Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
Ведущего специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,
при участии представителей:
ФГБУ "Канал имени Москвы": М.А. Лаптева,
ООО "СтройТрест Вертикаль": К.О. Сафонова,
рассмотрев жалобу ООО "СтройТрест Вертикаль" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "Канал имени Москвы" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на модернизацию АСКУЭ (Закупка N 0373100134617000216) (далее - открытый конкурс, конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N50661/17 от 04.10.2017. Сообщено, что 29.09.2017 Заказчиком отменено вышеуказанная закупка Извещением об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.09.2017 NИО1.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве СРО в области инженерных взысканий, поскольку конкурсной документацией не предусмотрены работы, относящихся к инженерным изысканиям.
В силу п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.3 ст.49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса должны быть указаны требования, предъявляемые к участникам, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пп. "г" п.1 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в силу п.4 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению.
Комиссией Управления установлено, что в п. 6.1.1 Информационной карты конкурсной документации Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "участник закупки должен быть членом СРО в области инженерных изысканий (в области архитектурно-строительного проектирования)"
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что необходимость выполнения ПИР по модернизации АСКУЭ связана с необходимостью проектирования узлов учета электроэнергии на ЛЭП-110 кВ, питающих ПС N 127 "Яхрома" 110/35/6 кВ, ПС N 230 "Комсомольская" 110/6 кВ, ПС N 232 "Икша-2" 110/6 кВ, ОРУ 110 кВ ГЭС-193, проектированием установки в связи с этим трансформаторов тока и напряжения на ОРУ 110 кВ, прокладки кабелей от ОРУ 110 кВ до панелей щитов управления, на которых будут смонтированы счетчики электроэнергии, что установлено в части V конкурсной документации. При этом, при выполнении указанных работ для определения точек учета, может появиться необходимость проведения инженерных изысканий.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что в случае возникновения необходимости проведения работ по инженерным взысканием в ходе выполнения основных работ, предусмотренных конкурсной документацией, исполнитель по контракту может привлечь к исполнению работ третьих лиц по договору субподряда, имеющих членство СРО в области инженерных изысканий.
Кроме того, конкурсная документация не содержит работ, относящихся к инженерным изысканиям, что указывает на то, что такие работы не предусмотрены в рамках исполнения государственного контракта.
Ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что установление обязательного требования к участникам закупки о наличии членства СРО в области инженерных изысканий при отсутствии обязательных работ, требующих указанного членства ведет к ограничению количества участников и нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы, конкурсная документация не содержит информации относительно адреса, на который необходимо направлять запросы о разъяснении положений конкурсной документации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.
Комиссией Управления установлено, что в п. 16 Информационной карты конкурсной документации установлено следующее: "Дата начала срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации - "15" сентятря 2017 г. Дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений конкурсной документации - "04" октября 2017 г".
В п. 1 Информационной карты конкурсной документации указано место нахождение и почтовый адрес Заказчика, а именно: "Фактический/почтовый адрес: 125362, г. Москва, ул. Водников, 1".
При этом, в п. 9 Информационной карты конкурсной документации содержится место получения конкурсной документации: "125632, Москва, Водников, 16".
По мнению Заявителя, из положений конкурсной документации не представляется возможным однозначно определить по какому адресу необходимо направлять запросы на разъяснения положений конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что ФГБУ "Канал имени Москвы" располагается в нескольких зданиях, при этом, Административная служба, осуществляющая делопроизводство, в том числе регистрацию всей входящей и исходящей корреспонденции, находится по адресу: г. Москва, ул. Водников, д.1. По адресу: г. Москва, ул. Водников, д. 16 располагается контрактная служба, которая предоставляет исключительно конкурсную документация.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Кроме того, Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении Приложения Б к заданию на проектирование объекта производственного назначения в нечитаемом виде, что не позволяет участникам закупки ознакомиться с указанным документом и объективно сформировать ценовое предложение.
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в единой информационной системе в сфере закупок размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
Правила функционирования единой информационной системы (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. N 1414.
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта единой информационной системы должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта единой информационной системы текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы. Предоставление конкурсной документации (в том числе по запросам заинтересованных лиц) до размещения извещения о проведении открытого конкурса не допускается.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в единой информационной системе.
Комиссией Управления установлено, что Приложение Б к заданию на проектирование объекта производственного назначения размещено в единой информационной системе в виде картинки документа, устанавливающего перечень точек учета, в нечитаемом виде, вместе с тем, указанный документ не подлежит копированию, а также осуществлению поиска по отдельным фрагментам текста, в связи с чем, у участником закупки отсутствует возможность ознакомления с представленным документом.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы, пояснив, что данное нарушение допущено в следствие технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СтройТрест Вертикаль" на действия ФГБУ "Канал имени Москвы" обоснованной в части неправомерного установления требования к участникам закупки о членстве СРО в области инженерных изысканий, а также размещении в единой информационной системе документа в нечитаемом виде.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 4 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдавать, так как Заказчиком отменено определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнеги
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
К.А. Сомова
Исп. Ушкова Е.И. (495) 784-75-05 (126)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 октября 2017 г. N 2-57-12273/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.10.2017