Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) о нарушении Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1. Битумы нефтяные, глубина проникания иглы при 25 °C*, 0,1 мм 21-40
Температура размягчения по кольцу и шару*, °C 70-80
Растяжимость при 25 °C* не менее 3,0.
2. Щебень ГОСТ 8267-93, полные остатки на контрольных ситах при рассеве должны соответствовать указанным в таблице*, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен d От 90 до 100; 0,5(d+D) От 30 до 60; D До 10; 1,25D До 0,5; 2,5 мм (1,25 мм) От 95% до 100%. Содержание зерен слабых пород* не более 5%; Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, % по массе; Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 2% по массе; Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости*, %, не более 16.
3. Смеси асфальтобетонные ГОСТ 9128-2013, предел прочности при сжатии, при температуре 50°С*, не менее 1,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 20°С*, не менее 2,2 МПа. Предел прочности при сжатии, при температуре 0°С*, не более 13 МПа. Водостойкость*, не менее 0,80. Водостойкость при длительном водонасыщении*, не менее 0,70. Сдвигоустойчивость* (по сцеплению при сдвиге при температуре 50°С, МПа, и по коэффициенту внутреннего трения), не менее 0,36. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С и скорости деформирования 50 мм/мин*, МПа, 3,5-7,0. Водонасыщение* (для образцов, отформованных из смеси и образцов из переформованных вырубок и кернов), % по объему, 1,0-4,0. Водонасыщение для вырубок и кернов готового покрытия*, не более 4,5 % по объему. Пористость минеральной части асфальтобетона*: 14-19%.
4. Минеральный порошок, пористость*, %, не более 40. Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0. Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 0,7Влажность*, % по массе, не более 2,5. Активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными.
5. Краски, условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5)оС, с 64-140; Степень перетира, мкм, не более 90; Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более в зависимости от цвета 45-210; Время высыхания до степени 3 при температуре (20
2)оС, ч, не более 24; Твердость пленки по маятниковому прибору: ТМЛ (маятник Б), отн. ед., не менее* 0,05; М-3, усл. ед., не менее* 0,13; Условная светостойкость плёнки, ч, не менее* 2; Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20
2) оС, не менее* 0,5.
6. Плитки керамические, водопоглощение, %, не более* 16; Предел прочности при изгибе, МПа, не менее* 15,0; Термическая стойкость глазури, °С: плиток, покрытых белой глазурью* 150, плиток, покрытых цветной глазурью* 125. Твердость глазури по Моосу, не менее * 5.
По мнению Заявителя, требуются испытания партии для определения данных характеристик на каждую партию. Участнику необходимо либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Кроме того, аналогичные требования к химическому составу и (или) компонентов товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, установлены по ряду иных позиций Технического задания.
Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Кроме того, Заказчик не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
От участника требуется только представить конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, без представления результатов испытаний.
Так, согласно Технического заданию Заказчика товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Кроме того, в документации по проведению аукциона, содержатся требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе, и Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая гласит, что "показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\.".
То есть участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 сентября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная 19.09.2017 г. Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации, Подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены Аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
Количество, объем, выполняемых работ, оказываемых услуг: определены техническим заданием Аукционной документации и сметной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Аукционной документации указано, что при формировании первой части заявки показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчиком при описании объекта закупки использованы, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\ _
Используемые материалы, оборудование должны соответствовать проектным требованиям, ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сертификатами и др. документами, удостоверяющими их качество. Допускается предоставление эквивалента равноценного или превосходящего по качеству.
Характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 10503-2013, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 125-79, ГОСТ 14050-93, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19681-94, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 24045-2010, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 3134-78,ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5631-79, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ 9870-61, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р 53338-2009.
ГОСТ 2590-2006, ,ГОСТ 9685-61, ГОСТ 20022.2-80, ГОСТ 20022.0-93, гост 25129-82, гост 18992-80, ГОСТ 9685-61, гост 530-2012, гост 9179-77, гост 54562-2011, ТУ16.К71-310-2001, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 10503-71, гост 23279-2012, гост 5583-78, ТУ 2513-042-23336352-01, ТУ 2385-294-00208947-98, гост 24064-80, ГОСТ 10503-71, гост 9410-78, ТУ16.К71-310-2001, гост 6266-97, ГОСТ 190-78, гост 7931-76 , гост 28013-98, гост 8736-14, ГОСТ 6787-2001 , ГОСТ 12820-80, гост 6323-79, гост 3282-74, гост 28013-98 , гост 7338-90, гост 7473-2010 , гост 8240-97, ГОСТ 14918-80, гост 380, гост 1050, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 380-2005, гост 8240-97, гост 52318-2005, ГОСТ 8732-78, гост 3262-75, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 8969-75, гост 9467-75, , гост 14254-96, гост 30108-94, гост 29322-14.В случае если госты, представленные в этом списке являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 со следующими характеристиками: норма подвижности по погружению конуса 4_14 см; содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента; максимальная температура заполнителей при подогреве* не выше 60 °С; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3; марка по морозостойкости от F35 до F200. По средней плотности: тяжелые, лёгкие .
При этом, согласно Техническому заданию Аукционной документации, характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому средняя плотность затвердевших растворов тяжелых в проектном возрасте составляет 1500 кг/м3 и более.
То есть, описание объекта закупки, указанное в техническом задании Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования к раствору готовому отделочному, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "Профит-плюс" на действия государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета.
2. Признать Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Филиалу ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА270-10/17 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновного должностного лица Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 октября 2017 г. N А270-10/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017