Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Шумилов А.А. |
- |
председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Кирьякова С.Е. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля закупок, |
- Лазарева Е.А. |
- |
член комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "АБС" (далее также - ООО "АБС", заявитель) о нарушении Управлением Судебного департамента в Саратовской области (далее - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ для обеспечения государственных нужд,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "АБС" о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выборочный капитальный ремонт теплотрассы Ленинского районного суда г. Саратова, номер извещения 0160100008017000133 (далее также - электронный аукцион).
По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).
Представители ООО "АБС" и Управления Судебного департамента в Саратовской области на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, пришла к следующим выводам.
1) 11.09.2017 в единой информационной системе и на сайте электронной площадки etp.zakazrf.ru размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выборочный капитальный ремонт теплотрассы Ленинского районного суда г. Саратова, номер извещения 0160100008017000133 и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступает Управление Судебного департамента в Саратовской области.
Оператором электронной площадки является АГЗ РТ.
Начальная (максимальная) цена контракта - 870 624,00 рублей.
2) В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Закона.
Пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки определено заказчиком в главе VI Техническая часть документации об электронном аукционе.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду позиций заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний.
Например: по позиции 86 "Устройство покрытий: из линолеума на клее "Бустилат": "истираемость: не менее 13 гр/м3; абсолютная остаточная деформация не менее 0,47 мм; изменение линейных размеров, %, не более 1,5", по позиции 223 "Облицовка оконных и дверных откосов декоративным бумажно-слоистым пластиком или листами из синтетических материалов на клее": "время высыхания не более 1-2 ч., при 200С; относительная влажность воздуха не более 65% и влажность поверхности не более 8%" и т.д.
Подобное описание объекта закупки является необъективным и может привести к ограничению количества участников закупки ввиду изложенного выше. Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.
Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит и при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание подобным образом характеристик не является объективным, не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также без проведения дополнительно соответствующих испытаний, также не позволяет заполнить заявку без наличия такого товара.
3) Довод заявителя относительно того, что заказчик в аукционной документации не предусмотрел возможность использования участниками закупки эквивалентного товара, тогда как аукционная документация содержит ссылки на товарный знак (кран шаровой BROEN BALLOMAX) признается несостоятельным, поскольку доказательств того, что данное наименование является товарным знаком при рассмотрении жалобы не представлено.
4) Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона о контрактной системе порядок функционирования единой информационной системы, требования к технологическим и лингвистическим средствам единой информационной системы, в том числе требования к обеспечению автоматизации процессов сбора, обработки информации в единой информационной системе, порядок информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, в том числе в сфере управления государственными и муниципальными финансами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с пунктом 1.2 приказа Казначейства России от 30.12.2015 N26н "Об утверждении Порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок" в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip. Размер каждого размещаемого в единой информационной системе файла не должен превышать 50 Мб.
Согласно подпункту л) пункта 14 постановления Правительства РФ от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" (вместе с "Правилами функционирования единой информационной системы в сфере закупок") технологические (технические и программные) средства официального сайте должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Письмом Минэкономразвития России от 17.12.2014 N31727-ЕЕ/Д28и "О направлении функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок" (вместе с "Функциональными требованиями к единой информационной системе в сфере закупок, создаваемой в соответствии с Законом о контрактной системе") установлены требования к созданию функционала по предоставлению информации в публичном доступе (в открытой части) ЕИС. Документы, размещенные заказчиком в ЕИС, указанным требованиям полностью соответствуют.
На заседании Комиссии Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в единой информационной системе техническое задание с требованиями к техническим, функциональным, качественным и эксплуатационным характеристикам товара, предполагаемого к использованию при выполнении работ размещено в текстовом формате Microsoft Word с расширением jpg (содержащем изображение) и позволяет осуществить любому участнику закупки копирование отдельных ее частей (например, в виде одной страницы), позволяет осуществлять ознакомление с данным документом, а также его печать и копирование общедоступными средствами, что соответствует пункту 3 Приказа Минэкономразвития от 16.11.2009 N470 "О требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти".
Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что основной целью размещения информации о закупках является предоставление беспрепятственного доступа к ознакомлению с ней всех заинтересованных лиц, что в данном случае обеспечено.
При этом Закон о контрактной системе не устанавливает требований к форматам размещаемых файлов и их функциональным характеристикам, а наличие/отсутствие возможности поиска и копирования фрагментов текста аукционной документации не ограничивает пользовательский доступ и не препятствует ознакомлению с ней.
Следовательно, заказчик, разместив документацию об электронном аукционе подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил.
Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.
5) Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 названного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 названного Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона (номер 0160100008017000133) отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, при этом требования к участникам закупки в соответствии с вышеназванными нормами не установлены. Доказательств обратного при рассмотрении жалобы не представлено.
Следовательно, заказчик, разместив извещение и документацию об электронном аукционе подобным образом, требований действующего законодательства не нарушил.
Таким образом, жалоба ООО "АБС" признается необоснованной в данной части.
6) В нарушение частей 4, 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком установлена ответственность для сторон в виде штрафов и пени в недействующей редакции, а именно не в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы ООО "АБС" в рассматриваемой части.
7) 22.09.2017 состоялась процедура рассмотрения первых частей заявок, результаты которой зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N0160100008017000133-1.
В соответствии с протоколом N0160100008017000133-1 от 22.09.2017 до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе (19.09.2017 08:00) подано 4 заявки, которым оператором электронной площадки присвоены соответствующие номера. Все заявки участников данной закупки признаны соответствующими требованиям аукционной документации и законодательства о контрактной системе.
25.09.2017 состоялось проведение электронного аукциона, по итогам которого составлен соответствующий протокол N0160100008017000133-2.
26.09.2017 аукционная комиссия заказчика рассмотрела вторые части заявок, что зафиксировано в протоколе подведения итогов электронного аукциона N0160100008017000133-3.
Нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении рассматриваемых процедур не установлено.
8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поскольку нарушения требований части 1 статьи 33 и частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе не повлияли на результаты закупки, принято решение предписание заказчику об устранении допущенных нарушений не выдавать.
В связи с этим, в целях продолжения определения подрядчика и заключения контракта, возникает необходимость выдачи оператору электронной площадки (АГЗ РТ) соответствующего предписания, что не противоречит положениям части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок
решила:
1. Признать жалобу ООО "АБС" о нарушении Управлением Судебного департамента в Саратовской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выборочный капитальный ремонт теплотрассы Ленинского районного суда г. Саратова, номер извещения 0160100008017000133, обоснованной в части нарушения требований частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части признать жалобу ООО "АБС" о нарушении Управлением Судебного департамента в Саратовской области требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выборочный капитальный ремонт теплотрассы Ленинского районного суда г. Саратова, номер извещения 0160100008017000133, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим часть 1 статьи 33 и части 4, 5, 7 и 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. Предписание заказчику об устранении допущенных нарушений не выдавать в связи с отсутствием влияния на результаты закупки.
5.Выдать оператору электронной площадки предписание о прекращении приостановления закупки в части заключения контракта.
6. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Шумилов
Члены комиссии С.Е. Кирьякова
Е.А. Лазарева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 сентября 2017 г. N 1977
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2017