На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "СК "Хорошие соседи" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Пермского краевого суда (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "Сбебрбанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля и технического надзора по объекту "Строительство здания для размещения Пермского краевого суда" (номер извещения 0156100008917000095) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлены основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта;
2. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок действия контракта;
3. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Постановление Правительства N 1042);
4. Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом порядок оплаты оказанных услуг в рамках исполнения контракта;
5. Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые положения в отношении возможности привлечения соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта.
В письменных возражениях Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение обращения с 14.12.2017 на 15.12.2017.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.11.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 705 132, 69 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 11.12.2017;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлены основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Частью 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Частью 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Пунктами 7.4-7.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- при существенном нарушении Исполнителем условий настоящего Контракта;
- нарушения Исполнителем сроков оказания Услуг, предусмотренных графиком оказания Услуг, более чем на 10 (десять) рабочих дней;
- при не предоставлении в установленный срок документов, подтверждающих членство Исполнителя в СРО.
7.5. Исполнитель вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае существенного нарушения Заказчиком принятых на себя по Контракту обязательств".
Пунктом 9.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения проекта контракта документации об Аукционе не противоречат действующему законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии явку своего представителя не обеспечил, доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлены основания для одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлен срок действия контракта, что неправомерно предусматривает возможность продления срока оказания услуг, а также увеличения обеспечения исполнения контракта в период исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с частью 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Подпунктом 3.2 Технического задания документации об Аукционе установлено: "Срок (период) выполнения работ:
Начало выполнения работ на следующий день после подписания настоящего государственного контракта.
Окончание работ: 29.12.2018 г., но не ранее даты завершения в полном объеме всех строительно-монтажных работ при строительстве здания для размещения Пермского краевого суда и ввода объекта в эксплуатацию".
В соответствии с пунктом 8.1 проекта контракта установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с даты его подписания и действует до "31" декабря 2018 года".
Пунктом 9.9 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до момента исполнения Сторонами принятых на себя обязательств".
Комиссией установлено, что Проектом контракта определен срок действия контракта.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что установленный срок действия контракта не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе надлежащим образом не установлена ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с Постановлением Правительства N 1042.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства N 1042 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 2 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном пунктами 3 - 9 Правил, в виде фиксированной суммы, в том числе рассчитываемой как процент цены контракта, или в случае, если контрактом предусмотрены этапы исполнения контракта, как процент этапа исполнения контракта (далее - цена контракта (этапа)).
Пунктами 6.3 - 6.7 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту устанавливается в соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона, согласно которому правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, Исполнителем, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042.
6.4. В случае несвоевременного выполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных в Контракте, Исполнитель обязуется выплатить Заказчику пени.
6.5. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем.
6.6. За каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, размер штрафа составляет 5000 (пять тысяч) рублей 00 копеек.
6.7. Общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта".
Пунктом 6.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик не несет ответственность за несвоевременное исполнение обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из федерального бюджета".
Изучив проект контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком не установлены надлежащим образом условия и порядок начисления штрафов за ненадлежащее исполнения условий контракта подрядчиком в соответствии с положениями пунктов 3, 5, 6 Правил, а также условия об ответственности Заказчика за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом в соответствии с положением пункта 9 Правил.
При этом пункты 3, 5, 6, 9 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, Заказчику необходимо установить в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Вместе с тем, в проекте контракта Конкурсной документации отсутствуют все возможные значения размеров штрафа для каждого порогового значения цены контракта, предусмотренного Правилами.
Кроме того, Комиссия установила, что в проекте контракта Заказчиком, не установлены условия об ответственности Заказчика, а именно размер пени в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
4. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен надлежащим образом порядок оплаты оказанных услуг в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 8 информационной карты документации об Аукционе, установлено: "Срок выполнения работ: Начало выполнения работ на следующий день после подписания настоящего государственного контракта.
Окончание работ: 29.12.2018 г.".
Пунктом 10 информационной карты документации об Аукционе установлен следующий график финансирования услуг, оказываемых в рамках исполнения контракта: "2017 г. - 6 327 809,20 руб. (шесть миллионов триста двадцать семь тысяч восемьсот девять рублей двадцать копеек);
2018 г. - 377 323,49 руб. (триста семьдесят семь тысяч триста двадцать три рубля сорок девять копеек)".
