Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) <_>
рассмотрев жалобу ООО "Вектор" (далее - Заявитель) на действия ФГКУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по КК" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт здания" (извещение N 0318100019917000053) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует положения аукционной документации. В своей жалобе ООО "Вектор" указывает на следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок: 1) Заказчиком неверно определен срок даты окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации; 2) Заказчиком в аукционной документации установлены требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных в п. 7) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; 3) Приложение N 6 "Требования к материалам" размещено в формате, не обеспечивающем копирование фрагментов текста; 4) в описании объекта закупки установлены характеристики товаров, определяемые по результатам испытаний (позиции 2 "Краска для наружных работ", 5 "Портландцемент", 6 "Электроды", 7 "Шкурка шлифовальная", 9 "Лента бутиловая", 10 "Герметик пенополиуретановый", 13 "Краска акриловая", 14 "Шпатлевка водно-дисперсионная", 29 "Олифа комбинированная"); 5) приведенная Инструкция по заполнению заявки не позволяет подготовить заявку на участие в аукционе по позициям 37-41.
Представителем Заказчика представлена документация об электронном аукционе, заявки участников закупки, пояснения по существу жалобы, с доводами которой представитель Заказчика не согласен и считает, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФГКУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по КК" проводился электронный аукцион: "Капитальный ремонт здания" (извещение N 0318100019917000053).
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 309 979,06 рублей.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На основании ч. 6 ст. 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N0318100019917000053 размещено 02.10.2017 19:17, дата и время окончания подачи заявок 18.10.2017 01:00.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе определено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Пунктом 23.3 Раздела II "Информации о проведении закупки" аукционной документации определено, что дата окончания предоставления разъяснений: "13" октября 2017 года.
В свою очередь, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе определен срок "при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок", следовательно, датой окончания предоставления разъяснений является 14.10.2017 г.
В силу ст. 191 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
14.10.2017 г. (суббота) приходится на выходной день, следовательно, окончание срока предоставления разъяснений положений аукционной документации переносится на ближайший следующий за ним рабочий день согласно ст. 193 ГК РФ, т.е. на 16.10.2017 г.
Таким образом, установленный Заказчиком срок окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации противоречит требованиям действующего законодательства.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе обусловлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
На основании п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2) ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
С 09.01.2017 года вступили в силу следующие изменения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 N 489-ФЗ "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в п. 7), 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заказчиком в пп. 5 п. 15 Раздела II "Информации о проведении закупки" аукционной документации установлены, в том числе, следующие требования:
Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Подпунктом б) пункта 7.2 Раздела II "Информации о проведении закупки" аукционной документации определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: декларацию соответствия участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона (приложение N 2).
В Приложении 2 к документации по проведению аукциона в электронной форме указано о соответствии требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно:
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчиком установлено требование о соответствии п. 7) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в недействующей редакции, а также не установлено требование к участникам закупки в соответствии с п. 7.1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
В соответствии с ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
На основании ч. 2 ст. 65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно ч. 4 ст. 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
Приказом Федерального казначейства от 30.12.2015 N26н утвержден порядок пользования Единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок), устанавливающий правила пользования единой информационной системой участниками контрактной системы в сфере закупок, а также иными лицами, использующими единую информационную систему для реализации своих функций и полномочий, предусмотренных Законом о контрактной системе, а также физическими и юридическими лицами, в том числе участниками обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг, использующими информационный ресурс официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно требованиями п. 1.2 Порядка в единой информационной системе размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf,xls, xlsx, rar,zip. Размер каждого размещенного в единой информационной системе файла не должен превышать 50 МБ.
