Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия государственного заказчика - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "НОВОСТРОЙ" (далее - Заявитель) о нарушении Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что заказчиком установлены требования к товарам и к компонентам товара, которые являются излишне завышенными, а также являются требованиями, в том числе, к сырью (в том числе, к компонентному составу), из которого изготавливается товар, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства используемый при выполнении работ.
Включение заказчиком в Техническое задание требований к товарам, не являющихся объектом закупки, к результату работ, к производителю товара, к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушающими требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64 и части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать:
1. Раствор готовый отделочный тяжелый,: цементный 1:3, содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента, содержание щелочей в цементных вяжущих Не более 0.6; не нормируется % по массе.
2. Раствор готовый, содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента, содержание щелочей в цементных вяжущих Не более 0.6; не нормируется % по массе.
3. Песок для строительных работ природный 50%; обогащенный 50%, содержание зерен крупностью свыше 10 мм *, % по массе не более 5, содержание зерен крупностью свыше 5 мм *, % по массе не более 15, содержание зерен крупностью менее 0,16 мм *, % по массе не более 15, содержание пылевидных и глинистых частиц*, % по массе Не более 3, содержание глины в комках*, % по массе Не более 0,5.
4. Битумы нефтяные строительные, глубина проникания иглы при 25 °C*, 0,1 мм21-40, температура размягчения по кольцу и шару*, °C 70-80.
5. Щебень из природного камня, щебень из природного камня для строительных работ, фракция >40 и до 70 мм из осадочных/метаморфических или изверженных пород. Полные остатки на контрольных ситах при рассеве должны соответствовать указанным в таблице*, где d и D - наименьшие и наибольшие номинальные размеры зерен: d От 90 до 100; 0,5(d+D) От 30 до 60; D До 10; 1,25D До 0,5; 2,5 мм (1,25 мм) От 95% до 100%. Содержание зерен слабых пород* не более 5% по массе. Потеря массы после проведения испытания на насыщение в растворе сернокислого натрия - высушивания должна быть не более 10% (показатель может иметь диапазонное значение). Содержание глины в комках* не более 0,25% по массе. Содержание пылевидных и глинистых частиц* не более 2% по массе. Потеря массы при испытании щебня на определение марки по дробимости*, %, не более 16.
6. Смеси асфальтобетонные дорожные щебеночные, непрерывный зерновой состав минеральной части мелкозернистых смесей для верхних слоев покрытий*: содержание зерен размером не более 20 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 90-100% по массе; содержание зерен размером не более 5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 50-60% по массе; содержание зерен размером не более 15 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 80-100% по массе; содержание зерен размером не более 2,5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 38-48% по массе; содержание зерен размером не более 10 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 70-100% по массе; содержание зерен размером не более 0,16 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 10-16% по массе; содержание зерен размером не более 1,25 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 28-37% по массе; содержание зерен размером не более 0,315 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 14-22% по массе; содержание зерен размером не более 0,63 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 20-28% по массе; содержание зерен размером не более 0,071 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 6-12% по массе.
Непрерывный зерновой состав минеральной части крупнозернистых смесей для нижних слоев покрытий*: содержание зерен размером не более 40 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 90-100% по массе; содержание зерен размером не более 0,16 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 10-16% по массе; содержание зерен размером не более 20 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 76-90% по массе; содержание зерен размером не более 1,25 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 28-37% по массе; содержание зерен размером не более 15 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 68-80% по массе; содержание зерен размером не более 10 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 60-72% по массе; содержание зерен размером не более 0,63 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 20-28% по массе; содержание зерен размером не более 5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 50-60% по массе; содержание зерен размером не более 0,315 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 14-22% по массе; содержание зерен размером не более 2,5 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 38-48% по массе; содержание зерен размером не более 0,071 мм (наименование показателя изменению не подлежит) 6-12% по массе. Пористость минеральной части асфальтобетона*: 14-19%. Температура смеси при отгрузке*: 140-160 °С.
Набухание образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 3,0. Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом*, %, не более 0,7. Показатель битумоемкости*, г, не более 80. Влажность*, % по массе, не более 2,5. Активированные минеральные порошки должны быть гидрофобными. Содержание полуторных окислов в горных породах, используемых при приготовлении порошков*, не должно превышать 7 % по массе. В битуминозных породах и горючих сланцах, используемых для приготовления активированных порошков, содержание органического вещества* 2-15% по массе. Содержание P2O5 в фосфоросодержащих отходах промышленного производства, используемых для приготовления порошков*, не должно быть более 2% по массе, глубина проникания иглы, 0,1 мм при 0°С* не менее 13.
