Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов Комиссии:
главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей Администрации поселения Рязановское: А.С. Говорова, Е.А. Швец, Г.В. Кабанова,
при участии представителя ООО "Строительная компания Атюс": П.В. Ханжина,
рассмотрев жалобу ООО "Строительная компания Атюс" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Рязановское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети поселения Рязановское (Закупка N 0148300038317000050) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/59394/17 от 20.11.2017.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обжалует установление в аукционной документации требований к следующим характеристикам товара "Винты самонарезающие для металла и пластмассы ГОСТ 11650, ГОСТ 11652": "длина конического конца", "обработка винты должны подвергаться термической или химико-термической обработке", "Глубина шлица", "Диаметр резьбы", "Резьба должна быть чистой, не должно быть задиров и заусенцев. Частичные подрезы, утолщения или надрывы витков не допускаются", "Радиус под головкой", "шаг резьбы", "Винты Винты должны быть с заостренным концом.", "Должны иметь цилиндрический стержень с полнопрофильной резьбой до конуса", "Радиус сферы головки", "недовод резьбы", "Высота головки", "Номинальная ширина шлица", "длина винта", "класс точности", "Номинальный диаметр головки", "Тип шлица", "Тип головки", поскольку указанные товары являются избыточными, ввиду того, что с учетом положений ГОСТ 11650-80 "Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры" значения вышеуказанных характеристик представляется возможным определить на основании значений показателей "обработка", "диаметр резьбы", "длина винта", " Тип шлица", "Тип головки".
Кроме того, в своей жалобе Заявитель указывает на установление Заказчиком требований аналогичны образом в п. 1, 2, 4, 6, 9, 20, 34 Приложения N 5 к техническому заданию.
По мнению Заявителя Заказчиком в аукционной документации неправомерно установлены следующие требования к товару "Бетон ГОСТ 26633": "Класс прочности на сжатие в проектном возрасте (необходимо два различных класса): От В20 менее В30", "Средняя плотность (требуется указать для двух различных классов): от D1800 Не более D2500", поскольку указанные требования не позволяют участникам закупки определить диапазон допустимых значений показателя, ввиду того, что требование к требуемому значению показателя установлено Заказчиком также в наименовании показателя товара.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации требований к характеристикам товаров с использованием словосочетаний "не должен быть менее", "не должен быть более", "не должен превышать", которые, по мнению Заявителя, являются нестандартными, поскольку инструкцией по заполнению заявки предусмотрено использование при описании характеристик слов "не более", "не менее".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены требования к применяемым материалам вышеуказанным образом, а также затруднился обосновать необходимость установления требований к применяемым товарам указанным образом.
Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации избыточных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, поскольку значения данных характеристик определяются только после проведения исследований конкретных партий товаров, а именно установление Заказчиком в аукционной документации, в том числе, следующих требований:
- в п. "Грунтовка глифталевая ГОСТ 25129" установлено требование к характеристике "Внешний вид пленки после высыхания";
- в п. "Цемент ГОСТ 30515, ГОСТ 10178" установлено требование к характеристике "Плотность";
- в п. "Раствор строительный ГОСТ 28013" установлены требования к характеристикам "Водоудерживающая способность", "Содержание золы- уноса", "Средняя плотность";
- в п. "Дорожная разметка ГОСТ 32830" установлено требование к характеристике "Коэффициент яркости";
- в п. "Растворы строительные ГОСТ 28013" установлено требование к характеристике "Содержание золы- уноса";
- в п. "Битумная эмульсия ГОСТ 52128" установлены требования к характеристикам "сцепление с минеральными материалами", "минимальное содержание вяжущего с эмульгатором", "максимальное содержание вяжущего с эмульгатором";
- в п. "Песок ГОСТ 8736, ГОСТ 8735" установлено требование к характеристике "Плотность зерен";
- в п. "Щебень гост 8267" установлено требование к характеристике "Содержание зерен слабых пород";
- в п. "Асфальтобетонные смеси дорожные горячие ГОСТ 9128, ГОСТ 12801" установлены требования к характеристикам "содержание щебня в асфальтобетоне", "Водостойкость", "Аэфф", "Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей";
- в п. "Асфальтобетонные смеси дорожные горячие ГОСТ 9128, ГОСТ 12801" установлены требования к характеристикам "содержание щебня в асфальтобетоне", "Водостойкость", "Аэфф";
- в п. "Песок для строительных работ. ГОСТ 8736, 8735" установлено требование к характеристике "Полный остаток на сите N 063";
- в п. "Смесь асфальтобетонная ГОСТ 12801 ГОСТ 9128" установлено требование к характеристике "Содержание битума в смеси";
- в п. "Битумная эмульсия ГОСТ Р 52128" установлено требование к характеристике "Сцепление битумной эмульсии с Минеральными материалами";