В силу п. 4.2 Порядка пользователям официального сайта единой информационной системы доступны следующие функции:
поиск и получение информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы;
просмотр информации, сведений и документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Подпунктами "а", "л", "м" пункта 14 Правил определено, что технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат, и как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространённых программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, если техническая часть документации о закупке, размещенная заказчиком на официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления - текст размещен в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов, в случае, если такой текст необходимо использовать для заполнения заявки, то данное действие не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Приложениt N 6 "Требования к материалам" аукционной документации размещенj в формате (.pdf), позволяющем осуществить поиск и копирование фрагментов текста, необходимого для заполнения заявки, а также обеспечивающем ознакомление с требованиями к материалам, что соответствует требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу пп. б) п. 3) ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар: согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В Приложении N 6 "Требования к материалам" аукционной документации установлены следующие технические и функциональные параметры товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
2 |
Краска для наружных работ |
|
Марка |
МА-015 |
Массовая доля пленкообразующего вещества, % |
не менее 14,0 |
|||
Массовая доля летучих веществ, % |
не более 9,0 |
|||
Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2 |
не более 65 |
|||
Степень перетира, мкм |
не более 50 |
|||
Время высыхания при температуре (20_2) °С до степени 3, ч |
не более 24 |
|||
Условная светостойкость пленки, ч, |
не менее 2 |
|||
Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20_2)°С, ч |
не менее 2 |
Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что слово "не менее", установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, более установленного или равное ему. Слово "не более", установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, менее установленного или равное ему.
Согласно п. 1.7 ГОСТ 8292-85 "Краски масляные цветные густотертые. Технические условия (с Изменением N 1)" по физико-химическим показателям краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.2.
Таблица 2
Наименование показателя
|
Норма для марок |
Метод испытания |
||||
MA-015 |
MA-015 сурик железный |
МА-015 мумия |
МА-015 охра |
MA-025 |
||
2. Массовая доля пленкообразующего вещества, %, не менее: |
|
|
|
|
|
По ГОСТ 17537-72 и п.4.4 настоящего стандарта |
коричневой |
14,0 |
- |
- |
|
11,0 |
|
3. Массовая доля летучих веществ, %, не более: |
|
|
|
|
|
По ГОСТ 17537-72 и п.4.5 настоящего стандарта |
зеленой, коричневой |
9,0 |
- |
- |
- |
7,0 |
|
4. Укрывистость невысушенной пленки краски, г/м2, не более: |
|
|
|
|
|
По ГОСТ 8784-75, разд.1 |
коричневой |
65 |
- |
- |
- |
65 |
|
5. Степень перетира, мкм, не более |
50 |
45 |
45 |
40 |
50 |
По ГОСТ 6589-74 |
6. Время высыхания при температуре (20 |
24
|
24 |
24
|
24 |
24 |
|
8. Условная светостойкость пленки, ч, не менее |
2 |
- |
- |
- |
- |
По ГОСТ 21903-76 и п.4.7 настоящего стандарта |
9. Стойкость пленки к статическому воздействию воды при температуре (20 |
2 |
- |
- |
- |
- |
По ГОСТ 9.403-80, разд.2, и п.4.8 настоящего стандарта |
В соответствии с п. 4.4 ГОСТ 8292-85 массовую долю пленкообразующего вещества в краске определяют по ГОСТ 17537-72. В качестве растворителя применяют ацетон (ГОСТ 2768-84) или смесь ацетона с этиловым спиртом (ГОСТ 17299-78) в соотношении 3:2 по объему.
Согласно п. 4.5 ГОСТ 8292-85 массовую долю летучих веществ определяют по ГОСТ 17537-72. Навеску массой 1,5-2,0 г помещают в сушильный шкаф и выдерживают при температуре (1402) °С. Первое взвешивание проводят через 1 ч выдержки в шкафу, а последующие - через каждые 30 мин до достижения постоянной массы.
Пунктом 4.7 ГОСТ 8292-85 определено, что условную светостойкость пленки определяют по ГОСТ 21903-76, метод 3.
Допускается применение ламп марок ПРК-2 или ДРТ-375. Расстояние образцов от поверхности ламп должно быть (350_5) мм. Установившийся режим лампы должен быть следующий: напряжение (120_6) В, сила тока (3,75_0,25) А.
