Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок
А.С. Спиряковой,
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБУЗ "ДГКБ св. Владимира ДЗМ": Воробьева Д.А.,
ИП Ульянова Е.А.: Давыдовой Ю.С.,
рассмотрев жалобу ИП Ульяновой Е.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ДГКБ св. Владимира ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по санитарному содержанию площадей (территории) ГБУЗ "ДГКБ св. Владимира ДЗМ" в 4 квартале 2017 года (Закупка N 0373200178117000195) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к необходимым при оказании услуг товарам, например, такие как:
- п.1 "Антигололедный реагент. Тип 1.": Массовая доля Ионы магния (Mg+2); Массовая доля ионов щелочных металлов (Na+ и К+ ); Массовая доля не растворимого в воде остатка; Общее солесодержание в пересчете на хлориды; рН, активность водородных ионов водного раствора с массовой долей 1 %; Коррозионная активность по отношению к стали (марка Ст.3);
- п.2 "Антигололедный реагент. Тип 2.": Коррозионная активность по отношению к стали (марка Ст.3);
- п.3 "Гранитная крошка": сопротивление сжатию; удельная эффективная активность естественных радионуклидов;
- п.4 "Антигололедный реагент. Тип 3.": Массовая доля растворимых солей; Плотность при температуре 20 оС; Массовая доля не растворимого в воде остатка; Коррозионная активность по отношению к стали (марка Ст.3);
- п.5 "Песок рядовой": Плотность зерен; Модуль крупности, Мк; Полный остаток на сите с сеткой N 063.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. Так, например, характеристики "Модуль крупности" и "Полный остаток на сите с сеткой N 063" определяются методом испытаний по ГОСТ 8735-88 "Песок для строительных работ. Методы испытаний".
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что конкретные значения вышеуказанных характеристик товаров представляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлено неправомерное требование о представлении свидетельства о государственной регистрации дезинфицирующего средства, используемого при оказании услуг, в составе второй части заявки на участие в аукционе.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.17.2 Информационной карты указано, что вторая части заявки должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром; свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства, используемого при оказании услуг, установленного образца, содержащего печать органа и подпись уполномоченного должностного лица, выдавших такой документ, и иные обязательные реквизиты, предусмотренные Единой формой свидетельства о государственной регистрации, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299.
Согласно п.3 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Согласно ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в данному пункте аукционной документации указано, что свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства отнесено к документам, которые не допускается требовать в составе вторых частей, и оно не является обязательным для предоставления в составе второй части заявки.
Вместе с тем, Комиссия Управления приходит к выводу, что из положений п.17.2 Информационной карты однозначно не представляется возможным установить, что данное свидетельство о государственной регистрации дезинфицирующего средства относится к документам, которые не допускается требовать в составе вторых частей и также, что заявки участников закупки будут признаны соответствующими в случае отсутствия данного свидетельства в составе второй части заявки. Кроме того, объектом закупки является не поставка дезинфицирующего средства, а оказание услуг по санитарному содержанию площадей.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что данное описание объекта закупки носит необъективный характер и указанные требования к составу второй части заявки могут вводить участников закупки в заблуждение и привести к ограничению количества участников закупки, что нарушает п.3 ч.5 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Ульяновой Е.А. на действия ГБУЗ "ДГКБ св. Владимира ДЗМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.3 ч.5 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены Комиссии: А.С. Спирякова
Д.А. Сологов
Исп. Сологов Д.А. (495) 784-75-05 доб. 180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 октября 2017 г. N 2-57-12181/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.10.2017