Резолютивная часть объявлена 10 ноября 2017 г.
Изготовлено в полном объеме 15 ноября 2017 г. г. Курск
Состав Комиссии Управления ФАС по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
Председатель Комиссии |
Члены Комиссии | |
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Гален Мед" (далее - ООО "Гален Мед") |
ФИО присутствующих на заседании представителей заявителя |
(по доверенности), личность удостоверена |
Заказчик |
Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области" (далее - ОКУ "УКС Курской области") |
ФИО присутствующих на заседании представителей заказчика |
(по доверенности), личность удостоверена |
Уполномоченный орган |
Комитет по управлению имуществом Курской области |
|
(по доверенности), личности удостоверены |
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
Закупка N |
N0144200002417000907 |
Объект закупки |
Поставка аппаратов искусственной вентиляции легких на объект: "Курский областной онкологический диспансер. III пусковой комплекс" |
Начальная максимальная цена контракта |
88 158 293, 44 руб. |
По мнению заявителя, аукционная документация электронного аукциона N0144200002417000907 противоречит требованиям Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), а именно:
1. Установленным заказчиком в техническом задании аукционной документации требованиям к характеристикам закупаемых товаров соответствует только одна зарегистрированная в РФ модель товара - Hamilton G5 производителя HamiltonMedikal (Швейцария), что ограничивает круг участников торгов, создает преимущественные условия для участия в закупке отдельных хозяйствующих субъектов, нарушает требования ст.33, ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", ст.17 ФЗ "О защите конкуренции".
В письменном отзыве, представленном в материалы дела, а также в ходе рассмотрения дела, представители заказчика, уполномоченного органа возражали против доводов жалобы заявителя, указали, что аукционная документация электронного аукциона соответствует требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
По результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе..." внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144200002417000907:
- дата размещения извещения - 17.10.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.11.2017 г.;
- 30.10.2017 г., 31.10.2017 г. заказчиком размещены разъяснения положений аукционной документации.
- на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки,
- по результатам рассмотрения первых частей аукционных заявок аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение о признании заявок 3 участников несоответствующими требованиям аукционной документации;
- по результатам рассмотрения второй части аукционной заявки единственного участника закупки, допущенного к участию в торгах, аукционной комиссией принято решение о соответствии указанной заявки требованиям аукционной документации.
1. Рассмотрев довод жалобы, Комиссия признает его необоснованным, в связи со следующим.
Частями 1 и 2 ст.8 ФЗ "О контрактной системе_" установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров. Запрещается совершение заказчиками, их должностными лицами, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с требованиями ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
При этом, как установлено ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_", документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из совокупного анализа указанных норм следует, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Однако заказчики, осуществляющие закупку по правилам ФЗ "О контрактной системе..", при описании объекта закупки должны установить такие требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В приложении N2 аукционной документации "описание объекта закупки" заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом заказчиком указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии представителями Заказчика и Уполномоченного органа даны объяснения и представлены доказательства, из которых следует, что совокупности требований к характеристикам закупаемого оборудования, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствует продукция нескольких производителей - Аппарат искусственной вентиляции легких G5 Hamilton, Швейцария; Evita infinity N500, Draeger; Carescape R860, DatexOmeda inc., США.
Согласно пояснений представителей заказчика, для определения начальной максимальной цены контракта использовались коммерческие предложения, поступившие от 3 поставщиков медицинского оборудования.
Как следует из материалов дела, на участие в электронном аукционе поступило 4 заявки, содержащие предложение о поставке аппаратов различных производителей.
При таких обстоятельствах, довод заявителя об ограничении количества участников закупки не нашел своего подтверждения материалами дела.
Кроме того, предметом электронного аукциона является право на заключение государственного контракта на поставку медицинского оборудования, а не изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки могло выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
4. Доводы жалобы N4, 5, 6, 8, 9, 10, 11 нашли свое подтверждения материалами дела, в связи с чем Комиссия признает заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
В связи с установленными нарушениями, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание о внесении изменений в содержание пунктов 5.3, 8.3, 8.4, приложения N2 проекта контракта на этапе заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Комиссией также установлено, что допущенные заказчиком, уполномоченным органом нарушения, технические ошибки, недочеты формирования аукционной документации, перечисленные в доводах жалобы N4,6,8 заявителя, были разъяснены заказчиком в ответах на запросы, поступившие от участников закупки.
