Резолютивная часть решения объявлена 29 ноября 2017 года
Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2017 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - временно исполняющего обязанности руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,
с участием:
от заявителя, индивидуального предпринимателя Посконнова Ильи Владимировича (далее также - ИП Посконнов И.В., заявитель), представителя по доверенности Барашковой Н.А.,
от заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1" (далее также - ГБУЗ ЯО КБ N 1, заказчик), представителя по доверенности Григорьева В.И.,
от оператора торговой площадки, ООО "РТС-тендер", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Посконнова Ильи Владимировича на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (извещение N 0371300048417000213) (далее также - аукцион, электронный аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ИП Посконнова И.В. на действия заказчика, ГБУЗ ЯО КБ N 1, при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (извещение N 0371300048417000213) (далее - жалоба).
По мнению заявителя, наименование закупки "оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов" является некорректным, поскольку включение в наименование объекта данной закупки формулировки "утилизация" вводит в заблуждение потенциальных участников аукциона, исключает возможность исполнения обязательств по будущему контракту надлежащим образом, обязывает участников закупки иметь лицензию на утилизацию отходов, в то время как транспортируемые отходы, как считает заявитель, в данном случае подлежат исключительно размещению. Таким образом, заявитель полагает, что у заказчика отсутствует потребность в утилизации отходов, а, следовательно, последний обязан заменить в наименовании объекта закупки "утилизацию" на "размещение", а также изменить требования к участникам закупки о наличии и предоставлении в составе заявок соответствующей лицензии.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения по существу жалобы, просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком, ГБУЗ ЯО КБ N, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 16.11.2017 размещено извещение N 0371300048417000213 о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов вместе с документацией об электронном аукционе, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Начальная (максимальная) цена контракта - 205 920,00 руб.
Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Из буквального толкования вышеуказанных норм закона следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об электронном аукционе должен установить требования к оказываемым услугам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение конкурентной среды при проведении закупок для государственных нужд.
В данном случае аукцион проводился в интересах заказчика, ГБУЗ ЯО КБ N 1.
К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации (часть 4 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе объектом данной закупки является оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов.
Аналогичное наименование объекта закупки указано в пункте 1.1 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта.
Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в состав услуг, являющихся объектом данной закупки, в числе прочих, входят:
- вывоз отходов специализированным транспортом;
- производство мероприятий, необходимых для обеспечения захоронения принятых от заказчика утилизируемых отходов (транспортировка к месту захоронения; действия обеспечивающие захоронение отходов организаций, занимающихся захоронением);
- утилизация отходов.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ) в данном законе определены следующие понятия:
обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
размещение отходов - хранение и захоронение отходов;
хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация);
транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Поскольку в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов (в том числе рециклинг, регенерация и рекуперация); а захоронение, которое является изоляцией отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, относится к размещению отходов; следовательно, по мнению заявителя, "производство мероприятий, необходимых для обеспечения захоронения принятых от заказчика утилизируемых отходов" подразумевает исключительно захоронение отходов, то есть их размещение, но не утилизацию.
Однако, как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, требования к объекту закупки, в том числе требование об оказании услуг по утилизации отходов, обусловлены объективной потребностью заказчика: надлежащим образом обеспечить обращение с отходами, образующимися у заказчика.
Так как в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе срок оказания услуг установлен с 01.01.2018 по 31.12.2018 (см. пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" и раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе), в данном случае заказчиком были учтены изменения законодательства, вступающие в силу с 01.01.2018: в соответствии с пунктом 8 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2017 N 1589-р утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается. Поскольку в процессе деятельности заказчика могут образовываться отходы, попадающие в названный перечень, соответственно, в данном случае заказчику требуется как захоронение, так и утилизация отходов, что, в свою очередь, отражено в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.
Кроме того, заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам объекта закупки, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки; в то же время пунктом 3.1.1 раздела 3 "Права и обязанности сторон" проекта государственного контракта установлено, что исполнитель обязан оказывать услуги лично в полном соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), из которого следует, что утилизация твердых бытовых отходов может осуществляться как на основании лицензии, так на основании договора с лицом, обладающим лицензией в соответствии с действующим законодательством (пункт 10 технического задания).
