Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Дейнеги,
Членов Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Е.И. Ушковой,
при участии представителей ФГБУ "РДКБ" Минздрава России: Кузнецова А.В., Кускова С.М., Ванягина А.С., Момотовой М.А., Ткаченко Г.А.,
в отсутствие представителей ООО "Отра-М", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/52684/17 от 16.10.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Отра-М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию медицинского оборудования ФГБУ "РДКБ" Минздрава России (Закупка N 0373100045317000247) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/52684/17 от 16.10.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены избыточные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. В Приложении N1 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- В п. "РЕЗИНА ТЕХНИЧЕСКАЯ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Температурный интервал"; "Степень твердости".
- В п. "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯПВХ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Толщина"; "Цвет ленты"; "Внешний вид рулона"; "Внешний вид ленты".
- В п. "АЦЕТОН ТЕХНИЧЕСКИЙ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Упаковка"; "Вместимость бутылей".
- В п. "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯ ПРОРЕЗИНЕННАЯ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Липкость".
- В п. "БОЛТЫ В КОМПЛЕКТЕ С ГАЙКАМИ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Размер шага резьбы"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Размер под ключ"; "Вид покрытия"; "Марка стали или сплава"; "Вариант исполнения головки"; "Цифровое обозначение покрытия"; "Класс прочности"; "Условное обозначение группы"; "Обозначение покрытия по ГОСТ 9.036-85".
- В п. "СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Сырье".
- В п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ УМЕНЬШЕННОЙ ГОЛОВКОЙ В КОМПЛЕКТЕ С ШАЙБАМИ И ГАЙКАМИ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Размер шага резьбы"; "Размер "под ключ" S"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Класс прочности стали"; "Шаг резьбы"; "Сталь"; "Класс прочности болта"; "Марка стали".
- В п. "ВИНТЫ САМОНАРЕЗАЮЩИЕ ДЛЯ МЕТАЛЛА" установлены требования к характеристикам, таким как: "Номинальный диаметр резьбы"; "Шаг резьбы"; "Марка стали винта"; "Обработка"; "Наименование"; "Материала винта.
- В п. "ГАЙКИ ВЫСОКОПРОЧНЫЕ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Номинальный диаметр резьбы"; "Класс прочности"; "Шаг резьбы"; "Марка стали"; "Размер "под ключ" S".
- В п. "ГАЙКИ ШЕСТИГРАННЫЕ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Шаг резьбы"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Размер под "ключ"; "Класс прочности"; "Обозначение покрытия по ГОСТ 9.036-85".
- В п. "БОЛТЫ С ПОКРЫТИЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОЕ В КОМПЛЕКТЕ С ГАЙКАМИ И ШАЙБАМИ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Высота головки"; "Толщина покрытия"; "Размер S"; "Класс прочности болта"; "Марка стали болта".
- В п. "БОЛТЫ С ШЕСТИГРАННОЙ ГОЛОВКОЙ В КОМПЛЕКТЕ С ГАЙКАМИ И ШАЙБАМИ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Шаг резьбы"; "Марка стали"; "Размер "под ключ"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Класс прочности".
- В п. "ШАЙБЫ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Толщина покрытия"; "Диаметр резьбы болта"; "Марка стали".
- В п. "ШУРУПЫ С ОСТРОЙ РЕЗЬБОЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Диаметр резьбы"; "Номер крестообразного шлица"; "Сталь"; "Марка стали".
- В п. "ВИНТЫ С ПОЛУКРУГЛОЙ ГОЛОВКОЙ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Класс точности"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Номер крестообразного шлица"; "Шаг резьбы"; "Вид покрытия"; "Длина резьбы"; "Марка стали или сплава"; "Цифровое обозначение покрытия"; "Условное обозначение группы"; "Обозначение покрытия по ГОСТ 9.036-85".
- В п. "ВИНТЫ С ПОТАЙНОЙ ГОЛОВКОЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Класс точности"; "Марка стали или сплава"; "Толщина покрытия"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Класс прочности"; "Цифровое обозначение покрытия"; "Шаг резьбы"; "Вид покрытия"; "Обозначение покрытия по ГОСТ 9.036-85"; "Длина резьбы".
- В п. "ВИНТЫ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГОЛОВКОЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Класс прочности"; "Класс точности"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Вид покрытия"; "Условное обозначение группы"; "Шаг резьбы"; "Цифровое обозначение покрытия"; "Марка стали или сплава"; "Длина резьбы".
