Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Комиссия) в составе:
Куриков И.А. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления,
Петров Д.А. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,
Герасимова М.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;
в присутствии представителей:
заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" - <__.>;
уполномоченное учреждение - Государственное областное казенное учреждение "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" надлежащим образом уведомлено о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явилось, своих представителей не направило, ходатайств не заявляло,
податель жалобы - Индивидуальный предприниматель Сотникова Тамара Анатольевна надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил, ходатайств не заявлял,
рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) - Индивидуального предпринимателя Сотниковой Тамары Анатольевны (344103, г. Ростов-на-Дону, ул. Петрозаводская, д. 160; далее - ИП Сотникова Т.А.) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24; далее - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв") при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1; далее - ГОБУЗ "ОДКБ") закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мониторов пациента прикроватных, извещение N 0850200000417001673 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 07.11.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),
УСТАНОВИЛА:
22.11.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки (определения поставщика) - ИП Сотниковой Т.А. на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" при осуществлении им и заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мониторов пациента прикроватных, извещение N 0850200000417001673 о проведении которого было размещено на официальном сайте 07.11.2017 (далее - Жалоба).
Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из Жалобы следует, что ИП Сотникова Т.А. участвовала в рассматриваемой закупке (порядковый номер участника, заявки 2).
Согласно протоколу от 20.11.2017 рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме (далее - Протокол) аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" первая часть заявки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) признана несоответствующей требованиям документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Документация об электронном аукционе).
В частности, из Протокола следует, что вместо требуемого показателя "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками и оборудованием Mindray, имеющемся у заказчика" в первой части заявки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) указан показатель "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками монитора реанимационного и анестезиологического для контроля ряда физиологических параметров МИТАР-01-"Р-Д" и оборудованием производства ООО НПП Монитор"; вместо значения показателя "Размер монитора", которое должно быть не более 358х273х122 мм, указано значение - 276х255х160 мм; вместо значения показателя "Вес монитора", которое должно быть не более 2,8 кг, указано значение - 3,2 кг; вместо неизменяемого значения "Максимальное количество отображаемых кривых на экране параметров" (раздел "Режимы просмотра") - 8 указано значение - 9; вместо значения показателя "Анализ ЭКГ" (раздел "Характеристики измерения ЭКГ"), значение которого должно быть не менее 2 каналов, указано - наличие 1 канала; вместо неизменяемого значения показателя "Технология" (режим "Характеристики измерения SpO2") - "Mindray" указано - "Микролюкс измерения оксигенации крови", а также вовсе не указано значение показателя "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД").
Вышеуказанные действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения податель Жалобы считает неправомерными.
Также ИП Сотникова Т.А. считает, что заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" при составлении приложения N 1 "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки" к Документации об электронном аукционе (далее - Приложение N 1) нарушены правила описания объекта закупки, предусмотренные статьей 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в установлении показателей и требований к их значениям, соответствующих характеристикам медицинских изделий одного импортного производителя мониторов Mindray, а также в использовании единиц измерения, не предусмотренных государственными стандартами.
Податель Жалобы указывает, что при утверждении Документации об электронном аукционе заказчиком ошибочно не были предусмотрены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 (далее - Постановление N 102).
Кроме того, Приложение N 1, по мнению ИП Сотниковой Т.А., содержит признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании изложенного, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Необходимо отметить, что доводы Жалобы о нарушениях, допущенных заказчиком при утверждении технической части Документации об электронном аукционе, а также при установлении ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом рассмотрения Комиссии в ходе разбирательства по Жалобе по причине пропуска срока, предусмотренного частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, для подачи жалобы на положения документации о закупке.
Вместе с тем, одновременно с рассмотрением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проводится внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.
Таким образом, в случае, если в действиях заказчика по определению содержания Документации об электронном аукционе в ходе проведения внеплановой проверки будут выявлены нарушения, то они будут отражены в решении Комиссии по результатам рассмотрения Жалобы.
