Комиссия по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в составе:
Председателя Комиссии:
- "__." - руководитель Управления.
Члены Комиссии:
- "__." - главный специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления;
- "__." - ведущий специалист-эксперт отдела закупок и торгов Управления,
при участии
от ИП Черняк Георгий Евгеньевич (далее - Заявитель 1) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от ООО "Перспектива" (далее - Заявитель 2) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - Заявитель 3) - представителя не направили, о времени и месте рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика (далее - Заказчик) - представители Муниципального казённого учреждения "Управление капитального строительства" по доверенности;
от Уполномоченного органа (далее - Уполномоченный орган) - представитель Администрации муниципального образования г. Салехард по доверенности
Рассмотрев жалобы ИП Черняк Г.Е. (ИНН: 228903119987), ООО "СеверСтрой" (ИНН: 2462221255), ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (ИНН: 5503138540) на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651). Начальная (максимальная) цена контракта - 11 883 350,00 рублей и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу поступили жалобы от ИП Черняк Г.Е. (ИНН: 228903119987), ООО "СеверСтрой" (ИНН: 2462221255), ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (ИНН: 5503138540) на действия Заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415).http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/vie w.html?printFormId=29963651
1. По мнению Заявителя 1, Заказчик не использует при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, что нарушает п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
2. По мнению Заявителя 2 документация об аукционе утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе, по нижеследующим доводам:
1) аукционная документация, приложение "Показатели", таблица "Показатели основных используемых материалах", размещено Заказчиком в отсканированном виде документа (рисунка) формате PDF, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста, что является нарушением Закона о контрактной системе;
2) в действиях заказчика имеется нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в отсутствии в проекте контракта условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта;
3) объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) в проекте контракта определен не в конкретном размере.
3. По мнению Заявителя 3 приложение к техническому заданию документации об электронном аукционе "Показатели основных используемых материалов при выполнении строительно-монтажных работ" (далее - Приложение) размещено Заказчиком в формате не позволяющем произвести копирование и редактирование текста.
Представители Заказчика пояснили, что не согласны с доводами жалобы, считают, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе. Просят признать жалобу Заявителей необоснованной. Были представлены письменные возражения на жалобу.
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что не согласен с доводами жалобы, просит признать жалобу Заявителей необоснованной. Были представлены письменные возражения на жалобу.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено:
Уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования г. Салехард 10.11.2017 г. на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0190300002117000415 о проведении закупки способом электронного аукциона, для нужд Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972) "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651). Начальная (максимальная) цена контракта - 11 883 350,00 рублей. Дата окончания подачи заявок 27.11.2017 г.
На заседании Комиссии установлено, что Заявители обжалует аукционную документацию.
Согласно ч.1 ст. 105 Закона о контрактной системе:
Любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1. Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исследовав аукционную документацию Комиссия пришла к выводам:
П. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В таблице "Показатели основных используемых материалов при выполнении строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (раздел "Улично-дорожная сеть") в пунктах указано:
по позиции:
3 |
Смеси асфальтобетонные |
Предназначен для верхнего слоя покрытия, оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей мелкозернистая асфальтобетонная смесь,, с размером минеральных зёрен до 20 мм, содержание щебня св. 30 до 40%; асфальтобетон плотный, с остаточной пористостью ев. 2,5 - 5,0%; Предел прочности при сжатии, при температуре 50 °С для асфальтобетонов не менее 1,1 МПа, Предел прочности при сжатии, при температуре 0 °С МПа, не более 12 МПа., водостойкость не менее 0,75. Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре °С и скорости деформирования 50 мм/мин для асфальтобетонов не менее 2,5 и не более 7,0 МПа. Пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть не более 22 %. Значение смеси щебня из гравия и гравия по морозостойкости F25. Значение смеси из щебня и гравия по дробимости, щебня из осадочных горных пород/ щебня из гравия / гравия / щебня из изверженных и метаморфических горных пород. |
Мелкозернистый асфальтобетон плотный марка I тип Б по ГОСТ 9128-2013 |
тн. |
53,47 |
Согласно ГОСТа 9128-2013 п. 4.1.11 пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей должна быть, %:
|
|
|
|
- высокоплотных |
не более 16; |
||
- плотных типов: |
|
||
А и Б |
от 14 до 19; |
||
В, Г и Д |
не более 22; |
Из объяснения Заказчика следует, что при составлении задания на аукцион была допущена опечатка в части асфальтобетонов плотных тип Б: "не более 22%".
Комиссией установлено, что Заказчиком установлено требование к пористости минеральной части асфальтобетонов плотных тип Б: "не более 22%", при этом в столбце "Значение показателей, которые не могут изменяться" установлен ГОСТ 9128-2013, соответственно потенциальный участник закупки при составлении заявки должен руководствоваться установленным ГОСТом.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы по данной позиции Заявителя 1, обоснован, при этом на заседании Комиссии отмечено, что допущенная опечатка не вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке сведения согласно ГОСТу 9128-2013.