Комиссия признает указанный в пунктах 4,6,8 жалобы довод заявителя о том, что размещенные заказчиком разъяснения положений аукционной документации изменяют суть аукционной документации и требовали внесения изменений в положения документации о закупке, необоснованным, так как допущенные заказчиком нарушения, перечисленные в пунктах 4,6,8 жалобы, не оказывают влияния на результат определения поставщика и не затрагивают права и интересы участников закупки и заказчика на этапе проведения электронного аукциона. Кроме того, представленные заказчиком ответы на запросы разъяснили действительные требования заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика Комиссией также установлено:
1. Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", при составлении описания объекта закупки заказчику необходимо использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Как подтверждается материалами дела, в описание объекта закупки заказчиком включены функциональные, технические и качественные характеристики объекта закупки, указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой услуги установленным заказчиком требованиям, при этом указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как пояснили в ходе рассмотрения дела представители заказчика, установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, требования к качественным, техническим, функциональным характеристикам закупаемой продукции установлены заказчиком в соответствии с действующими государственными стандартами. Однако, заказчиком также установлен ряд требований к товарам, не предусмотренных ГОСТами.
В описании объекта закупки заказчика содержится обоснование необходимости установления таких требований, в частности указано, что такая необходимость "обусловлена объективными потребностями заказчика".
Вместе с тем, указанное заказчиком обоснование носит общий характер, не содержит указания на конкретные причины необходимости установления заказчиком требований к характеристикам закупаемого оборудования, не предусмотренных государственными стандартами. Таким образом, заказчиком ненадлежащим образом исполнено требование п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...".
2. В п.5.3 проекта муниципального контракта заказчиком установлено безальтернативное требование о представлении Поставщиком при поставке оборудования копии регистрационного удостоверения, выданного Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.
Указанное требование заказчика не соответствует Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 12.02.2016 N 46 "О Правилах регистрации и экспертизы безопасности, качества и эффективности медицинских изделий", согласно которого в настоящее время на российском рынке могут обращаться как медицинские изделия, зарегистрированные уполномоченными органами РФ, так и изделия, зарегистрированные по правилам ЕАЭС, уполномоченными органами любого из государств - членов ЕАЭС.
Также, требование п.5.3 проекта контракта заказчика не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", в соответствии с п.б ч.2 которого в настоящее время на российском рынке на законных основаниях обращаются медицинская техника с регистрационными удостоверениями, выданными не только Росздравнадзором, но и Министерством здравоохранения РФ и Министерством здравоохранения и социального развития РФ.
3. В нарушение п.6 ч.5 ст.63 ФЗ "О контрактной системе..." извещение о проведении электронного аукциона заказчика не содержит требования об отсутствии сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, тогда как в аукционной документации заказчиком такое требование установлено.
4. В п.5.3 проекта контракта аукционной документации заказчиком указано, что Поставщик при поставке товара обязан представить "копию документа, подтверждающего соответствие оборудования, выданного уполномоченными органами (организациями)", однако какой именно документ необходимо представить поставщику заказчиком не указано.
5. В приложении N2 к проекту контракта аукционной документации заказчиком предусмотрена необходимость указания наименования производителя, модели, года выпуска оборудования.
Учитывая, что в соответствии с ч.2 ст.70 ФЗ "О контрактной системе...", проект контракта заполняется заказчиком путем включения в него сведений, указанных в заявке победителя аукциона, заказчик косвенно обязывает участников закупки представить перечисленную информацию в составе аукционной заявки.
Вместе с тем, положениями ФЗ "О контрактной системе..." не установлена обязанность участников закупок указывать в составе аукционных заявок перечисленные сведения. При таких обстоятельствах, содержание приложения N2 проекта контракта противоречит положению ч.3 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...".
6. В п.8.4 проекта контракта заказчиком необоснованно установлено требование об обязательном указании наименования Заказчика, Поставщика, номера и даты контракта, даты оформления и подписания документов, на документах, формой и содержанием которых такие сведения не предусмотрены (копия регистрационного удостоверения на оборудование, техническая и эксплуатационная документация производителя).
7. Аукционной комиссией уполномоченного органа принято решение "отказать в допуске к участию в аукционе в электронной форме участникам, заявки которых имеют порядковые номера - 1,2,3 (на основании заключения эксперта Курской Торгово-промышленной палаты N 0650101004 от 07.11.2017 г.)"