Также следует отметить, что доводы Жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о защите конкуренции, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
С учетом изложенного, ИП Сотникова Т.А. имеет право подать заявление о нарушении антимонопольного законодательства, которое будет рассмотрено в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Уполномоченное учреждение - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. N 7069 от 27.11.2017 Новгородского УФАС России), согласно которым первая часть заявки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) не соответствовала требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе, поскольку в нарушение установленной заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" в пункте 10.4 и Приложении N 1 инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержала ряд значений показателей, не соответствующих требованиям Приложения N 1, а также не содержала значения показателя "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД").
Заказчик - ГОБУЗ "ОДКБ" также считает Жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на нее (вх. N 7068 от 27.11.2017 Новгородского УФАС России), из которых следует что первая часть заявки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) правомерно была признана не соответствующей требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе.
По мнению заказчика, закупаемые медицинские изделия не входят в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 102 (далее - Перечень), в связи с чем какие-либо ограничения и условия допуска при осуществлении рассматриваемой закупки не установлены правомерно.
На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представители заказчика поддержали доводы возражений в полном объеме.
В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.
В течение ноября-декабря 2017 года заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" и уполномоченным учреждением - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мониторов пациента прикроватных.
Документация об электронном аукционе утверждена главным врачом ГОБУЗ "ОДКБ" <__.>.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению.
Требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 10.2 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" требования к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе установлены в аналогичном виде.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки - поставка мониторов пациента прикроватных.
Согласно пункту 3.2.1 Документации об электронном аукционе функциональные, технические и качественные характеристики товара содержатся в Техническом задании (Приложении N 1).
Необходимо отметить, что Приложение N 1 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, подлежащих поставке, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика.
Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности заказчика, в Приложении N 1 представлены в виде следующих столбцов: "Минимальное значение показателя" (столбец 5), "Максимальное значение показателя" (столбец 6), "Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений" (столбец 7), "Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться" (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений: столбец 8 - "Нижняя граница диапазона" и столбец 9 - "Верхняя граница диапазона".
В столбце 11 ("Единицы измерения") содержащейся в Приложении N 1 таблицы заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" предусмотрено указание единиц измерения показателей товаров.
Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе относительно необходимости наличия в документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявок на участие в нем, заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" в пункте 10.4 Документации об электронном аукционе и Приложении N 1 установлена инструкция по заполнению первой части заявки (далее - Инструкция).
Так, согласно пункту 1 Инструкции, при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 5 ("Минимальное значение показателя") и/или 6 ("Максимальное значение показателя"), участник закупки должен указать конкретное значение показателей (характеристик) предлагаемого к поставке товара, которое не должно быть ниже минимального значения, установленного в столбце 5, и не должно превышать максимальное значение, установленное в столбце 6.
Согласно пункту 4 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбце 10 ("Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться"), которые не могут изменяться, участник закупки должен указать конкретное значение показателя (характеристики), соответствующее значению установленному заказчиком.
Таким образом, при заполнении первых частей заявок на участие в электронном аукционе участники рассматриваемой закупки должны были руководствоваться не только требованиями к значениям показателей предлагаемого к поставке товара, удовлетворяющими потребности заказчика и установленными в Приложении N 1, но и положениями Инструкции.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно Протоколу первая часть заявки участника закупки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва Резерв" на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе признана несоответствующей требованиям Документации об электронном аукционе по показателям "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками и оборудованием Mindray, имеющемся у заказчика", "Размер монитора", "Вес монитора", "Максимальное количество отображаемых кривых на экране параметров" (раздел "Режимы просмотра"), "Анализ ЭКГ" (раздел "Характеристики измерения ЭКГ"), "Технология" (режим "Характеристики измерения SpO2"), "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД") Приложения N 1.