По позиции:
14. |
Эмаль ПФ-115 |
Предназначена для окраски металлических огрунтованных поверхностей, подвергающихся атмосферным воздействиям. Межслойная сушка: при t° 20°С - 24-48 часов, при t° 110°С - 1-2 часа. Время высыхания при температуре 20°С: до степени 1 - не более 12 ч; до степени 3 - не более 48 ч. Эмаль наносится при температуре от -5°С до +30°С и относительной влажности не более 80%. Толщина покрытия одного слоя: 30-45 мкм. |
Эмаль атмосферостойкая по ГОСТ 6465- 76 |
м2 |
159 |
Согласно п. 3.2. "Подготовка образцов к испытанию" ГОСТ 6465-76 "Эмали ПФ-115. Технические условия" при определении твердости покрытия эмалей ПФ-115 сушку проводят при температуре (20 2) °С в течение 48 ч.
Толщина покрытия после высыхания для черной, красной и вишневой эмалей должна быть 13-18 мкм, для остальных эмалей - 18-23 мкм.
Из объяснения Заказчика следует, в связи с тем, что надземная часть газопровода и отключающая арматура окрашены в желтый цвет, указанная толщина покрытия 35-40 мкм соответствует двум слоям окраски, при указании количества слоев была указанна суммарная толщина покрытия, что соответствует проектному решению и ГОСТ 6465-76.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы по данной позиции Заявителя 1, необоснован.
По позиции:
15. |
Песок природный |
Предназначен для устройства земляного полотна, вертикальной планировки дорожного основания. |
Песок природный по ГОСТ 8736-93 |
м3 |
946 |
Из объяснения Заказчика следует, что при составлении задания на аукцион была допущена опечатка в части установления ГОСТ 8736-93.
Комиссией установлено, что Заказчиком установлен ГОСТ 8736-93 "Песок для строительных работ. Технические условия", который утратил свою силу и заменен на ГОСТ 8736-2014. Также Комиссией установлено, что при наборе в поисковике сети интернет "ГОСТ 8736-93" автоматически открывается ГОСТ 8736-2014 с информацией об изменении на ГОСТ 8736-93, т.е. участник закупки должен руководствоваться ГОСТ 8736-2014, в случае если участник закупки сомневается в указании ГОСТа он имеет право обратится к Заказчику за разъяснениями. Заявитель 1 не обращался к Заказчику за разъяснениями.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы по данной позиции Заявителя 1, обоснован, при этом допущенная опечатка не вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
По позиции:
16. |
Запорная арматура |
Кран шаровой с ручным управлением, с концами под приварку для надземной установки, в северном исполнении 11лс60п1ХЛ МАЗ9208-050 ХЛ |
Ду200мм.; Условное давление Ру=1,6 МПа. Рабочая среда - газ. ТУ26-07-1435-95 В климатическом исполнении 5 типа УХЛ1 поГОСТ 15150-69. Герметичность затвора запорной арматуры соответствует классу "А" по ГОСТ 94544-93 |
шт. |
2 .. |
Из объяснения Заказчика следует, что при составлении задания на аукцион была допущена опечатка в части установления ГОСТ 94544-93, при этом в конкретных показателях описан ГОСТ 9544. Указанный ГОСТ принят на основании характеристик, указанных заводом изготовителем ЗАО "Спецавтоматика", Заявитель 1 за разъяснениями не обращался.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы по данной позиции Заявителя 1, обоснован, при этом допущенная опечатка, согласно указанной в аукционной документации характеристики запорной арматуры, не вводит потенциальных участников закупки в заблуждение.
По позиции:
5. |
Люк чугунный |
Люки чугунные для колодцев и камер, подземных инженерных городских коммуникаций предназначены для устройства в зоне зеленых насаждений и на проезжей части улиц. Условное обозначение люка должно состоять из обозначения типа, наименования инженерной сети, для которой он предназначен, и обозначения настоящего стандарта. |
Люк чугунный по ГОСТ 3634-89 |
шт |
14 |
По мнению Заявителя 1, ГОСТ 3634-89 "Люки чугунные для смотровых колодцев. Технические условия" утратил свою силу, он заменен на ГОСТ 3634-99 "Люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев. Технические условия".
Из объяснения Заказчика следует, Указанный ГОСТ принят на основании проектной документации, прошедший государственную экспертизу проектной документацией N 89-1-4-0281-12 от 16.08.2012 года, в ведомости ссылочных и прилагаемых документов указано ТПР 901-09-11.84, А.II (в которых люки колодцев приняты по ГОСТ 3634-89). ГОСТ 3634-89 "Люки чугунные для смотровых колодцев" в настоящее время является действующим.
Комиссия приходит к выводу, что довод жалобы по данной позиции Заявителя 1, необоснован.
2. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в проекте контракта документации об Аукционе не установлено обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В пункте 5.7. Информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе второй части заявки "копии выписки из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58". Также согласно пункту 6.8. проекта государственного контракта установлено следующее положение: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, имеющих свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом Контракта. При этом стоимость работ должна составлять не менее 50% стоимости работ по Контракту."
Таким образом, указанными положениями документации об Аукционе исключается возможность участия в Аукционе физических лиц, в связи с чем указанное нарушение не влияет на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя 2 необоснован.
2.1 Согласно части 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.8. проекта государственного контракта установлено следующее положение: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, имеющих свидетельство саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являющихся предметом Контракта. При этом стоимость работ должна составлять не менее 50% стоимости работ по Контракту."
Указанные положения не позволяют установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в проекте контракта документации об Аукционе конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в виде конкретного процента от цены контракта, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 3 статьи 50 и частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе конкурсная документация, документация об электронном аукционе должны быть доступны для ознакомления в ЕИС без взимания платы.
Согласно части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе установлено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу ч. 2 ст. 7 Закона о контрактной системе открытость и прозрачность информации, указанной в ч. 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная данным Законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 и пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление в документации о закупке требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого конкурса, аукциона или ограничение доступа к участию в таком конкурсе, аукционе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
Таким образом, из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе и Правил следует, что заказчик, уполномоченный орган обязаны разместить информацию о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" без каких-либо ограничений, связанных с ее ознакомлением.
При сканировании PDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате РDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
PDF - стандартный межплатформенный формат файлов, позволяющий осуществлять обмен готовыми к печати документами, который создается при сканировании бумажных форм документов сканерами различных производителей, в соответствии со спецификацией Adobe Portable Document Format; при сканировании РDF файл создается без защиты и не имеет ограничений на использование. В таком виде документы в формате РDF размещаются и позволяют осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами. Таким образом, размещенная на сайте документация опубликована в общедоступных форматах, доступна для ознакомления и не зашифрована. При этом фоновый рисунок в формате РDF возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе не ограничивает.
Согласно позиции Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенной в письме от 23.05.2016 N Д28и-1299, необеспечение заказчиком возможности поиска и копирования фрагментов текста размещенной в ЕИС информации является ограничением для ознакомления с такой информацией, а также противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, в случае размещения заказчиком на официальном сайте технической части документации в формате, не обеспечивающем возможности копирования фрагментов при условии, что такой текст необходим для заполнения заявки, участнику закупки необходимо самостоятельно заполнять заявку в ручном режиме, что при наличии большого объема информации приводит к невозможности участников закупки заполнить заявку надлежащим образом в установленные сроки, поскольку требует больших временных затрат и, как следствие, является дополнительным барьером, приводит к ограничению количества участников закупки, а также к формальным ошибкам в заявках участников закупок.
Следовательно, информация, необходимая для заполнения заявки участниками закупки, в виде текста размещается на официальном сайте в читаемом формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат"), то есть в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами общераспространенных программ для просмотра ("документ в электронной форме"). Так одной из общераспространненой программой является бесплатная программа Adobe Acrobat Reader DC, которая предлагает больше возможностей, чем другие программы для чтения, печати и рецензирования файлов PDF.
ФАС России обращает внимание, что размещение технической части документации в файле, защищенном паролем, не позволяющем совершать действия по ознакомлению, копированию и выводу документа на печать без ввода пароля, не допускается.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Приложение к техническому заданию документации об электронном аукционе "Показатели основных используемых материалов при выполнении строительно-монтажных работ" в формате PDF не ограничивает возможности ознакомления участников размещения заказа с документацией об аукционе. Формат РDF позволяет осуществлять ознакомление, печать и копирование общедоступными средствами.
Комиссия приходит к выводу, что доводы Заявителями 2 и 3 необоснованны.
Исходя из вышеизложенного Комиссией установлено, что Заказчиком - Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) аукционная документация составлена с нарушениями действующего федерального законодательства в сфере осуществления государственных закупок п. 2 ч.1 ст. 33, ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводов или документов о нарушении прав Заявителей не предоставлено.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация не соответствует обязательным требованиям Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика имеются нарушения требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ИП Черняк Г.Е. (Алтайский край, с. Белоглазово) на действия Заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), частично обоснованной.
2. Признать жалобу ООО "СеверСтрой" (ИНН: 2462221255) на действия Заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), частично обоснованной.
3. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (ИНН: 5503138540) на действия Заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651), необоснованной.
4. Признать Заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972), при осуществлении закупки способом электронного аукциона "Выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Инженерное обеспечение и благоустройство территории СНТ "Удача" г.Салехард"" (извещение N 0190300002117000415http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/printForm/view. html?printFormId=29963651) нарушившим требования п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - Муниципальному казенному учреждению "Управление капитального строительства" (ИНН: 8901027972) предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении должностного лица Заказчика утвердившегося аукционную документацию с нарушением требований п. 2 ч.1 ст. 33, ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
Председатель комиссии "__."
Члены комиссии "__."
"__."
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 1 декабря 2017 г. N 04-01/502-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2017