деятельности" с 1 января 2011 года участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) вправе лица, являющиеся членами саморегулируемых организаций аудиторов и имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные Минфином России до 1 января 2011 года либо выданные в порядке, установленном частями 1 - 8 статьи 11 и частью 4 статьи 23 Закона об аудиторской деятельности, с 1 января 2011 года.
Действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные до 1 января 2011 года, не подлежат обмену.
Лица, имеющие указанные квалификационные аттестаты, не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.
Согласно п. 4.1 Закону об аудиторской деятельности с 1 января 2012 года аудиторы, имеющие действительные квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Законом об аудиторской деятельности, вправе участвовать в аудиторской деятельности (осуществлять аудиторскую деятельность) в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в аудиторской деятельности (осуществления аудиторской деятельности), предусмотренной частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности.
Частью 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности предусмотрено, что обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности проводится только аудиторскими организациями.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности под аудиторской организацией понимается коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. При этом коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, членом которой такая организация является.
Аудитором может быть только физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Учредителем ФГУП Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства является Федерально медико-биологическое агентство РФ со 100 % долей.
Таким образом, в силу части 3 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности ФГУП Южно-Уральский институт биофизики Федерального медико-биологического агентства относится к организациям, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.
Следовательно, оказание услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности имеет право осуществлять только аудиторская организация с участием аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 года и являющегося работником аудиторской организации, состоящим с нею в трудовых правоотношениях.
Таким образом, извещение о проведении Конкурса и конкурсная документация должны содержать в качестве обязательного требования, предъявляемого к участникам открытого конкурса, требование об оказании услуг по проведению обязательного бухгалтерского аудита годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности только аудиторской организацией с участием аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 года и являющегося работником аудиторской организации, состоящим с нею в трудовых правоотношениях.
В извещении о проведении Конкурса указано, что единые требования к участникам установлены в соответствии с пунктами 1-7.1; 9-10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 3.12 Информационной карты конкурсной документации закреплены следующие требования к участникам закупки:
- о соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
- о соответствии участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим аудиторские проверки;
- участником закупки может быть аудиторская организация или индивидуальный аудитор, являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
При этом, документацией предусмотрено, что в состав заявки должны входить документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим аудиторские услуги.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 3 статьи 49, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации требование к участникам закупки, а также перечень документов, входящих в состав заявки, Заказчиком не определены в соответствии с требованиями Закона об аудиторской деятельности.
1.2. Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
По критерию оценки заявок Заказчиком на участие в Конкурсе "Квалификация участника конкурса" установлен показатель "Наличие в штате участника закупки квалифицированных аудиторов" (Количество аттестованных аудиторов, являющихся работниками аудиторской компании подтверждается копиями трудовых договоров, копиями квалификационных аттестатов, а также выпиской из СРО).
Принимая во внимание, что действующим законодательством предусмотрено, что участником конкурса может быть только аудиторская организация с участием аудитора, имеющего действительный квалификационный аттестат аудитора, выданный после 1 января 2011 года и являющегося работником аудиторской организации, состоящим с нею в трудовых правоотношениях, то, в случае не соответствия данным требованиям конкурсная комиссия должна признать заявку участника не соответствующей обязательным требованиям к участникам, указанным в конкурсной документации.
Таким образом, поскольку указанное требование является в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе обязательным требованием к участнику закупки, то не может рассматриваться заказчиком в качестве критерия оценки заявок на участие в Конкурсе.
Комиссия также отмечает, что согласно части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 8 статьи 63 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Установление заказчиком по критерию оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участника конкурса" показателя "Наличие в штате участника закупки квалифицированных аудиторов" (Количество аттестованных аудиторов, являющихся работниками аудиторской компании подтверждается копиями трудовых договоров, копиями квалификационных аттестатов, а также выпиской из СРО), не направлено на определение лучших условий исполнения контракта, не соответствует пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, может привести к нарушениию части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должно содержаться краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Согласно части 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Пунктом 11.2 проекта контракта определено, что "Срок выполнения работ, предусмотренных настоящим Договором, устанавливаются для проверки с момента фактического начала работ, включая время для написания письменной информации (отчета) и подготовки аудиторского заключения до 30 ноября 2017 года".
Пункты 5.2 и 5.3 проекта контракта закрепляют обязанности исполнителя и заказчика, возникающие "к установленному сроку начала аудиторской проверки".
Статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Пункт 11.2 проекта контракта не позволяет установить срок начала оказания услуг, поскольку содержит указание на событие "с момента фактического начала работ", так как не является безусловным событием, календарной датой, и не обладает признаками неизбежного наступления.
Таким образом, срок начала оказания услуг в проекте контракта заказчиком в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не определен.