Среди показателей (характеристик) подлежащего поставке товара по позиции 1 "Монитор пациента" Приложения N 1 заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" предусмотрены следующие показатели (характеристики), а также требования к их значениям:
показатель "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками и оборудованием Mindray, имеющемся у заказчика" - установлено неизменяемое значение "Наличие" (столбец 10);
показатель "Размер монитора" - установлено максимальное значение 276х255х160 мм (столбец 6);
показатель "Вес монитора" - установлено максимальное значение 2,8 кг (столбец 6);
показатель "Максимальное количество отображаемых кривых на экране параметров" (раздел "Режимы просмотра") - установлено неизменяемое значение 8 (столбец 10);
показатель "Анализ ЭКГ" (раздел "Характеристики измерения ЭКГ") - установлено минимальное значение 2 канала (столбец 5);
показатель "Технология" (режим "Характеристики измерения SpO2") - установлено неизменяемое значение "Mindray" (столбец 10);
показатель "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД") - установлено минимальное значение 5 мин (столбец 5).
Следовательно, участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней и при указании значений вышеуказанных показателей товара должны были руководствоваться требованиями к значениям показателей, содержащимися в Приложении N 1, и положениями пунктов 1, 4 Инструкции, и указывать значения показателей "Анализ ЭКГ" (раздел "Характеристики измерения ЭКГ"), "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД"), которые не должны быть менее предусмотренных заказчиком минимальных значений в столбце 5 таблицы (не менее 2 каналов и не менее 5 мин соответственно), значения показателей "Размер монитора", "Вес монитора", которые не должны превышать установленные заказчиком максимальные значения в столбце 6 таблицы (276х255х160 мм и 2,8 кг соответственно), а также значения показателей "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками и оборудованием Mindray, имеющемся у заказчика", "Максимальное количество отображаемых кривых на экране параметров" (раздел "Режимы просмотра"), "Технология" (режим "Характеристики измерения SpO2"), соответствующие значениям, установленным заказчиком в столбце 10 таблицы ("Наличие", 8 и "Mindray" соответственно).
Однако в первой части заявки подателя Жалобы по позиции 1 "Монитор пациента" Приложения N 1 вместо показателя "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками и оборудованием Mindray, имеющемся у заказчика" и его неизменяемого значения - "Наличие" указан иной показатель "Поставляемое оборудование полностью совместимо с датчиками монитора реанимационного и анестезиологического для контроля ряда физиологических параметров МИТАР-01-"Р-Д" и оборудованием производства ООО НПП Монитор" и его значение "Наличие", то есть указан показатель, не предусмотренный Документацией об электронном аукционе (Приложением N 1), и, следовательно, не удовлетворяющий потребности заказчика.
Также подателем Жалобы в первой части заявки указаны значения показателей "Размер монитора" (276х255х160 мм), "Вес монитора" (3,2 кг), "Максимальное количество отображаемых кривых на экране параметров" (раздел "Режимы просмотра") (9), "Анализ ЭКГ" (раздел "Характеристики измерения ЭКГ") (наличие 1 канала), "Технология" (режим "Характеристики измерения SpO2") (Микролюкс измерения оксигенации крови), не соответствующие вышеуказанным требованиям к значениям показателей, установленных заказчиком в Приложении N 1.
Значение показателя "Длительность цикла в непрерывном режиме" (режим "Характеристики измерения НИАД") в первой части заявки подателя Жалобы отсутствует как таковое.
Следовательно, первая часть заявки с порядковым номером 2 (ИП Сотникова Т.А.) действительно не соответствовала требованиям Документации об электронном аукционе, установленным заказчиком в соответствии с положениями действующего законодательства и собственными потребностями.
Таким образом, принятое аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе решение об отказе в допуске участнику закупки - ИП Сотниковой Т.А. к участию в электронном аукционе по причине несоответствия первой части заявки требованиям, установленным Документацией об электронном аукционе (Приложением N 1), является правомерным.
Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. Как указывалось выше, согласно пункту 3.1 Документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является поставка мониторов пациента прикроватных.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, включено производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Положение о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2013 N 469 (далее - Положение).
Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения понятие "медицинская техника" означает медицинские изделия, представляющие собой инструменты, аппараты, приборы, оборудование, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Таким образом, объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинской техники.
В соответствии с пунктом 3 Положения в состав деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (далее - деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники) входят работы (услуги) по перечню согласно приложению.
Согласно пункту 2 приложения к Положению в вышеуказанный перечень работ (услуг) в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники входят:
а) монтаж и наладка медицинской техники;
б) контроль технического состояния медицинской техники;
в) периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники;
г) ремонт медицинской техники.
При этом, в пункте 3.4.5 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" установлено требование к поставщику об обязательности осуществления монтажа и наладки поставленного товара, в том числе предусмотрено, что оказание услуг по сборке, установке и вводу в эксплуатацию оборудования осуществляется за счет и силами поставщика.
В пункте 3.4.6 Документации об электронном аукционе заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" установлено требование к поставщику об обучении правилам эксплуатации, инструктаже специалистов заказчика, осуществляющих использование и обслуживание поставленного товара.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В пункте 7.3 Проекта контракта (Приложение N 3 к Документации об электронного аукционе) заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" установлено, что оказание услуг по вводу в эксплуатацию оборудования включает пуско-наладочные работы, в том числе работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров оборудования.
Согласно пункту 8.3 Проекта контракта поставщик обеспечивает бесплатный гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание оборудования в течение гарантийного срока, а также устранение дефектов.
Следовательно, из вышеуказанных положений Документации об электронном аукционе (включая Проект контракта) следует, что в рамках рассматриваемой закупки в обязанности поставщика помимо поставки самого товара (мониторов пациента прикроватных) входит выполнение пуско-наладочных работ, в том числе работ по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров поставляемого оборудования, а также его гарантийное обслуживание и, в случае необходимости, гарантийный ремонт.
Таким образом, работы (услуги), выполнение (оказание) которых Документацией об электронном аукционе определено в качестве обязательств поставщика медицинской техники, в частности работы (услуги) по монтажу, наладке и ремонту медицинской техники, входят в перечень работ (услуг) в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники (подпункты "а", "г" пункта 2 приложения к Положению).
На основании вышеизложенного, выполнение (оказание) указанных работ (услуг), определенных заказчиком - ГОБУЗ "ОДКБ" в качестве обязательств поставщика при исполнении договора, заключаемого по итогам рассматриваемой закупки, относится к видам деятельности, на которые требуется лицензия на техническое обслуживание медицинской техники.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Соответственно, исходя из объекта рассматриваемой закупки, а также установленных требований к поставщику медицинской техники относительно необходимости выполнения работ (услуг) по монтажу, пусконаладке и гарантийному ремонту (в случае его необходимости) данной техники, Документация об электронном аукционе должна в обязательном порядке содержать предусмотренное положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно требование о наличии у них лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники с разрешенными видами работ: монтаж и наладка медицинской техники, контроль технического состояния медицинской техники, периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, а также требование о представлении ее копии в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Однако Документация об электронном аукционе указанного требования к участникам рассматриваемой закупки о наличии у них вышеназванной лицензии не содержит.
В материалах Жалобы имеются дополнительные письменные возражения заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" (вх. N 7118 от 29.11.2017 Новгородского УФАС России), представленные им относительно факта отсутствия в Документации об электронном аукционе обязательного требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию медицинской техники.
Из указанных возражений следует, что в штате ГОБУЗ "ОДКБ" имеется инженерная служба, сотрудники которой прошли обучение и имеют удостоверения, разрешающие проводить техническое обслуживание своими силами.
Ввод прикроватных мониторов пациента в эксплуатацию происходит путем включения монитора в розетку и заключается в проверке параметров поставленной медицинской техники техническим требованиям заказчика. Данные действия осуществляет поставщик в присутствии инженера заказчика. В результате составляется акт о вводе оборудования в эксплуатацию.
