Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС СПБ" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "ПГУ" (далее - Уполномоченный орган), Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, единой комиссии ФГБОУ ВО "ПГУ" (далее - Единая комиссия), АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1 (номер извещения 0357100012817000023) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Единой комиссией, Заказчиком, Оператором электронной площадки, Уполномоченным органом Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе;
2. В документации об Аукционе ненадлежащем образом описан объект закупки;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, (в отношении которого установлены ограничения и условия допуска) технологически и функционально не связанного с объектом реконструкции;
4. Проектная документация размещена Заказчиком, Уполномоченным органом в единой информационной системе не в полном объеме.
19.10.2017 Комиссией рассматривалась жалоба ООО "Новострой", по результатам рассмотрения которой в соответствии с решением от 19.10.2017 по делу N 1371/17 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе. Для устранения указанных нарушение выдано предписание о необходимости внесения изменений в документацию об Аукционе.
Кроме того, 19.10.2017 на рассмотрения жалобы ООО "Новострой присутствовали представители Уполномоченного органа, которыми представлены пояснения, в том числе в отношении доводов, указанных в жалобе, и сообщили о несогласии с доводами Заявителя и, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.09.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 447 507 500 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 16.10.2017;
5) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 20.10.2017;
6) на участие в Аукционе подана единственная заявка от участника закупки, признанная соответствующей требованиям документации об Аукционе;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 2 документации об Аукционе установлены следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника закупки на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе. При этом, если для выполнения работ, которые составляют предмет контракта, используется товар, что определяется требованиями технического задания, участник закупки наряду с указанным выше согласием на выполнение работ предоставляет в виде отдельного документа в любом из форматов, определенных "Порядком пользования единой информационной системой в сфере закупок", утвержденным Приказом от 30.12.2015 г. N26н следующие сведения о таком товаре.
1. При отсутствии в ведомостях объемов работ технического задания указания на товарный знак используемого при выполнении работ товара приводятся конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, а также указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии) и наименование страны происхождения такого товара.
2. При наличии в ведомостях объемов работ технического задания указания на товарный знак (его словесное обозначение) в отношении используемого при выполнении работ товара приводятся согласие на использование такого товара и наименование страны его происхождения.
В указанном выше документе, прикрепляемом к первой части заявки на участие в электронном аукционе, участник закупки в рамках установленных выше требований к содержанию первой части заявки приводит описание конкретного товара, предлагаемого для использования при выполнении конкретной работы. Вследствие этого документ, содержащий такое описание товара, должен иметь нумерацию, которая должна однозначно соответствовать нумерации наименований работ, приведенной в ведомости объемов работ технического задания, обуславливая соблюдение принципа технологической и функциональной взаимосвязи соответственно товара, используемого при выполнении конкретной работы, и собственно наименования самой работы".
Как установлено Комиссией, в ведомостях объемов работ технического задания документации об Аукционе наряду со сведениями о работах предусмотрены сведения о товарах. При этом характеристики товаров, в отношении которых участникам закупки требуется указать, в том числе конкретные показатели, подлежат определению участниками закупки самостоятельно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе не позволяют однозначно определить в отношении каких именно характеристик товаров участникам закупки требуется указать, в том числе конкретные показатели.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, в документации об Аукционе ненадлежащим образом описан объект закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии при рассмотрении жалобы ООО "Новострой представители Заказчика сообщили, что объект закупки описан в соответствии с потребностью Заказчика, при этом товары, предусмотренные в документации об Аукционе, указаны в соответствии с положениями проектной документации, на которую выдано положительное заключение ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА" N 159-17/СПЭ-4246/05.
В отношении указания товарных знаков представители Заказчика сообщили, что требуется поставить насосное оборудования Lowara или эквивалент, насос погружной KSB KRTK 100-400/504UG-S или эквивалент, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на Заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, (в отношении которого установлены ограничения и условия допуска) технологически и функционально не связанного с объектом реконструкции.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, предметом закупки является реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1. Начальная (максимальная) цена контракта - 447 507 500 рублей.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС (ведомость объемов работ N 02-01-40), в рамках закупки требуется поставить, в том числе столы, тумбы, столик журнальный, шкафы, обручи, скамейки, при этом стоимость оборудования составляет 85 646 700 рублей.