- в п. "Щебень ГОСТ 8267" установлены требования к характеристикам "Средняя плотность зерен", "Содержание зерен слабых пород";
- в п. "Бетон, ГОСТ 7473, ГОСТ 26633, ГОСТ 8267" установлены требования к характеристикам "Содержание фракций в крупном заполнителе", "Расход цемента", "Плотность", "Содержание фракций в крупном заполнителе", "Содержание фракций в крупном заполнителе";
- в п. "Смесь асфальтобетонная ГОСТ 12801, ГОСТ 9128" установлено требование к характеристике "Содержание щебня в Смеси";
- в п. "Песок, ГОСТ 8736, ГОСТ 31424" установлено требование к характеристике "Содержание песков в смеси: природный песок";
- в п. "Битумная эмульсия ГОСТ Р 52128" установлено требование к характеристике "Содержание вяжущего с эмульгатором";
- в п. "Щебень ГОСТ 8267" установлены требования к характеристикам "Средняя плотность зерен", "Содержание зерен слабых пород";
- в п. "Песок ГОСТ 8736, ГОСТ 8735, ГОСТ 31424" установлено требование к характеристике "Истинная плотность зерен";
- в п. "Эмульсия Битумная дорожная ГОСТ 52128" установлены требования к характеристикам "Содержание вяжущего с эмульгатором", "Сцепление с минеральными материалами".
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1, 2 ч.1, 2 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований, что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
2. На основании п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Заявитель обжалует установление Заказчиком в инструкции по заполнению заявки следующего положения: "Если показатели и значения характеристик аналогов (эквивалентов) товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации, нe применяются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, модели, марки или конструктивного исполнения товара и/или материала, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие неприменяемого показателя и его значения, а именно: "не применяется" или "не используется" или "отсутствует", "Если показатели и значения характеристик аналогов (эквивалентов) товаров и/или материалов, установленные в требованиях аукционной документации, нe нормируются для указанного участником закупки типа, сорта, вида, класса, марки товара и/или материала, участнику закупки следует указать конкретное значение в соответствующей формулировке, определяющей отсутствие нормативных требований, а именно: "не нормируется", в противном случае предложение участника закупки будет расценено как не достоверное", поскольку указанное положение заявки не соответствует ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы Заявителя, а также нарушении Заказчиком п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. В составе жалобы Заявитель указывает, что аукционная документация, размещенная Заказчиком в Единой информационной системе (далее - ЕИС), содержит ограничения для ознакомления - файл "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе" размещен в формате, не обеспечивающем возможность копирования произвольных фрагментов текста, что не позволяет участникам закупки беспрепятственно сформировать первую часть заявки на участие в аукционе.
Согласно ч.1 ст.4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Ч.4 ст.4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с ч.5 ст.4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).
Порядок пользования единой информационной системой в сфере закупок (далее - Порядок, ЕИС) утвержден приказом Федерального казначейства от 30 декабря 2015 г. N 26н.
Согласно пункту 1.2 Порядка в ЕИС размещаются файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip.
При этом, согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпункту "л" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта ЕИС должны обеспечивать возможность поиска пользователями официального сайта ЕИС текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте ЕИС, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме").
Одновременно с этим в соответствии ч.2 ст.65 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Таким образом, вышеуказанные положения Закона о контрактной системе устанавливают обязательность доступности вышеуказанной информации для ознакомления в ЕИС.
Комиссией Управления установлено, что техническая часть документаций (Приложение N 5 к техническому заданию) размещена в формате "pdf", то есть в файле, позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления представители Заявителя отсутствовали, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность указанных доводов жалобы, свидетельствующих о невозможности формирования и подачи заявки на участие, а также подтверждающих нарушение Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что данный довод жалоб не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания Атюс" на действия Администрации поселения Рязановское обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам, а также неправомерных положений в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1, 2 ч.1, 2 ст. 33, п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Члены Комиссии И.С. Максимов
Д.А. Орехов
Исп. Д.А. Орехов
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 ноября 2017 г. N 2-57-14633/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017