Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Спутник" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Республики Крым "Служба автомобильных дорог Республики Крым" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения контракта на строительство и реконструкция автомобильной дороги Симферополь - Красноперекопск - Армянск - граница с Украиной (км 108+000 - км 111+000) (номер извещения 0175200000417000546) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя, содержащая информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении о проведении запроса предложений, документации о Запросе предложений не установлены надлежащим образом требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
2. Документация о Запросе предложений не обеспечивает копирование фрагментов текста.
3. Заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки, в том числе химического состава, результатов испытаний.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика в письменных возражениях на жалобу не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Комиссией в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, объявлен перерыв до 21.11.2017.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, извещении о проведении Запроса предложений, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) - 09.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 884 610 921,07 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Запросе предложений - 15.11.2017;
5) на участие в запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки.
6) в соответствии с частью 18 статьи 83 Закона о контрактной системе Запрос предложений признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, в извещении о проведении запроса предложений, документации о Запросе предложений не установлены надлежащим образом требования к участнику закупки в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе установлено, что документация о проведении запроса предложений, должна содержать информацию, указанную, в том числе в извещении о проведении запроса предложений, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2, 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В отношении не установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 99, их письменных возражений Заказчика следует, что указанные требования предъявляются к участникам закупки исключительно при проведении закупи путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, в то время как настоящая закупка проводится путем проведения Запроса предложений, и, следовательно, в указанном случае дополнительные требования не предъявляются к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения извещения о проведении Запроса предложений, документации о Запросе предложений, не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств в составе жалобы, свидетельствующих об обоснованности довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, документация о Запросе предложений не обеспечивает копирование фрагментов текста.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе, размещенная Заказчиком в ЕИС, обеспечивает поиск и копирование фрагментов текста.
Учитывая изложенное, а также, что Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки, в том числе химического состава, результатов испытаний.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N 1 к разделу V документации о Запросе предложений указаны технические характеристики товаров, например, следующие:
- Сигнальные фонари. Требуется соответствие ГОСТ 32758-2014. Рассеиватели подвесных сигнальных фонарей должны иметь следующие размеры: длину - от 120 до 250 мм. - мигающий режим работы с частотой (0,5_0,1) Гц для вставных сигнальных фонарей и сигнальных фонарей, монтируемых на комплексы временных технических средств организации дорожного движения.
- Люк чугунный легкий. Требуется соответствие ГОСТ 3634-99. Глубина установки крышки в корпусе не менее 20 мм. Верхние поверхности крышек люков должны быть рельефными.
Как следует из жалобы Заявителя, указанные требования к характеристикам товаров являются излишними, что ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, в письменных возражениях на жалобу Заказчик пояснил, что объект закупки описан в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 33 Закона о контрактной системе с учетом особенностей предмета закупки, при этом в документации о Запросе предложений указаны существенные условия исполнения обязательства, в числе которых показатели поверхности люков, режим работы сигнальных фонарей, показатели светильника.
Таким образом, по мнению Заказчика, указанные требования к товарам описаны в соответствии с потребностью Заказчика в целях повышения качества транспортных услуг и обеспечения безопасности дорожного движения, при этом, вышеуказанные положения документации о Запросе предложений позволяют надлежащим образом сформировать заявку на участие в Запросе предложений:
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательств в составе жалобы, свидетельствующих о том, что Заказчиком в документации о Запросе предложений установлены излишние требования об указании в составе заявки химического состава, результатов испытаний.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
Вместе с тем, представитель Заказчика на заседание Комиссии, не представил в полном объеме документов, предусмотренных статьей 106 Закона о контрактной системе, что является нарушением части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спутник" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что материалы по указанному нарушению переданы на основании решения от 21.11.2017 N К-1596/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанному нарушению для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2017 г. N К-1598/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.11.2017