Таким образом, принимая во внимание пояснения заказчика, Комиссия полагает, что довод заявителя относительно отсутствия у заказчика потребности в утилизации отходов и необходимости замены в наименовании объекта закупки "утилизации" на "размещение" является несостоятельным.
Вместе с тем, невключение в наименование объекта рассматриваемой закупки, наряду с оказанием услуг по вывозу и утилизации, указания на необходимость захоронения (размещения) отходов является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, поскольку в данном случае наименование (описание) объекта закупки (см. пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" и раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе) сформировано заказчиком необъективным, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Так, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ (пункт 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 30 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.
Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ определено, что лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ с учетом положений настоящего Федерального закона.
Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение о лицензировании деятельности в области обращения с отходами), устанавливает порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - деятельность в области обращения с отходами).
Деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
Исходя из приложения к Положению о лицензировании деятельности в области обращения с отходами в перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (далее - Перечень) входят сбор отходов I-IV класса опасности (пункты 1-4 Перечня), транспортирование отходов I-IV класса опасности (пункты 5-8 Перечня), обработка отходов I-IV класса опасности (пункты 9-12 Перечня), утилизация отходов I-IV класса опасности (пункты 13-16 Перечня), обезвреживание отходов I-IV класса опасности (пункты 17-20 Перечня), размещение отходов I-IV класса опасности (пункты 21-24 Перечня).
В соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе в состав услуг, являющихся объектом данной закупки, в числе прочих, входят:
- вывоз отходов специализированным транспортом;
- производство мероприятий, необходимых для обеспечения захоронения принятых от заказчика утилизируемых отходов (транспортировка к месту захоронения; действия обеспечивающие захоронение отходов организаций, занимающихся захоронением);
- утилизация отходов.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона N 0371300048417000213 в числе требований к участникам закупки заказчиком определены единые требования к участникам в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относятся копия лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (выданная до 1 июля 2015 года) или копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности (выданная после 1 июля 2015 года).
Пунктом 10.1 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе установлено, что к документам, подтверждающим соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ относятся: копия лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (выданная до 1 июля 2015 года) или копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности (выданная после 1 июля 2015 года).
Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению содержатся в пункте 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе, согласно которому вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать также документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (см. пункт 10.1 информационной карты аукциона), или копии этих документов.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что наименование лицензии, выданной после 01.07.2015, сформулировано заказчиком не в соответствии с требованиями действующего законодательства: вместо лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности в извещении о проведении электронного аукциона и документации об электронном аукционе установлено требование о наличии у участников закупки, а также о предоставлении последними в составе второй части заявки на участие в закупке лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности (то есть фактически не установлено); что, соответственно, является нарушением пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Описание объекта закупки должно носить объективный характер (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с требованиями раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе услуги, являющиеся объектом рассматриваемой закупки, должны быть оказаны согласно СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров".
Аналогичное требование содержится в пункте 1.2 раздела 1 "Предмет контракта" проекта государственного контракта.
Вместе с тем, проанализировав определенные заказчиком в документации об
электронном аукционе требования к нормам и правилам оказания услуг Комиссией установлено, что СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров" утратили свою силу 16.09.2010 (взамен указанных заказчиком с 17.09.2010 введены в действие СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность").
Следовательно, в данном случае заказчиком при формировании документации об электронном аукционе описание объекта рассматриваемой закупки определено необъективным, исключающим возможность однозначного толкования участниками закупки условий данной закупки образом, что в свою очередь ограничивает число потенциальных участников закупки, поскольку для последних не представляется возможным выполнить требования недействующих норм и правил, что, соответственно, является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Посконнова Ильи Владимировича на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1", при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (извещение N 0371300048417000213) необоснованной.
2. По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов (извещение N 0371300048417000213) признать заказчика, государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1", нарушившим пункт 6 части 5 статьи 63, пункты 1, 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, государственному бюджетному учреждению здравоохранения Ярославской области "Клиническая больница N 1", обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
Паутов И.Г. |
Члены Комиссии: |
Лебедева С.Н.
Смирнова Т.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 ноября 2017 г. N 05-02/347Ж-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.12.2017