Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - заместитель руководителя управления - начальник отдела - Корешева И.С.;
члены комиссии:
Никифорова Е.С. - государственный инспектор;
Достовалова М.В. - государственный инспектор,
в присутствии представителя Заказчика - ГБУ "Курганский областной наркологический диспансер" Степановой А.А., Обрывкова Д.С., Федюкова А.Е. (доверенность N б/н от 24.10.2017 г.);
в присутствии директора ООО "Паис" Кириловой В.И. (приказ N 1 от 02.07.2012 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Паис" на действия Заказчика - ГБУ "Курганский областной наркологический диспансер" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора класса А и ТБО в Кургане на 2018 год (извещение N 0343200020517000048), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17.10.2017 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба на действия Заказчика - ГБУ "Курганский областной наркологический диспансер" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора класса А и ТБО в Кургане на 2018 год (извещение N 0343200020517000048).
В жалобе Заявитель указал, что аукционная документация не содержит требований, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р, а также нарушает положения Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - N 89-ФЗ). Кроме того, полагает, что в обязанности Заказчика при осуществлении данной закупки входит документальное подтверждение класса опасности отходов, подлежащих вывозу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности".
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласны. Просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено следующее.
06.10.2017 г. в единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение электронного аукциона на оказание услуг по вывозу мусора класса А и ТБО в Кургане на 2018 год (извещение N 0343200020517000048).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 52 200,00 рублей.
Заказчиком является ГБУ "Курганский областной наркологический диспансер".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 13.10.2017 г. Заказчику поступил запрос разъяснений положений документации, согласно которому участник закупки указывал на необходимость приложения к аукционной документации паспорта отходов, подтверждающего отнесение отходов к конкретному классу опасности. В ответ на данный запрос Заказчик указал, что отходы, которые планируется вывозить в рамках настоящей закупки, относятся к V классу опасности.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены N 89-ФЗ.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Обращение с отходами представляет собой деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 4.1. N 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541 "Об утверждении Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности", утвержден порядок отнесения отходов I - IV классов к конкретному классу опасности, который устанавливает процедуру подготовки индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы (далее - хозяйствующие субъекты), документов и материалов отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности.
При этом, на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (ч. 3 ст. 14 N 89-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 16 N 89-ФЗ транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях:
- наличие паспорта отходов;
- наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
- соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах;
- наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Из совокупного толкования указанных норм права следует, что транспортирование отходов V класса опасности осуществляется в отсутствии паспорта на данный вид отходов вследствие того, что паспортизация отходов V класса опасности действующим законодательством РФ не предусмотрена.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
На основании вышеизложенного, исходя из добросовестности участников гражданских правоотношений, у участника закупки отсутствуют основания полагать о том, что отходы, которые необходимо вывезти в результате осуществления данной закупки, не относятся к V классу опасности, как указывает Заказчик в своем ответа на запрос разъяснений положений аукционной документации.
Заявитель указывает, что аукционная документация составлена с нарушением Распоряжения Правительства РФ от 25.07.2017 N 1589-р "Об утверждении перечня видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается" (далее - Распоряжение N 1589-р) (начало действия документа - 01.01.2018 г.), а именно отсутствует указание группы вывозимых отходов.
Распоряжением N 1589-р в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утвержден прилагаемый перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Заказчик в ответе на запрос разъяснений положений документации пояснил, что вывозимый в рамках настоящей закупки мусор относится к п. 68 - 109 перечня Распоряжения N 1589-р, которые вступают в силу с 01.01.2019 г.
Согласно п. 10.1 проекта контракта, являющегося частью аукционной документации, контракт действует в части оказания услуг с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г.
В соответствии в соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 4 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (ч. 1 ст. 422 ГК РФ).
На основании вышеизложенного, с учетом того, что контракт на вывоз мусора в части оказания услуг заканчивает свое действие 31.12.2018 г. на правоотношения сторон в рамках заключенного контракта, возникшие до вступления в силу Распоряжения N 1589-р, его положения не распространяются.
Кроме того, требования к аукционной документации определены ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе. В данных требованиях отсутствует обязанность Заказчика предоставлять в составе аукционной документации документы, подтверждающие соответствие отходов к какой-либо группе опасности.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений выявлено не было.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Паис" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель председателя Комиссии: И.С.Корешева
Члены Комиссии: Е.С.Никифорова
М.В.Достовалова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 24 октября 2017 г. N 05-02/288-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2017