Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - А.В. Меньшиковой, старшего государственного инспектора, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Центр Поставок Профит" на действия государственного заказчика - КГКУ "КрУДор" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона N ЭА 8339/17 "Выполнение всего комплекса работ по ремонту моста через р. Сухая Ушма на км 57+880 автомобильной дороги Н. Болтурино - Н. Недокура в Кежемском районе Красноярского края" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 16.10.2017 поступила жалоба ООО "Центр Поставок Профит" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0119200000117007029.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали представитель заказчика Скрипкин В.Г. (доверенность N 101 от 12.12.2016, удостоверение личности), представитель уполномоченного органа Яценко А.А. (доверенность N 27 от 25.04.2017, удостоверение личности).
Явку своего представителя с документами, подтверждающими личность и полномочия, на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании документации о проведении электронного аукциона заказчиком, уполномоченным органом были установлены излишние требования к показателям товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, и необходимых к указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. По мнению подателя жалобы, излишние требования предъявлены к следующим товарам: материал для окраски перильного ограждения, краска для ограждения проезжей части (согласно ГОСТ Р 51256-2011), дорожные знаки.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым обжалуемые положения документации о проведении электронного аукциона не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченным органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение всего комплекса работ по ремонту моста через р. Сухая Ушма на км 57+880 автомобильной дороги Н. Болтурино - Н. Недокура в Кежемском районе Красноярского края (извещение о проведении электронного аукциона от 28.09.2017 N0119200000117007029).
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Анализ положений аукционной документации показал Комиссии, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком в приложении N 1 к информационной карте документации об электронном аукционе (далее - Описание объекта закупки), согласно которому технические требования, предъявляемые к используемым товарам, были указаны в Приложении N1 к Описанию объекта закупки.
В Приложении N1 к Описанию объекта закупки были установлены следующие оспариваемые подателем жалобы требования к используемым при выполнении работ материалам:
1. Технические требования к качеству материалов для окраски перильного ограждения (заполнение перил - белая, поручень и стойки перил - синяя) краска должна соответствовать следующим требованиям:
*Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50;
Массовая доля нелетучих веществ, в диапазоне не шире (57- 68) %;
*Степень перетира, не более 25мкм.;
*Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1, не менее 40 см.;
*Твердость покрытия по маятниковому прибору типа М-3, не менее 0,25 усл. ед.
Значения всех показателей указываются по каждой применяемой краски.
2. При выполнении работ по окраске ограждения проезжей части (согласно ГОСТ Р 51256-2011), краска должна соответствовать следующим требованиям:
*Блеск покрытия по фотоэлектрическому блескомеру, %, не менее 50;
Массовая доля нелетучих веществ, в диапазоне не шире (49- 68) %;
*Степень перетира, не более 25мкм.;
*Прочность пленки при ударе по прибору типа У-1, не менее 40 см.;
*Твердость покрытия по маятниковому прибору типа М-3, не менее 0,20 усл. ед.
3. Требования к дорожным знакам
*Коэффициент яркости, %, не менее 0;
*Коэффициент световозвращения (удельный коэффициент силы света) при угле наблюдения = 1 °, кдлк-1м-2, не менее 1;
Координаты цветности для угловых точек (х, у) для световозвращающих элементов, определяемые в колориметрической системе МКО 1931 г., в диапазоне: х от 0,078 до 0,690; у от 0,038 до 0,610.
Значения всех показателей указываются по каждому используемому дорожному знаку.
В содержании Приложения N1 к Описанию объекта закупки используется обозначение "*" в непосредственной смысловой взаимосвязи со следующими за таким обозначением характеристиками и значениями показателей таких характеристик. При этом в Приложении N1 к Описанию объекта закупки участникам закупки было сообщено о том, что использование указанного обозначения свидетельствует о том, что значение показателя той или иной характеристики не требует конкретизации.
Также в Приложении N 1 к Описанию объекта закупки содержится указание о том, что все технические показатели указываются в соответствии с действующим законодательством РФ, документацией об электронном аукционе и Приложением 3 проекта контракта. В указанном приложении сформирован перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ, в том числе, в который включены указания на ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия", ГОСТ Р 51256-2011 "Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования", СТО 03-2013 "Знаки дорожные. Световозвращатели дорожные. Светофоры дорожные. Направляющие устройства", ГОСТ Р 52290-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования".
Согласно пояснениям заказчика, уполномоченного органа при составлении требований к вышеуказанным материалам, предусмотренным Описанием объекта закупки, они руководствовались требованиями к таким материалам, предусмотренными вышепоименованными национальными стандартами, в связи с чем требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом к рассматриваемым материалам в Описании объекта закупки, не противоречат нормам, установленным к таким материалам вышепоименованными национальными стандартами.
Исходя из требований к составу и содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе, участникам закупки надлежало представить, в том числе, конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, с учетом положений инструкции по заполнению такой заявки, изложенной в соответствующем разделе аукционной документации, в том числе, следующих имеющих значение положений такой инструкции:
"Значение показателя, сопровождающееся формулировкой "Значение показателя не требует конкретизации", позволяет участнику закупки указать как конкретное значение показателя, так и указать не конкретное значение, при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в документации минимальных значений и не должны быть больше указанных в документации максимальных значений.
Если в описании объекта закупки значения технических параметров указаны в диапазоне в сопровождении знака "-" или "от_.до", то необходимо указать конкретные значения показателей. Соответствующим потребностям заказчика является любое значение из установленного диапазона, в том числе крайние минимальные или максимальные значения из установленного диапазона.
Значение показателя, сопровождающееся словосочетанием "в диапазоне не шире", позволяет участнику закупки указать как конкретное значение показателя, так и указать два значения одно нижней границы, другое верхней границы показателя, при этом значения показателей могут быть равными указанным в документации, либо не ниже нижней границы показателя и не выше верхней границы показателя. Участник закупки указывает значение показателя без указания словосочетания "в диапазоне не шире".
Значения показателей, указанные в заявке на участие в аукционе, должны соответствовать требованиям технических регламентов, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из способа изложения требований к рассматриваемым товарам, такие требования сформулированы либо с использованием обозначения "*", тождественного формулировке "Значение показателя не требует конкретизации", позволяющей участнику закупки указать в заявке как конкретное значение показателя, так и указать не конкретное значение такого показателя (при этом указанные значения не должны быть меньше указанных в документации минимальных значений и не должны быть больше указанных в документации максимальных значений), либо путем установления значений в диапазоне, подлежащих указанию в первой части заявки на участие в электронном аукционе в виде двух значений (одно для нижней границы, другое для верхней границы показателя), равных указанным в документации, либо таких значений, которые не ниже нижней границы показателя и не выше верхней границы показателя. Указанные способы изложения требований к товарам позволяет определить потребность заказчика и сформировать предложение в заявке на участие в электронном аукционе, в связи с чем они не влекут ограничения доступа к участию в закупке.
Комиссия отмечает, что поскольку на основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в зависимости от своих потребностей государственный заказчик имеет право установить неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, т.е. потребность заказчика является определяющим фактором при установлении им соответствующих характеристик, а в компетенцию Комиссии не входит вмешательство в определение потребности государственного заказчика, то действия заказчика, уполномоченного органа, связанные с формированием Описания объекта закупки, отражающего действительную нужду заказчика, не противоречат Закону о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Центр Поставок Профит" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
А.В. Меньшикова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 20 октября 2017 г. N 1736
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.10.2017