Облучение пленки проводят в течение времени, указанного в п.8 табл.2.
Облученные образцы осматривают невооруженным глазом и сравнивают с необлученными. Допускается незначительная потеря блеска пленки краски и незначительное изменение цвета.
В соответствии с п. 4.8 ГОСТ 8292-85 стойкость пленки к статическому воздействию воды определяют по ГОСТ 9.403-80, разд. 2. Образцы помещают в дистиллированную воду (ГОСТ 6709-72) и выдерживают в ней в течение времени, указанного в п.9 табл.2. После испытания образцы выдерживают на воздухе при температуре (202)°С в течение 2 ч и осматривают внешний вид пленки.
После испытаний пленка не должна отслаиваться, сморщиваться и иметь пузырей.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело NАКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 6 "Требования к материалам" аукционной документации установлены следующие технические и функциональные параметры товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
7 |
Шкурка шлифовальная |
|
Вид |
двухслойная |
Абразив |
карбид кремния или оксид алюминия |
|||
Связующий материал |
синтетическая смола |
|||
Зернистость |
40/25 |
|||
Тканевая основа |
СП, С1Г, УГ, П |
|||
Разрывная нагрузка в продольном направлении, Н |
от 979 до 1765 |
|||
Разрывная нагрузка в поперечном направлении, Н |
от 587 до 785 (в зависимости от типа тканевой основы ) |
|||
Режущая способность, мм3/мин |
не менее 948 |
|||
Коэффициент водостойкости |
не менее 0,75 |
Согласно п. 2.11 ГОСТ 13344-79 "Шкурка шлифовальная тканевая водостойкая. Технические условия (с Изменениями N 1, 2, 3)" режущая способность шлифовальной шкурки при условиях шлифования, указанных в приложении 1, должна соответствовать значениям, указанным в табл.5.
Таблица 5
Зернистость |
Режущая способность, мм3/мин, не менее |
|
|
карбидкремниевой |
электрокорундовой |
40/25 |
948 |
- |
50 |
612 |
806 |
40 |
510 |
707 |
32 |
330 |
659 |
В соответствии с п. 2.12 ГОСТ 13344-79 коэффициент водостойкости (отношение режущей способности шлифовальной шкурки, выдержанной в воде, к режущей способности сухой шлифовальной шкурки) должен быть не менее 0,75.
Согласно п. 4.1 ГОСТ 13344-79 контроль прочности на разрыв и удлинения - по ГОСТ 27181.
Пунктом 4.2 ГОСТ 13344-79 метод определения режущей способности шлифовальной шкурки, а также показателей прочности закрепления абразивных зерен и коэффициента водостойкости указан в приложении 1.
Приложение 1 ГОСТ 13344-79 (обязательное) метод определения режущей способности, показателей прочности закрепления абразивных зерен и коэффициента водостойкости.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к товару затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели товара, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товара и проведения соответствующих испытаний, что является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
В Приложении N 6 "Требования к материалам" аукционной документации установлены следующие технические и функциональные параметры товара, в частности:
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
|
Наименование показателя |
Значение показателя |
|||
29 |
Олифа комбинированная |
|
Марка |
К-3 |
Сорт |
не ниже 1 |
|||
Цвет по йодометрической шкале, мг йода |
не темнее 220 |
|||
Массовая доля пленкообразующего вещества, % |
71_1 |
|||
Отстой по объему, % |
не более 1 |
|||
Прозрачность |
полная |
|||
Твердость пленки по маятниковому прибору, условные единицы, |
не менее 0,1 |
|||
Время высыхания до степени 3, ч |
не более 24 |
Инструкцией по заполнению заявки обусловлено, что слово "не менее", установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, более установленного или равное ему. Слово "не более", установленное непосредственно перед значением - участникам закупки необходимо предоставить в заявке конкретное значение, менее установленного или равное ему.
