Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия государственного заказчика - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания) при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
04 октября 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ТехноСтрой" (далее - Заявитель) о нарушении Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении Аукциона Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что:
1. Заказчиком установлены требования к товарам и к компонентам товара, несущие избыточный характер и что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Так, согласно документации об аукционе, в ходе исполнения контракта необходимо использовать товар со следующими характеристиками:
- условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при t 20 °С, с, не менее* 25;
- укрывистость высушенной пленки, г/м2, не более* 150;
- адгезия, балл 2-3;
- прочность на изгиб равна 1,5-1,6 Мпа;
- прочность на сжатие - 3-3,5 Мпа;
- разрушающая нагрузка при испытании листов на прочность при изгибе при постоянном пролете (l=350 мм) продольных/поперечных образцов* Н (кгс) Не менее 322 (32,2)/не менее 105 (10,5);
- влажность сухих растворных смесей Не более 0.1 % по массе;
- водоудерживающая способность растворных смесей Не менее 90 %;
- массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее* 26;
- массовая доля летучего вещества, %, не более* 12;
- условная вязкость по вискозиметру ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (20,00,5)оС, с 64-140;
- степень перетира, мкм, не более 90;
- укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более в зависимости от цвета 45-210;
- время высыхания до степени 3 при температуре (202)оС, ч, не более 24;
- твердость пленки по маятниковому прибору: ТМЛ (маятник Б), отн. ед., не менее* 0,05;
- М-3, усл. ед., не менее* 0,13
- условная светостойкость плёнки, ч, не менее* 2;
- стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (202) оС, не менее* 0,5;
- почность на сжатие, кг/кв.см не менее 60;
- морозостойкость не менее 35 циклов ;
- адгезия (к пескобетону через 3-е суток), кг/кв.см не менее 5;
- плотность сжатия не менее 60 тн на кв.см;
- прочность сцепления не менее 5 тн на кв.см;
- температуростойкость от -40 до +60 °С.
2. По мнению Заявителя, Заказчик разместил документацию в формате, исключающим копирование отдельных фрагментов текста в нарушении Закона о контрактной системе, выразившемся в размещении документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания в объяснении по существу жалобы указал, что считает жалобу необоснованной, в связи с тем, что пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, Заказчик при составлении Технического задания вправе включить в документацию о проведении аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций, при этом Заказчик может в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимым и для заказчика.
Кроме того, Заказчик не обязывал участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки и испытывать его, либо самому обладать лицензией и спецоборудованием для проведения таких испытаний, либо обращаться к специализированным лабораториям, предварительно купив партии этих материалов, чтобы документально подтвердить для Заказчика полное соответствие материала его требованиям.
Так, согласно Технического заданию Заказчика товары должны соответствовать всем требованиям, в том числе рекомендательным, установленными государственными стандартами (ГОСТ).
Кроме того, в документации по проведению аукциона, содержатся требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в аукционе, и Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, которая гласит, что "показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\.".
То есть, участник может указать диапазонное значение в рамках указанных диапазонов в соответствии с соответствующим ГОСТом.
Кроме того, Заказчик указал, что документация размещена в формате "Word" который позволяет осуществлять копирования фрагментов без ограничений, в том числе, отдельные рисунки (схемы, эскизы).
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 19 сентября 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания были размещены извещение о проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета и Документация по проведению указанного Аукциона, утвержденная 19.09.2017 г. Филиалом ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 3 Информационной карты Аукционной документации, Подрядчик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки, в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены Аукционной документацией, техническим заданием, сметной документацией и проектом контракта.
Количество, объем, выполняемых работ, оказываемых услуг: определены техническим заданием Аукционной документации и сметной документацией.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Пунктом 2 части 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки, необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать стандартные показатели товара, предусмотренные ГОСТом. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика.
Кроме того, в Инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе Аукционной документации указано, что при формировании первой части заявки показатели физико-механических свойств, а так же иные качественные и количественные характеристики каждого товара (материала) в рамках одной характеристики, должны быть точно и индивидуально подобраны для каждого конкретного товара (материала) с учетом реально существующих физико-механических свойств требуемого товара (материала) и не должны противоречить составу документации об аукционе в электронной форме, а так же законодательным актам Российской Федерации, государственным стандартам (в том числе признанным в Российской Федерации межгосударственным и международным стандартам), санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, нормам по безопасности, а также другим документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Заказчиком при описании объекта закупки использованы, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. _ Участнику следует учесть, что показатели, в зависимости от настоящей инструкции, могут иметь как одно конкретное значение, так и конкретное диапазонное значение. _ Указание диапазонного значения допускается несмотря на применение слов и символов, отмеченных выше, если в описании присутствует фраза - допускается указание диапазонного значения показателя либо в случае, если наименование показателя сопровождается символом "*".\ _
Используемые материалы, оборудование должны соответствовать проектным требованиям, ГОСТам и ТУ, обеспечены техническими паспортами, сертификатами и др. документами, удостоверяющими их качество. Допускается предоставление эквивалента равноценного или превосходящего по качеству.
Характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 10503-2013, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 10705-80, ГОСТ 125-79, ГОСТ 14050-93, ГОСТ 14918-80, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 19681-94, ГОСТ 23289-94, ГОСТ 24045-2010, ГОСТ 24454-80, ГОСТ 25129-82, ГОСТ 25809-96, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 283-75, ГОСТ 2889-80, ГОСТ 30136-95, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 30674-99, ГОСТ 23166-99, ГОСТ 3070-88, ГОСТ 30971-2012, ГОСТ 3134-78,ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 32389-2013, ГОСТ 32496-2013, ГОСТ 3282-74, ГОСТ 3826-82, ГОСТ 4028-63, ГОСТ 4029-63, ГОСТ 530-2012, ГОСТ 5583-78, ГОСТ 5631-79, ГОСТ 5781-82, ГОСТ 6141-91, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 6465-76, ГОСТ 6617-76, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 7372-79, ГОСТ 7827-74, ГОСТ 8240-97, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8292-85, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 9179-77, ГОСТ 9410-78, ГОСТ 9466-75, ГОСТ 9467-75, ГОСТ 9548-74, ГОСТ 9870-61, ГОСТ Р 52087-2003, ГОСТ Р 52643-2006, ГОСТ Р 53338-2009.
ГОСТ 2590-2006, ,ГОСТ 9685-61, ГОСТ 20022.2-80, ГОСТ 20022.0-93, гост 25129-82, гост 18992-80, ГОСТ 9685-61, гост 530-2012, гост 9179-77, гост 54562-2011, ТУ16.К71-310-2001, ГОСТ 30244-94, ГОСТ 19111-2001, ГОСТ 10503-71, гост 23279-2012, гост 5583-78, ТУ 2513-042-23336352-01, ТУ 2385-294-00208947-98, гост 24064-80, ГОСТ 10503-71, гост 9410-78, ТУ16.К71-310-2001, гост 6266-97, ГОСТ 190-78, гост 7931-76 , гост 28013-98, гост 8736-14, ГОСТ 6787-2001 , ГОСТ 12820-80, гост 6323-79, гост 3282-74, гост 28013-98 , гост 7338-90, гост 7473-2010 , гост 8240-97, ГОСТ 14918-80, гост 380, гост 1050, ГОСТ 8509-93, ГОСТ 380-2005, гост 8240-97, гост 52318-2005, ГОСТ 8732-78, гост 3262-75, ГОСТ 12820-80, ГОСТ 8969-75, гост 9467-75, , гост 14254-96, гост 30108-94, гост 29322-14.В случае если госты, представленные в этом списке являются устаревшими, то следует применять данный номер госта, но в действующей редакции.
Анализ Технической части Аукционной документации свидетельствует о соответствии ее требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 и пункту 1 части 1 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Аукционная документация о все приложения к ней размещены в ЕИС в формате "Word".
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 3 Положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденым постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N147 (далее - Положение), информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет, соответственно допускается наличие файлов и в формате "Word".
3. Согласно Техническому заданию Аукционной документации, в ходе исполнения контракта необходимо использовать раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1:3 со следующими характеристиками: норма подвижности по погружению конуса 4_14 см; содержание золы-уноса* 0-20 % массы цемента; максимальная температура заполнителей при подогреве* не выше 60 °С; средняя плотность затвердевших растворов в проектном возрасте более или равно 500 кг/м3; марка по морозостойкости от F35 до F200. По средней плотности: тяжелые, лёгкие .
При этом, согласно Техническому заданию Аукционной документации, характеристики отдельных товаров (материалов) должны соответствовать требованиям государственных стандартов -ГОСТов, в том числе - ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические условия", согласно которому средняя плотность затвердевших растворов тяжелых в проектном возрасте составляет 1500 кг/м3 и более.
То есть, описание объекта закупки, указанное в техническом задании Аукционной документации, содержит нестандартные показатели и требования к раствору готовому отделочному, однако, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Аукционная документация не содержит обоснования необходимости использования таких показателей и установления таких требований.
Действия должностного лица государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания, утвердившего Аукционную документацию с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ООО "ТехноСтрой" на действия государственного заказчика - Филиала ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания при проведении электронного аукциона N0310100006117000009 на текущий ремонт здания оперы и балета.
2. Признать Филиал ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 33 и пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Ввиду того, что выявленные нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не могли повлиять на результаты определения исполнителя, Филиалу ФГБУК "Государственный Мариинский театр" в РСО-Алания предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 11 октября 2017 г. N А272-10/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.10.2017