Приобретенное по итогам закупки оборудование будет поставлено на учет основных средств заказчика, у которого в штате есть специалисты, квалифицированные на проведение технического обслуживания, в связи с чем, техническое обслуживание поставленной медицинской техники будет являться собственными нуждами юридического лица.
На основании вышеизложенного, заказчик - ГОБУЗ "ОДКБ" делает вывод об отсутствии необходимости наличия в данном случае у поставщика спорной лицензии.
Рассмотрев доводы дополнительных письменных возражений заказчика, Комиссия приходит к выводу об их несостоятельности, поскольку из положений пунктов 3.4.5, 3.4.6 Документации об электронном аукционе, пунктов 7.3, 8.3 Проекта контракта следует, что ввод в эксплуатацию поставленной медицинской техники включает в себя не только включение монитора в сеть питания и проверку параметров поставленной техники требованиям заказчика, но и работы по наладке, настройке, регулировке, апробированию, инструментальному контролю соответствия выходных параметров поставленного оборудования, а также что поставщик обеспечивает бесплатный гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание оборудования в течение гарантийного срока.
Иными словами, в обязанности поставщика входит выполнение работ (услуг) в части технического обслуживания медицинской техники (подпункты "а", "г" пункта 2 приложения к Положению).
Следовательно, вышеуказанные дополнительные письменные возражения заказчика противоречат положениям Документации об электронном аукционе, утвержденной заказчиком в соответствии с его собственными потребностями.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" содержится нарушение части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в Документации об электронном аукционе обязательных в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации требований к лицам, осуществляющим поставку медицинской техники, и оказывающим услуги по ее монтажу, наладке и ремонту.
2. В соответствии с частью 1 статьи 27 Закона о контрактной системе участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может быть ограничено только в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Из части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе, помимо иной информации, должна содержать всю информацию, содержащуюся в извещении о проведении такого аукциона.
Таким образом, в случае, если действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе установлены ограничения участия в определении поставщика в отношении отдельных категорий лиц либо товаров, работ, услуг, заказчик обязан предусмотреть в извещении и документации о закупке указанные ограничения.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлены Постановлением N 102.
Согласно пункту 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции, при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Согласно пункту 3.1.1 Документации об электронном аукционе объект рассматриваемой закупки (мониторы пациента прикроватные) в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2) назван под кодом 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие".
Согласно разделу "Введение" ОКПД2 в данном классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде:
XX - класс;
XX.X - подкласс;
XX.XX - группа;
XX.XX.X - подгруппа;
XX.XX.XX - вид;
XX.XX.XX.XX0 - категория;
XX.XX.XX.XXX - подкатегория.
Согласно Перечню закупка медицинского оборудования, входящего в категорию 26.60.12.110 "Аппараты электродиагностические" по ОКПД2, подпадает под предусмотренные Постановлением N 102 ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, категория 26.60.12.110 "Аппараты электродиагностические" согласно ОКПД2 включает несколько подкатегорий: 26.60.12.111 "Электрокардиографы", 26.60.12.112 "Аппараты сцинтиграфические" и 26.60.12.119 "Аппараты электродиагностические прочие".
Таким образом, объект рассматриваемой закупки (мониторы пациента прикроватные), названный в ОКПД2 под кодом (категорией) 26.60.12.119, входит в Перечень (включен в категорию 26.60.12.110), и, следовательно, подпадает под предусмотренные Постановлением N 102 ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, в соответствии с действующим законодательством требует наличия в извещении о проведении рассматриваемой закупки (далее - Извещение) и Документации об электронном аукционе соответствующих ограничений.
Однако, ни Извещение, ни Документация об электронном аукционе не содержат информации об ограничении участия в определении поставщика (ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд), установленном Постановлением N 102 в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" содержатся нарушения части 3 статьи 14, пункта 4 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в неустановлении в извещении и документации об электронном аукционе предусмотренного действующим законодательством Российской Федерации о контрактной системе ограничения участия в определении поставщика, а именно ограничений и условий допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При решении вопроса о необходимости выдачи предписания об устранении установленных нарушений в действиях заказчика Комиссия исходит из следующего.