При этом, учитывая, что график оказания услуг, график оплаты оказанных услуг представлены в документации об Аукционе в виде пустых приложений к проекту контракта документации об Аукционе, по мнению Комиссии, не позволяет участнику закупки определить ежегодный объем оказываемых услуг в рамках исполнения контракта, а также порядок оплаты соответствующих услуг, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые положения в отношении возможности привлечения соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 706 Гражданского кодекса Российской Федерации если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 1.8.1 раздела 1 "Общие положения" документации об Аукционе установлено: "Участник электронного аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или условиями контракта".
Пунктом 2.1.14 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что исполнитель обязан оказывать услуги лично.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения документации об Аукционе не противоречат действующему законодательству Российской Федерации.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые положения документации об Аукционе в отношении возможности привлечения соисполнителей (субподрядчиков) к исполнению контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016
N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 4 информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, в том числе: "соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки:
наличие у участника допуска саморегулируемой организации на право выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с видами работ, согласно Перечня видов работ и допусков СРО, утвержденных: приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, с изменениями, внесенными приказом Минрегиона России от 23.06.2010 N 294, постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 207.
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14)
32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17)
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19)
32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ N 12.3, 12.12, 23.6, 24.10 - 24.12)
32.7. Строительный контроль за работами в области электроснабжения (вид работ N 15.5, 15.6, 23.6, 24.3 - 24.10, группа видов работ N 20)
32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ N 20.13, 23.6, 23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12)".
Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе: "Выписку из реестра членов саморегулируемой организации сроком не позднее 30 (тридцати) календарных дней от даты ее выдачи (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").*
* Выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна содержать следующие виды работ, согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624: 32.1, 32.4, 32.5, 32.6, 32.7, 32.8".
Пунктом 4 Технического задания документации об Аукционе установлено требование к исполнителю о наличии разрешительных документов на право оказания соответствующих услуг: "наличие у Исполнителя допуска саморегулируемой организации на право выполнения работ по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с видами работ, согласно Перечня видов работ и допусков СРО, утвержденных: приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624, с изменениями, внесенными приказом Минрегиона России от 23.06.2010 N 294, постановлением Правительства РФ от 24.03.2011 N 207.
32.1. Строительный контроль за общестроительными работами (группы видов работ N 1 - 3, 5 - 7, 9 - 14)
32.4. Строительный контроль за работами в области водоснабжения и канализации (вид работ N 15.1, 23.32, 24.29, 24.30, группы видов работ N 16, 17)
32.5. Строительный контроль за работами в области теплогазоснабжения и вентиляции (виды работ N 15.2, 15.3, 15.4, 23.4, 23.5, 24.14, 24.19, 24.20, 24.21, 24.22, 24.24, 24.25, 24.26, группы видов работ N 18, 19)
32.6. Строительный контроль за работами в области пожарной безопасности (вид работ N 12.3, 12.12, 23.6, 24.10 - 24.12)
32.7. Строительный контроль за работами в области электроснабжения (вид работ N 15.5, 15.6, 23.6, 24.3 - 24.10, группа видов работ N 20)
32.8. Строительный контроль при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте сооружений связи (виды работ N 20.13, 23.6, 23.28, 23.33, 24.7, 24.10, 24.11, 24.12)"
Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Приказ Ростехнадзора N 58) утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
Вместе с тем, согласно Приказу Ростехнадзора N 58 сведения в отношении переченя видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске не применяются с 01.07.2017.
Следовательно, условием допуска к участию в торгах на оказание услуг по осуществлению строительного контроля объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что подтверждается выпиской из реестра членов саморегулируемой организации, предусмотренной формой, утвержденной Приказом Ростехнадзора N 58.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе выписки из реестра членов саморегулируемой организации с указанием видов работ, что не предусмотрено Приказом Ростехнадзора N 58.
Указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
7. Согласно пункту 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.
Пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе: "Наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона".
Таким образом, установление требования в документации об Аукционе об обязательном предоставлении идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника Аукциона не соответствует части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
8. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса от участника электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Пунктом 27 информационной карты документации об Аукционе установлена дата начала и окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации, а именно: "с "20" ноября 2017 года по "01" декабря 2017 года".
При этом извещением, документацией об Аукционе установлено, что дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе 06.12.2017.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в документации об Аукционе надлежащим образом не установлена дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации об Аукционе, поскольку предоставление разъяснений положений документации об Аукционе осуществляется в отношении запросов, направленных Заказчику не позднее 01.12.2017.
Таким образом, действия Заказчика, не установивших надлежащим образом дату окончания предоставления участникам Аукциона разъяснений положений документации об Аукционе нарушают пункт 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 17.08.2017 N 1068/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пунктов 1, 2, 11 части 1 статьи 64, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2017 г. N ВП-627/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.12.2017