Согласно протоколу рассмотрения первых частей аукционных заявок, причиной отклонения заявок N1,2,3 аукционной комиссией указано:
Представление недостоверной информации в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании заключения эксперта Курской Торгово-промышленной палаты N 0650101004 от 07.11.2017 г. установлена недостоверная информация, а именно:
Заключение эксперта:
|
Наименование, характеристики товара |
Показатель товара согласно аукционной документации |
Наименование, показатели товара по данным участников закупки |
Фактические показатели (примечание) |
Заявка N 1 | ||||
|
Аппарат искусственной вентиляции легких универсальный |
|
Аппарат искусственной вентиляции легких передвижной Hamilton с принадлежностями, вариант исполнения: Hamilton-G5 |
|
|
Тренды по всем мониторируемым параметрам с масштабированием шкалы, часа |
не менее чем за 24 |
24 |
96 |
Тревожные сигналы |
не менее 10 |
10 |
187 |
|
Заявка N 2 | ||||
|
Аппарат искусственной вентиляции легких универсальный |
|
Аппарат искусственной вентиляции легких марки Chirolog SV исполнения Aura Profit |
|
Подача газа (кислород/воздух), в диапазоне: - минимальное значение, бар; |
не более 2,8 |
2,8 |
3 |
|
Время апноэ (до сигнала тревоги), в диапазоне, сек |
не менее 15 -60 |
15 -60 |
До 15 |
|
Переключение вдоха, в диапазоне, % от пикового потока |
не менее 5 - 70 |
5 - 70 |
5 - 50 |
|
Заявка N 3 |
|
|||
Аппарат искусственной вентиляции легких универсальный |
|
Аппарат искусственной вентиляции лёгких марки "Беллависта 950" |
|
|
Размер дисплея, дюймов по диагонали |
не менее 15 |
15 |
13,3 |
|
Регулировка угла обзора (поворот по вертикали и горизонтали) и функция независимого расположения дисплея и пневматического блока у постели больного для оптимизации околокоечного пространства |
Наличие |
Наличие |
Отсутствие |
|
Подключение контура пациента (экспираторного и инспираторного шлангов) на фронтальной поверхности блока ИВЛ |
Наличие |
Наличие |
Отсутствие |
В связи с тем, что законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не придает экспертизам, заключениям специалистов и иным подобным документам специальной доказательственной силы, контрольный орган оценивает такие документы наравне с иными доказательствами по делу.
Комиссия отмечает, что, как следует из заключения эксперта, методом проведения экспертизы являлся сравнительный анализ фактических, технических, функциональных характеристик и потребительских свойств товаров, предложенных к поставке участниками закупки, содержащихся в паспортах и технической документации, с требованиями к товарам, указанными в аукционной документации.
При этом, в содержании экспертизы указано, что документами, представленными заказчиком экспертизы являлись:
- Заявление N11.2-01-20/15420 от 07.11.2017 г. председателя комитета по управлению имуществом Курской области на 1-м листе,
- Копия документации электронного аукциона N0144200002417000907,
- Копии первых частей аукционных заявок участников закупки N1,2,3,4.
Таким образом, согласно содержанию заключения эксперта, уполномоченным органом не представлялись для проведения экспертизы паспорта и техническая документация товаров, предлагаемых к поставке участниками закупки.
Также, в содержании заключения эксперта, не указано какие именно паспорта и техническая документация каких медицинских изделий были использованы экспертом при проведении экспертизы, в случае, если указанные документы были получены экспертом самостоятельно.
Заказчиком, уполномоченным органом такие сведения в материалы дела также не представлены.
Из представленного заключения также не следует, что эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Рассмотрев копии первых частей аукционных заявок, представленные уполномоченным органом в материалы дела, Комиссия установила: сведения о характеристиках предлагаемых к поставке товаров, указанные в первых частях аукционных заявок участников N1,2,3 соответствуют требованиям аукционной документации.
Как установлено ч.ч.4,5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч.3 ст.66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным ч.4 ст.67 ФЗ "О контрактной системе...", не допускается.
Учитывая, что показатели характеристик товаров, указанные в первых частях аукционных заявок участников, соответствуют требованиям аукционной документации заказчика, указанная в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок информация о предоставлении участниками закупки недостоверных сведений о характеристиках товара, не нашла своего подтверждения материалами дела, принятое аукционной комиссией уполномоченного органа решение об отказе в допуске к участию в аукционе участникам закупки N1,2,3 по основанию, указанному в протоколе рассмотрения первых частей аукционных заявок, является необоснованным, противоречит требованию ч.4, ч.5 ст.67 ФЗ "О контрактной системе..."
Учитывая изложенное, на основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика, материалов, имеющихся в деле, руководствуясь статьей 99, статьей 106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Гален Мед" необоснованной.
2. Признать заказчика - Областное казенное учреждение "Управление капитального строительства Курской области", уполномоченный орган - Комитет по управлению имуществом Курской области нарушившими требования п.2 ч.1 ст.33, ч.3, ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа - Комитета по управлению имуществом Курской области нарушившей требования ч.ч.4,5 ст.67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Учитывая, что предписание об устранении нарушений, допущенных заказчиком, уполномоченным органом, аукционной комиссией уполномоченного органа при проведении электронного аукциона N0144200002417000907, выдано по результатам рассмотрения дела N279/2017, повторно предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для принятия решения о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
7. Передать копию решения и предписания в Прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 10 ноября 2017 г. N 284
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2017