Согласно Разделу 4 ГОСТ 32389-2013 "Олифы. Общие технические условия" олифы в зависимости от исходного сырья подразделяют в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Наименование олифы |
Растительное масло, применяемое для изготовления олифы |
Обозначение олифы |
Натуральная |
Льняное |
НЛ |
|
Конопляное |
НК |
Оксоль |
Высыхающие масла (льняное, конопляное) |
ОВ |
|
Полувысыхающие масла (подсолнечное, кукурузное и др.) |
ОПВ |
Комбинированная |
Смесь высыхающих и полувысыхающих масел |
КМБ |
Синтетическая |
- |
СН |
Композиционная |
В соответствии с технической документацией на олифу |
КМП |
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ 32389-2013 олифы должны соответствовать требованиям и значениям показателей, указанным в таблице 2.
Таблица 2
Наименование показателя |
Значение показателя для олиф |
Метод испытаний |
||||||
НЛ |
НК |
ОВ |
ОПВ |
КМБ |
СН |
КМП |
||
1 Цвет по йодометрической шкале, мг I2 /100 см3, не темнее |
400 |
1600 |
800 |
800 |
800 |
700 |
- |
По ГОСТ 19266 |
2 Отстой, % (по объему), не более |
1 |
По ГОСТ 5481 |
||||||
6 Время высыхания до степени 3 при температуре (20 |
24 |
По ГОСТ 19007 |
Согласно Разделу 1 ГОСТ 19266-79 "Материалы лакокрасочные. Методы определения цвета (с Изменениями N 1, 2)" сущность метода заключается в сравнении интенсивности цвета испытуемого материала с интенсивностью цвета растворов сравнения йодометрической шкалы и установлении массовой концентрации йода в растворе сравнения, наиболее близкого к цвету материала.
ГОСТ 5481-89 "Масла растительные. Методы определения нежировых примесей и отстоя (с Поправкой)" распространяется на растительные масла и устанавливает методы определения массовой доли нежировых примесей, не растворимых в петролейном эфире или бензине (нефрасе), и объемной доли отстоя, формирующегося при отстаивании масла.
Согласно Разделу 2 ГОСТ 5481-89 метод основан на отделении от масла не растворимых в петролейном эфире или низкокипящем бензине (нефрасе) нежировых примесей и последующем определении массовой доли этих примесей взвешиванием.
Таким образом, установленные Заказчиком требования к показателям, значения которых определяются посредством проведения испытаний, с обязанностью участников закупки предоставлять в заявках конкретные числовые значения, свидетельствует о нарушении п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Аналогичные требования к товарам, значения показателей которых определяются посредством проведения испытаний установлены Заказчиком по позициям 5 "Портландцемент", 6 "Электроды", 9 "Лента бутиловая", 10 "Герметик пенополиуретановый", 13 "Краска акриловая", 14 "Шпатлевка водно-дисперсионная".
На основании вышеизложенного, аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель указывает, что Инструкция по заполнению заявки не содержит разъяснений как заполнять заявку по п. 37-41 приложения N 6 к Техническому заданию, т.к. материалы приведены в виде текста.