3. По смыслу статьи 42 и части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация и извещение о проведении открытого конкурса должны содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно статье 3 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" особый режим безопасного функционирования организаций и (или) объектов в закрытом административно-территориальном образовании включает, в том числе: ограничения на въезд и (или) постоянное проживание граждан на его территории, включая установление перечня оснований для отказа во въезде или в постоянном проживании.
Согласно пункту 3.1 Постановления Озерского городского Совета депутатов от 9 декабря 1998 года N 205 "Об утверждении Положения "О порядке въезда (выезда) на территорию ЗАТО г. Озерска", в связи с производственной необходимостью или социально-культурными потребностями жителей ЗАТО, временный въезд граждан на предприятия, в организации или учреждения, находящиеся в ЗАТО, независимо от форм собственности, осуществляется по разрешению директора или заместителя директора ПО "Маяк" по режиму и охране, Главы города, Председателя Совета депутатов г. Озерска, после согласования в установленном порядке. Заявки (списки) должны подаваться в соответствующую организацию (администрацию или ПО "Маяк") за 25 суток до даты намеченного прибытия.
Согласно пункту 3.6.1 Инструкции И-ОР-039-2013 сроки рассмотрений заявлений граждан - до 60 суток, без учёта согласования с отделом УФСБ. В случаях, когда согласование на въезд физических лиц, юридических лиц, ИП не требуется, сроки рассмотрения заявления - до 10 рабочих дней.
Учитывая, что город Озерск является закрытым административно-территориальным образованием, установление в документации об открытом конкурсе особого порядка въезда в ЗАТО г. Озерск не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Извещение и пункт 3.8 конкурсной документации содержит указание на то, что в соответствии со статьей 3 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" въезд в город ограничен, а также определен порядок оформления въезда в ЗАТО г. Озерск.
По мнению Челябинского УФАС России, участникам представлялась возможность заблаговременно решить вопрос с оформлением разрешения на въезд в ЗАТО г. Озерск для подачи заявки на участие в конкурсе лично или через представителя, а также на вскрытие конвертов.
Заказчик разместил информацию о порядке оформления пропуска на территорию ЗАТО как в извещении, так и в конкурсной документации, следовательно, надлежащим образом проинформировал неопределенный круг участников об особом порядке въезда в ЗАТО г. Озерск, обеспечив равный подход.
Представитель заказчика пояснил, что на территории ЗАТО аудиторские организации отсутствуют, но спецификация данной закупки требует присутствия на территория заказчика, то есть на территории ЗАТО.
Кроме того, согласно разделу 4 конкурсной документации "Подача заявок на участие в конкурсе" участник открытого конкурса может подать заявку посредством почтовой связи.
Следует также отметить, что согласно части 3 статьи 27 Закона о контрактной системе участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных с осуществлением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством.
На момент рассмотрения жалобы участие в конкурсе было подано 5 заявок участников, что является подтверждением отсутствия установления Заказчиком каких - либо ограничений на участие в конкурсе для участников, находящихся не на территории ЗАТО г. Озерск.
Таким образом, довод заявителя об ограничении прав участников в подачи заявки лично не находит своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с подпунктом г пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
При этом, разрабатывая документацию о закупке, заказчик руководствуется положениями Закона о контрактной системе с учетом специфики конкретной закупки.
Согласно пункту 3.16 информационной карты конкурса заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать, в том числе: декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Принимая во внимание, что пункт 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ утратил силу, а пункт 8 указанной части не соответствует объекту закупки, требование о декларировании соответствия участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе является неправомерным и противоречит подпункту г пункта 1 части 2, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В извещении о проведении Конкурса и пункте 6.2 раздела II "Общие условия проведения конкурса" конкурсной документации установлены требования Заказчика к способам, размеру и порядку предоставления обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 11.2 проекта договора определено, что "Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами, действует до 30 ноября 2017 года, а в части взаиморасчетов - до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему договору".
Вместе с тем, с учетом положений статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации содержание пункта 11.2 проекта договора не позволяет установить однозначный срок окончания действия договора.
В части взаиморасчетов договор содержит указание на событие "до полного исполнения сторонами обязательств по настоящему договору, не обладающее признаками неизбежности наступления и не дает возможности отсчитать месяц со дня окончания действия контракта для определения срока действия банковской гарантии.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САВИТУР-Аудит" на действия заказчика обоснованной в части неуказания в извещении о проведении Конкурса и конкурсной документации требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также неуказания срока начала оказания услуг в проекте контракта заказчиком.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 2 части 3 статьи 49, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. По результатам проведенной внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения г пункта 1 части 2, части 5 статьи 51, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии С.А. Копылов
Ю.Г. Ростовцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 5 октября 2017 г. N 9-04-44/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.10.2017