7. Лента ПСУЛ, коэффициент теплопроводности при температуре минус 20 °С*, Вт/(м К) 0,06-0,07. Сопротивление отслаиванию от бетонного основания, кгс/см, не менее* 0,3. Саморасширяющиеся уплотнительные ленты по НД, значение коэффициента паропроницаемости в состоянии рабочего сжатия которых не менее 0,14 мг/мчПа. Сопротивление сжатию уплотнительных лент при 50%-ной деформации должно быть не менее 2,5 кПа.
8. Трубы гибкие гофрированные, электрическая прочность, после воздействия при 20 °С в течение 24 ч: натрия гидроокись, 50%-ного раствора, концентрированной соляной кислоты, трансформаторного масла 5, 15, не нормируется; 5, 15 кВ/мм.
По мнению Заявителя, конкретные значения по вышеуказанным характеристикам товаров не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На основании изложенного, считает Заказчика нарушившим п.1 и п.2 ч.1 ст.33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Кроме того, Заказчик не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Так, согласно Технического заданию Заказчика товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Кроме того, в документации по проведению аукциона, содержатся требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе, и Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая гласит, что "показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\.".
То есть, по позициям: Раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3, Раствор готовый, Песок для строительных работ природный 50%; обогащенный 50%, Битумы нефтяные строительные, Щебень из природного камня, Смеси асфальтобетонные дорожные щебеночные, Лента ПСУЛ, Трубы гибкие гофрированные, участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 сентября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная 19.09.2017 г. Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации, Подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены Аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
Количество, объем, выполняемых работ, оказываемых услуг: определены техническим заданием Аукционной документации и сметной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Аукционной документации указано, что при формировании первой части заявки показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчиком при описании объекта закупки использованы, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\ _
Используемые материалы, оборудование должны соответствовать проектным требованиям, ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сертификатами и др. документами, удостоверяющими их качество. Допускается предоставление эквивалента равноценного или превосходящего по качеству.
Характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 10503-2013, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 125-79, ГОСТ 14050-93, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19681-94, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 24045-2010, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 3134-78,ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5631-79, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ 9870-61, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р 53338-2009.
ГОСТ 2590-2006, ,ГОСТ 9685-61, ГОСТ 20022.2-80, ГОСТ 20022.0-93, гост 25129-82, гост 18992-80, ГОСТ 9685-61, гост 530-2012, гост 9179-77, гост 54562-2011, ТУ16.К71-310-2001, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 10503-71, гост 23279-2012, гост 5583-78, ТУ 2513-042-23336352-01, ТУ 2385-294-00208947-98, гост 24064-80, ГОСТ 10503-71, гост 9410-78, ТУ16.К71-310-2001, гост 6266-97, ГОСТ 190-78, гост 7931-76 , гост 28013-98, гост 8736-14, ГОСТ 6787-2001 , ГОСТ 12820-80, гост 6323-79, гост 3282-74, гост 28013-98 , гост 7338-90, гост 7473-2010 , гост 8240-97, ГОСТ 14918-80, гост 380, гост 1050, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 380-2005, гост 8240-97, гост 52318-2005, ГОСТ 8732-78, гост 3262-75, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 8969-75, гост 9467-75, , гост 14254-96, гост 30108-94, гост 29322-14.В случае если госты, представленные в этом списке являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 со следующими характеристиками: норма подвижности по погружению конуса 4_14 см; содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента; максимальная температура заполнителей при подогреве* не выше 60 °С; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3; марка по морозостойкости от F35 до F200. По средней плотности: тяжелые, лёгкие .
При этом, согласно Техническому заданию Аукционной документации, характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов - ГОСТов, в том числе - ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому средняя плотность затвердевших растворов тяжелых в проектном возрасте составляет 1500 кг/м3 и более.
То есть, описание объекта закупки, указанное в техническом задании Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования к раствору готовому отделочному, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "НОВОСТРОЙ" на действия государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета.
2. Признать Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Филиалу ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 октября 2017 г. N А271-10/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017