- В п. "ВИНТЫ С ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ГОЛОВКОЙ И ШЕСТИГРАННЫМ УГЛУБЛЕНИЕМ ПОД КЛЮЧ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Марка стали или сплава"; "Толщина покрытия"; "Номинальный диаметр резьбы"; "Класс прочности"; "Цифровое обозначение покрытия"; "Вид покрытия".
- В п. "ВИНТЫ САМОНАРЕЗАЮЩИЕ С ПОТАЙНОЙ ГОЛОВКОЙ И ЗАОСТРЕННЫМ КОНЦОМ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Условное обозначение"; "марки материала (группы)"; "Марка стали винта"; "Шаг резьбы"; "Обработка"; "Наименование материала винта".
- В п. "ШУРУПЫ С ПОЛУКРУГЛОЙ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Диаметр резьбы"; "Исполнение"; "Толщина покрытия"; "Обозначение стали"; "Вид покрытия"; "Марка стали или сплава"; "Цифровое обозначение покрытия".
- В п. "ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ С ПЛАВКОЙ ВСТАВКОЙ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Номинальные токи для держателей (или оснований) предохранителя"; "Степень защиты от проникновения твердых предметов и воды"; "Номинальные токи для плавких вставок"; "Ток".
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью. Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком установлены требования к используемым при оказании услуг, например по В п. "БОЛТЫ С ПОКРЫТИЕМ ИСПОЛНЕНИЕ ОСНОВНОЕ В КОМПЛЕКТЕ С ГАЙКАМИ И ШАЙБАМИ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: "Высота головки"; "Толщина покрытия"; "Размер S"; "Класс прочности болта"; "Марка стали болта". При этом согласно п.4.8 ГОСТ 1759.0-87 "Болты, винты, шпильки и гайки. Технические условия" методы проверки качества и толщины покрытий - по ГОСТ 9.302.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что значения таких характеристик товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что, согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, участниками закупки подано 5 заявок на участие в аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принимались решения об отклонении заявок участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия сведений, указанных в заявках по вышеуказанным характеристикам, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияли на результаты закупок.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что Заявитель жалобы не аккредитован на электронной торговой площадке АО "Единая электронная торговая площадка", что свидетельствует об отсутствии возможности у Заявителя принять участие в данном аукционе.
2. Также в своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлены требования к используемым при оказании услуг товарам, таким как:
- В п. "РЕЗИНА ТЕХНИЧЕСКАЯ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Вид"; "Класс"; "Тип".
- В п. "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯ ПВХ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Сорт"; "Ширина".
- В п. "СПИРТ ЭТИЛОВЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Марка"; "Внешний вид".
- В п. "ЛИТОЛ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Внешний вид"; "Значение".
- В п. "КАНИФОЛЬ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Внешний вид".
- В п. "АЦЕТИЛЕН ТЕХНИЧЕСКИЙ РАСТВОРЕННЫЙ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Сорт".
- В п. "ГИПТОХЛОРИД НАТРИЯ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Марка"; "Внешний вид".
- В п. "ЛЕНТА ИЗОЛЯЦИОННАЯ ПРОРЕЗИНЕННАЯ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Тип"; "Марка"; "Толщина"; "Ширина"; "Длина ленты"
- В п. "БОЛТЫ В КОМПЛЕКТЕ С ГАЙКАМИ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Исполнение".
- В п. "ЛАМПЫ СВЕТОДИОДНЫЕ" установлены требования к характеристикам, таким как: "Обозначение цвета".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что характеристики "Вида", "Класса", "Типа", для резины технической и "сорт" для ацетилена и т. д., являются основными характеристиками для вышеуказанных товаров, а также значение вышеуказанных характеристик предоставляется возможным определить на момент подачи заявки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представители Заявителя не явились, а также в составе жалобы не представлено доказательств, подтверждающих невозможность определения конкретных значений вышеуказанных характеристик на этапе формирования заявки на участие в электронном аукционе, а также невозможность предоставления характеристик используемых при оказании услуг товаров, таких как "Обозначение цвета" для ламп, а также исполнение болтов.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобы ООО "Отра-М" на действия ФГБУ "РДКБ" Минздрава России обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе
3. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок не выдать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат проведения закупки.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Дейнега
Члены Комиссии Е.И. Ушкова
И.С. Максимов
Исп. Максимов И.С. (495) 784-75-05 доб. 186
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 октября 2017 г. N 2-57-12824/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2017