Согласно Протоколу аукционной комиссией уполномоченного учреждения - ГОКУ "Медицинский центр мобрезерва "Резерва" до участия в электронном аукционе допущены участники закупки с порядковыми номерами 3 (Общество с ограниченной ответственностью "Атриум-Медикал"; далее - ООО "Атриум-Медикал"), 4 (Общество с ограниченной ответственностью "ТК МЕДСЕРВИС").
Согласно протоколу проведения электронного аукциона, размещенному на официальном сайте 23.11.2017, лучшее предложение по цене контракта подано участником закупки с порядковым номером 3 (ООО "Атриум-Медикал") в размере 1 287 000, 00 рублей (снижение 1,00 %) (начальная (максимальная) цена контракта - 1 300 000, 00 рублей).
Из протокола от 28.11.2017 подведения итогов аукциона в электронной форме следует, что победителем рассматриваемой закупки признано ООО "Атриум-Медикал".
При этом в первых частях заявок участников рассматриваемой закупки с порядковыми номерами 3, 4 к поставке предложены мониторы пациента прикроватные iMEC производства Shenzhen Mindray Bio-Medical Electronics Co., Ltd (страна происхождения - Китай).
Таким образом, у аукционной комиссии уполномоченного учреждения при рассмотрении вторых частей заявок участников электронного аукциона не имелось необходимых условий для применения положений пункта 2 Постановления N 102, поскольку страной происхождения предложенных участниками электронного аукциона к поставке мониторов прикроватных не являются государства - члены Евразийского экономического союза, а также в связи с рассмотрением при подведении итогов электронного аукциона заявок менее трех участников закупки.
Кроме того, в составе второй части заявки победителя электронного аукциона - ООО "Атриум-Медикал" представлена копия лицензии N ФС-99-04-000905-14 от 05.02.2014 на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, включающей выполнение услуг по монтажу и наладке медицинской техники, а также ее ремонту, то есть услуг, предусмотренных помимо поставки товара Документацией об электронном аукционе.
Указанная лицензия выдана Обществу с ограниченной ответственностью "Медисервис", между которым и победителем электронного аукциона - ООО "Атриум-Медикал" 12.10.2017 заключен договор N ТО 12/10/17-01 на техническое обслуживание медицинской техники.
Указанный договор также представлен в составе второй части заявки ООО "Атриум-Медикал".
При этом необходимо учитывать, что Документация об электронном аукционе не содержит условия о запрете привлечения поставщиком третьих лиц для выполнения возложенных на него обязательств по выполнению работ (оказанию услуг) по монтажу, наладке и ремонту поставленной медицинской техники.
Таким образом, доказательств того, что выявленные в действиях заказчика - ГОБУЗ "ОДКБ" при проведении внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки нарушения Закона о контрактной системе повлияли на ее результаты, не установлено.
На основании вышеизложенного, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь статьями 14, 31, 33, 42, 63, 64, 66, 67, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу участника закупки - Индивидуального предпринимателя Сотниковой Тамары Анатольевны (344103, г. Ростов-на-Дону, ул. Петрозаводская, д. 160) на действия аукционной комиссии уполномоченного учреждения - Государственного областного казенного учреждения "Медицинский центр мобрезерва "Резерв" (173020, Великий Новгород, ул. Хутынская, д. 24) при осуществлении им и заказчиком - Государственным областным бюджетным учреждением здравоохранения "Областная детская клиническая больница" (173020, Великий Новгород, ул. Державина, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку мониторов пациента прикроватных, извещение N 0850200000417001673 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 07.11.2017, необоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница" нарушения части 3 статьи 14, части 5 статьи 31, пункта 4 статьи 42, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты определения поставщика, не установлено.
4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика - Государственного областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная детская клиническая больница".
Председатель Комиссии И.А. Куриков
Члены Комиссии Д.А. Петров
М.В. Герасимова
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 29 ноября 2017 г. N 6883/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017