Учитывая изложенное, а также, что представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлено сведений, подтверждающих технологическую, функциональную взаимосвязь выполнения работ по реконструкции незавершенного строительством объекта и поставки товаров, обуславливающих необходимость объединения в один объект закупки, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, объединивших в один объект закупки выполнение работ по реконструкции незавершенного строительством объекта и поставку товаров, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа, представленных при рассмотрении жалобы ООО "Новострой", документация об Аукционе, включающая в том числе проектную документацию, рабочую документацию, размещена в ЕИС полном объеме, позволяющим определить объект закупки и сформировать заявку на участие в Аукционе. Кроме того, проектно-сметная документация содержит локально-сметные расчеты, которые размещены в ЕИС.
В отношении раздела ПД ГО и ЧС представители Уполномоченного органа при рассмотрении жалобы ООО "Новострой" сообщили, что указанный раздел исключен из состава проектно-сметной документации, при этом на указанную документацию выдано положительное заключение ФАУ "ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА" N 159-17/СПЭ-4246/05.
Вместе с тем, Заявителем на Заседание Комиссии явка представителей не обеспечена, в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 2 документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявок на участие в Аукционе, в числе которых следующие требования:
- копия действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видами работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; монтажу, техническому обслуживанию и ремонту систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; огнезащите материалов, изделий и конструкций (далее - Лицензия в области пожарной безопасности). (- копия такой лицензии предоставляется, если участник закупки не планирует привлечение субподрядной организации для выполнения работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений по видам работ приведенным выше; - в случае привлечения для выполнения работ, связанных с наличием лицензии, сторонней организации участник закупки указывает в информационной справке, входящей в состав заявки, наименование и адрес местонахождения привлекаемой на субподряд организации, имеющей необходимую лицензию - копия такой лицензии привлекаемой на субподряд организации предоставляется заказчику при заключении контракта).
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1.
При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.
В соответствии с положениями статьи 70 Закона контрактной системе предусмотрен исчерпывающий перечень документов, представляемых участником закупки, на основании которых заключается контракт.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о предоставлении как на стадии заключения контракта, так и в составе второй части заявки на участие в Аукционе Лицензии в области пожарной безопасности, поскольку основными работами являются работы по реконструкция незавершенного строительством объекта, для выполнения которых не требуется соответствующая лицензия.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе излишнее требование о предоставлении Лицензии в области пожарной безопасности, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Согласно пункту 2 документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявок на участие в Аукционе, в числе которых следующие требования:
- выписка из реестра членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 г. N58, выданная участнику закупки не ранее чем за месяц до даты окончания подачи заявок на участие в Аукционе;
Комиссией установлено, что в документации об Аукционе неправомерно предусмотрено условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации, которая должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе вышеуказанное условие о сроке выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Пунктом 1 документации об Аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится закупка.
Вышеуказанный опыт выполнения работ в соответствии с пунктом 2 документации об Аукционе подтверждается участником закупки путем представления в составе второй части заявки, в том числе копией ранее исполненного контракта (договора).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом дополнительные требования к участникам закупи, не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктами 5.1-5.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе предусмотрено, что генподрядчик при исполнении настоящего Контракта вправе привлечь к его исполнению субподрядчика (субподрядчиков) из числа субъектов малого предпринимательства и/или социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП и СОНО). Общий объем работ, выполняемый привлекаемым субподрядчиком (субподрядчиками) в денежном выражении, должен составлять не менее 15% (пятнадцать процентов) от цены Контракта.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом конкретный объем привлечения СМП и СОНО, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Согласно извещению о проведении Аукциона предметом закупки является реконструкция незавершенного строительством объекта для размещения общежития ФГБОУ ВО "Псковский государственный университет" по адресу: Псковская область, г. Псков, Ольгинская набережная, дом 7/1.
В соответствии с пунктом 7.1.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлена обязанность подрядчика, а именно в соответствии с Постановлением N 570, самостоятельно без привлечения других лиц выполнить конкретные виды и объемы работ, которые исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении составляют не менее 15% цены контракта.
В документации об Аукционе предусмотрена ведомость работ, при этом знаком "*" отмечены возможные виды и объемы работ в соответствии с перечнем видов работ, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту. Конкретные виды и объемы работ, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта.
Вместе с тем, положения документации об Аукционе не содержат возможные виды работ, поименованных в Постановлении N 570.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе надлежащим образом возможные виды работ, предусмотренных документацией об Аукционе из числа работ, поименованных в Постановлении N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕМСТРОЙСЕРВИС СПБ" обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, неправомерного объединения в один объект закупки выполнение работ по реконструкции и поставки оборудования.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 30, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.10.2017 по делу N К-1371/17, по данному делу предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по указанному нарушению переданы на основании решения от 19.10.2017 по делу N К-1371/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанному нарушению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 октября 2017 г. N К-1388/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2017