N п/п |
Наименование товара (материала) |
Товарный знак (при наличии) |
Технические и функциональные параметры товара (материала), по которым будет устанавливаться соответствие потребностям заказчика и (или) эквивалентность предлагаемого к поставке товара (материала) |
||
Наименование показателя |
Значение показателя |
||||
37 |
Полоса стальная |
Полоса стальная-стальной горячекатаный полосовой прокат (далее - прокат) общего назначения. Соответствие ГОСТ 103-2006. Ширина полосы не менее 50 мм. Толщина полосы не менее 4 мм. По толщине и ширине прокат может быть повышенной; обычной точности прокатки. По требованию к серповидности обычное; повышенное. Масса 1 метра проката не более 3,92 кг. Отклонения (предельные) по толщине проката не более +0,3, не более минус 0,5 мм. Отклонения (предельные) по ширине проката не более +1,0, не более минус 2,0 мм. |
|||
38 |
Полоса стальная |
Полоса стальная-стальной горячекатаный полосовой прокат (далее - прокат) общего назначения. Соответствие ГОСТ 103-2006. Ширина полосы от 100 мм. Толщина полосы не более 5 мм. По толщине и ширине прокат может быть повышенной; обычной точности прокатки. По требованию к серповидности обычное; повышенное. Отклонения (предельные) по толщине проката не более +0,3, не более минус 0,5 мм. Отклонения (предельные) по ширине проката не более +1,2, не более минус 2,8 мм. |
|||
39 |
Полоса стальная |
Полоса стальная-стальной горячекатаный полосовой прокат (далее - прокат) общего назначения. Соответствие ГОСТ 103-2006. Ширина полосы более 150 мм. Толщина полосы не более 5 мм. По толщине и ширине прокат должен быть повышенной точности прокатки. По требованию к серповидности повышенное. Отклонения (предельные) по толщине проката не более +0,2, не более минус 0,3 мм. Отклонения (предельные) по ширине проката не более +1,4, не более минус 2,8 мм. |
|||
40 |
Сталь листовая оцинкованная |
Сталь листовая оцинкованная должна представлять собой холоднокатаную сталь, оцинкованную горячим способом. Толщина стали оцинкованной: 0,7 мм. Сталь листовая, оцинкованная должна соответствовать требованиям ГОСТ 14918-80. Сталь листовая, оцинкованная должна относиться к группе общего назначения: высшей; первой категории качества. Размеры листов должны быть не менее 1000 х не менее 2000 мм. Сталь листовая по равномерности толщины цинкового покрытия должна быть с уменьшенной; нормальной разнотолщинностью. Класс по толщине цинкового покрытия может быть первый; второй. Поверхность оцинкованной стали должна быть чистой со сплошным покрытием. На поверхности не должно быть нарушений сплошности покрытия в виде растрескивания на мелких наплывах, расположенных на дефектах стальной основы. Отклонение по толщине (предельное) должно быть не более _0,11 мкм. Обозначение стали листовой, оцинкованной должно быть указано в соответствии с ГОСТ 14918-80. Маркировка должна соответствовать ГОСТ 14918-80, ГОСТ 7566-94. |
|||
41 |
Фанера водостойкая марки ФК |
Должна быть изготовлена из шпона лиственных пород березы и/или ольхи и/или клена и/или ильма и/или бука и/или осины и/или тополя и/или липы. По степени механической обработки поверхности должна быть НШ; Ш1; Ш2. Длина не более 1830 мм. Ширина не более 1830 мм. Должна быть однородная или комбинированная. Толщина 12 мм. Предельное отклонение толщины в пределах диапазона не более -0,6 не более +1,1. Предельное отклонение по длине и ширине не более _0,4 мм. |
В свою очередь, Инструкция по заполнению заявки предписывает общие правила применения символов и слов, используемых в описании объекта закупки, без привязки данных символов и слов к определенным графам, в связи с чем, положения Инструкции по заполнению заявки позволяют корректно подготовить заявку на участие в электронном аукционе по позициям 37-41 приложения N 6.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" обоснованной в части Заказчиком неверного установления срока окончания предоставления разъяснений положений аукционной документации; установления требования к участникам закупки без учета изменений, внесенных в п. 7) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе; установления характеристики товаров, определяемых по результатам испытаний.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГКУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по КК" нарушение ч. 3 ст. 7, п. 7), п. 7.1) ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 64, ч. 6 ст. 31, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику - ФГКУ "12 отряд Федеральной противопожарной службы по КК" (аукционной комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе N 1007 от 24.10.2017 г. по делу N ЭА-3558/2017, повторное предписание не выдавать, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 октября 2017 г. N ЭА-3540/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017